Роль формирования различных видов деятельности в развитии ребёнка: Развитие ребенка связано с формированием предметной, игровой, изобразительной, конструктивной, трудовой деятельности, в процессе которых происходит познание предметов и явлений окружающего мира, отношений людей, развиваются речь и навыки общения, происходит зарождение личности человека. Ребенок рисует, строит, вырезает - общее для этих видов деятельность является создание продукта.
Особенности формирования предметной и игровой деятельности глухих и слабослышащих детей. (Г. Л. Выгодская)
У детей с нарушением слуха предметная деятельность формируется в дошкольный период детства (задержка в развитии восприятия, мышления, воображения).
Недоразвитие речи и ограниченность речевого общения негативно влияют на становление сюжетно-ролевой игры. Тематика игр бедная - бытовые игры. Длительное время носят предметно - процессуальный характер. Многократно повторяют одни и те же игровые действия. Не умеют передавать отношения людей. Полноценная сюжетно-ролевая игра без специального обучения не формируется.
Задачи формирования игровой деятельности:
1. формирование самой деятельности - развитие интереса к играм, обучение действиям с игрушками, умение пользоваться предметами - заместителями, умение разворачивать сюжеты игр;
2. формирование нравственного воспитания - возможность отражать в играх отношения людей, норм поведения;
3. умственное воспитание - расширять представление детей об окружающем мире, его предметах, явлениях через подбор тематики игр; дидактические игры;
4. речевое развитие - усвоение новых слов, их значений, действий, свойств, взаимодействие в игре с др. детьми и взрослыми.
Педагогические условия развития речевой деятельности:важное осознание педагогами значение игры для речевого развития ребёнка с нарушенным слухом. Создание условий в течение всего дня, предусматривать в режиме: утром до завтрака – дидактические игры, на прогулках – подвижные игры, после сна – свободная деятельность, после ужина – сюжетно-ролевые игры, на занятиях по различным разделам программы и на специальных занятиях по игре. Для того, чтобы дети играли необходимо иметь в группах достаточное количество игрушек. Тематика и содержание игр должны быть связаны с разделами программы.
Содержание работы - формирование предметно-игровых действий. Метод обучения игре- выполнение действий по подражанию. Важное значение имеет последовательность ведения предметов - заместителей. По мере овладения структурой и последовательностью игровых действий начинает формироваться ролевое поведение. Приемы подготовки к сюжетно - ролевым играм - экскурсии, беседы, изготовление атрибутов.
Развитие речевого общения в игре.
В условиях игры ребенок сталкивается с необходимостью устанавливать контакты, применять на практике нормы поведения по отношению к своим сверстникам.
Особенности изобразительной и конструктивной деятельности дошкольников с нарушениями слуха.
Более позднее становление предметного рисунка, обедненнсть его содержания, большое количества стереотипных изображений, нет попыток тематического рисования или соотнесения каракулей с реальными предметами или игрушками; большая склонность к точному прорисовыванию деталей и элементов. Сюжет рисования появляется поздно и развивается в ограниченных пределах. Сюжеты упрощены, ограничены, рисование по замыслу – примитивное. Успехи зависят от состояния речи ребёнка и возможности общения с ним.