Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

II. 22. Система мероприятий по оказанию коррекционной помощи детям с недостатками зрения. Значения ТСО в коррекции и компенсации недостатков зрения у слепых и слабовидящих



Классификация детей с нарушением зрения:

1) Слепые дети:

- тотальная слепота – стойкое отсутствие светоощущения на оба глаза (полная, абсолютная).

- частичная слепота – резкое понижение остроты зрения, при котором оно не превышает 0,04 на лучше видящем глазу с коррекцией очками, но светоощущение сохранено. Позволяет сосчитать пальцы рук у лица, различать контуры, силуэты, цвета предметов непосредственно перед глазами (опора на сохраненные анализаторы).

2) Слабовидящие дети – острота зрения у которых на лучше видящем глазу с применением коррекции от 0,05 до 0,3. при значительном снижении зрения, зрение остаётся основным средством восприятия.

3) Дети с амблиопией и косоглазием.

Амблиопия – функциональное снижение остроты зрения без видимых органических причин; понижение зрения, обусловленное функциональными расстройствами зрительного анализатора, выражающего в снижении остроты центрального зрения.

Косоглазие – отклонение зрительной линии одного из глаз от совместной точки фиксации.

Направления коррекционно-педагогической работы зависят от определения прогноза лечения зрительного заболевания.

Учреждения для оказания лечебно-восстановительной и психолого-педагогической помощи детям с недостатками зрения.

Для организации медико-педагогической помощи в нашей стране создана целая сеть учреждений для детей с недостатками зрения – государственные учреждения для воспитания слепых и слабовидящих, деятельность которых направлена на воспитание, лечение, восстановление, коррекцию нарушений, функций зрения у детей, подготовка к обучению в школе.

- кабинеты охраны зрения при поликлиниках ;

- детские ясли, сады, детские дома при слепых, слабовидящих, для детей с косоглазием, амблиопией;

- группы при массовых дошкольных учреждениях, при специальных школах;

- группы для слепых и слабовидящих детей, имеющих нарушение интеллекта;

- школы, школы-интернаты, центры, учебно-воспитательные комплексы;

- специализированные лагеря отдыха, глазные санатории.

Определение типа учреждения зависит от степени зрительного дефекта, характера и вида сопутствующих заболеваний, психического развития ребёнка, возраста, перспектив лечения заболевания. В дошкольные учреждения и школы направляют через ПМК, куда должны входить тифлопедагог, офтальмолог.

Штат специалистов: заведующая или директор тифлоцентра, врач-офтальмолог, методист, медсестра-ортопедистка, врач-педиатр, которые следят за здоровьем детей, воспитатель закрепляет навыки, сформированные на занятиях тифлопедагога. Тифлопедагог проводит обследование уровня развития детей, ежедневно проводит коррекционные, индивидуальные и подгрупповые занятия, координирует деятельность воспитателя, музыкального работника, психолога, логопеда, проводит занятия с родителями, с детьми на дому. Психолог работает совместно с тифлопедагогом, учитывает особенности психофизического развития таких детей, адаптирует тесты, проводит индивидуальные занятия с детьми, оказывает помощь другим специалистам. Логопед ведёт учёт особенностей таких детей, больше использует словесные методы. Методист по лечебной физкультуре обследует детей, составляет карты их физического развития, адаптирует методики по лечебной гимнастике, проводит индивидуальные и подгрупповые занятия. Музыкальный педагог ведёт подгрупповые и индивидуальные занятия в соответствии с особенностями таких детей, подбирает наглядные пособия с учётом особенностей, совместно работает с воспитателем, психологом и другими специалистами.

Должна соблюдаться преемственность в работе всех специалистов. Основным условием организации коррекционно-педагогической работы в спец. Дошк. Учрежд. – охрана и развитие зрения детей (соблюдение требований к зрительной нагрузке, дифференцированное использование наглядных методов обучения)

Основные направления работы

1) лечебно-восстановительные (врачи-офтальмологи – обследование, лечение медикаментозное, аппаратное, очковая коррекция; медсестра по ортопии, обычные медсестры.

2) коррекционно-педагогическое: педагогический коллектив (тифлопедагог – коррекционные занятия, воспитатель, психолог, логопед).

В работе специальных дошкольных учреждений решаются основные 4 задачи. Решение этих задач обеспечивает не только усвоение детьми общеобразовательных программ, но и возможность коррекции и компенсации вторичных отклонений в развитии.

