– «Нет, ибо они не могут обмануться; на них нет более маски, под которой у вас скрываются лицемеры; поэтому их привязанности не меняются, когда они сами чисты; любовь, соединяющая их, есть для них источник высшего блаженства.»
Привязанность, которую двое питали по отношению друг к другу на земле, всегда ли она продолжается в мире духов?
– «Да, надо полагать, если она основана на истинной симпатии; но если физические причины имеют больший вес, чем духовная симпатия, то тогда привязанность эта кончается вместе со своей причиной. Привязанности среди духов более прочны и более длительны, чем на Земле, поскольку они никак не подчинены прихоти матерьяльных интересов и самолюбия.»
Души, которые должны соединиться, предназначены ли оне для этого соединенья от своего начала и нет ли у каждого из нас где-либо его половины, с каковой он однажды неизбежно воссоединится?
– «Нет, между душами не существует отдельного и неизбежного соединения. Единение существует между всеми духами, но степень этого единения различна, что зависит от ранга, ими занимаемого, т.е. определяется степенью совершенства, коего они достигли: чем более они совершенны, тем более они воссоединены. От несогласья происходят все беды человеческие; согласие же имеет своим следствием полнейшее счастье.»
В каком смысле должно понимать слово «половина», коим пользуются духи для обозначения симпатичных им духов?
– «Выражение неточно; если бы один дух был лишь „половиной“ другого, то, будучи отделён от него, он был бы неполон.»
З00. Два духа, совершенно симпатизирующих друг другу, раз соединившись, оказываются ли они соединёнными на вечность или же они могут разойтись и соединиться также с другими?
– «Все духи соединены между собой; я говорю о тех, что достигли совершенства. На низших планетах, когда какой-либо дух поднимается, он не имеет более той же симпатии к тем, кого он оставил.»
Два духа, питающих друг к другу симпатию, являются ли они дополнением один другого, или же эта симпатия есть результат полнейшей тождественности?
– «Симпатия, влекущая один дух к другому, есть результат совершенной согласованности их интересов и склонностей; если бы один должен был дополнять другого, он терял бы свою индивидуальность.»
Заключается ли эта тождественность, необходимая для совершенной симпатии, только в сходстве мыслей и чувств или же ещё и в одинаковости приобретённых познаний?
– «В равенстве степени возвышения.»
З03. Духи, не симпатизирующие друг другу сегодня, могут ли они стать таковыми позднее?
– «Да, все будут симпатизировать друг другу. Так дух, пребывающий сегодня на той или иной из низших планет, совершенствуясь, достигнет планеты, где живёт другой. Их встреча произойдёт быстрее, если дух более высокий, плохо справляясь с назначенными ему испытаниями, остаётся всё на том же уровне.»
– Два сочувственных духа, могут ли они перестать симпатизировать друг другу?
– «Разумеется, если один из них ленив.»
Примечание. Теория о двух вечных половинах есть аллегория, изображающая соединенье двух симпатизирующих друг другу духов; выражение это употребительно даже в просторечии, но не следует понимать его буквально. Духи, пользующиеся им, определённо, не принадлежат к самому высшему рангу, круг их мыслей необходимо ограничен, и им пришлось передать свою мысль в выражениях, коими они пользовались при жизни в теле. Нужно, стало быть, отбросить мысль о том, будто два духа создаются один для другого, с тем чтоб однажды неизбежно соединиться в вечности, пройдя через период более или менее длительного разъединения.
Воспоминание о жизни в теле
Помнит ли дух о своей жизни в теле?
– «Да, т.е. после того, как он множество раз прожил как человек, он помнит, кем он был, и, уверяю тебя, порою он смеётся от жалости к самому себе.»
Примечание. Так человека, достигшего зрелости, не трогают сумасбродства его молодости или ребяческие причуды детства.
Воспоминание о жизни в теле, представляется ли оно духу в полном своём виде сразу же после смерти?
– «Нет, оно возвращается к нему как нечто проступающее из тумана, и по мере того, как он сосредоточивает на этом своё внимание.»