Задачи:

-развитие сохранных зрительных функций у частично видящих и слабовидящих, восстановление до нормы зрения у детей с функциональным нарушением зрения медицинскими и педагогическими средствами: лечебно-восстановительная работа направлена на раннее выявление заболевания, своевременное направление детей, нуждающихся в лечении, проведение консервативного лечения, назначение оптической коррекции, проведение аппаратного лечения; педагогическое воздействие направлено на создание благоприятных условий (рациональное освещение), соблюдение режима дня, создание условий для смены видов деятельности, контроль за ношением очков и окклюзионной повязки, соблюдение правильной посадки детей, правильное использование наглядных пособий, проведение зрительной гимнастики (5-10 минут).

-создание благоприятных условий для развития детей, усвоение ими учебной программы с учётом особенностей и физического развития: у детей наблюдается отставание в психофизическом развитии. Периоды развития детей с недостатками зрения не совпадают по времени с периодами развития нормально видящих детей. Детям с недостатками зрения приходится вырабатывать свои способы познания окружающего мира, которые несвойственны нормально видящим детям.

-коррекция вторичных отклонений в развитии детей с недостатками зрения.

-формирование у детей с нарушением зрения компенсаторных способов познавательной, трудовой, игровой видов деятельности: эта задача предполагает формирование на специальных занятиях тифлопедагога способов и приёмов восприятия детьми окружающего мира, то есть детей учат пользоваться сохранными органами чувств.

Средства обучения слепых и слабовидящих. Для учащихся школ третьего вида выпускается разнообразная литература, издаваемая по системе Брайля (все выпускаемые учебники иллюстрируются рельефными рисунками, чертежами, схемами). Для слепых, имеющих остаточное зрение, выпускаются пособия, сочетающие рельефную и цветовую печать. Для подбора, построения и реконструкций изображений для слепых и слабовидящих разработаны специальные методики, учитывающие зрительные и осязательные возможности детей (В.П.Ермаков).

Тифлотехникаспециальная отрасль приборостроения, занимается разработкой общих и специальных принципов конструирования и производства различных и тифлотехнических средств, предназначенных для лиц с нарушением зрения.

Тифлотехника играет существенную роль в трудовой и социальной реабилитации инвалидов по зрению.

Направления развития тифлотехники:

- медицинское – исследование и коррекция нарушений зрения,

- учебное – оптимизация учебного процесса при обучении основных наук, на занятиях по физ воспитанию, по ознакомлению с окружающим миром, изо деятельностью,

- производственное – решение задач по выполнению производственных операций.

- культурно-бытовое – разработка и создание специальных средств, облегчающих ориентировку в пространстве.

В основе разработки тифлотехнических средств компенсации нарушенных функций зрительного анализатора лежит преобразование визуальной информации в сигналы, доступные для восприятия посредством слуха, осязания (сохранными анализаторами). Функции приёмника световых сигналов и их перекодирование выполняет тифлоприбор. Коррекция неполноценного зрения ведётся путём усиления (повышения уровня) полезного оптического сигнала над уровнем помех, обусловленных неполноценностью зрительного анализатора. Это достигается увеличением яркости, контрастности, угловых размеров изображения наблюдаемого объекта на сетчатке глаза. Используются специальные оптические, телевизионные, светотехнические средства. К оптическим средствам коррекции относятся различного рода лупы (ручные, опорные, стационарные), очки, бинокуляры, проекционные увеличивающие аппараты (эпи- и диапроекторы). Все эти средства могут быть использованы для зрительных работ на близком или далёком расстоянии. Используются телевизионные увеличивающие устройства для слабовидящих, позволяющие получить 60ти кратное увеличение (могут быть индивидуального и коллективного пользования). При обучении слабовидящих используются специальные замкнутые телевизионные системы, позволяющие осуществлять фронтальные методы обучения. В случаях, когда зрение ухудшается в условиях повышенной освещённости, используются светотехнические средства в виде светозащитных коррегирующих линз из цветного стекла с покрытием. Для незрячих разработаны различные по сложности технические устройства и приспособления: простые приспособления для вдевания нитки в иголку, трости для обеспечения возможности самостоятельного передвижения, грифели и приборы для ручного письма по системе Брайля (Брайлевское шеститочие). Принцип работы: ребёнок надавливает на шрифт грифелем слева направо, на обратной стороне получается рельефное изображение точек. Это выпуклое изображение читает ребёнок (сохраняется зеркальность письма). Имеются специальные приборы для рельефного черчения и рисования. Выпускаются «говорящие» книги, грампласинки, магнитные носители записи книг и устройства для их прослушивания. В целях улучшения физической подготовки слепых и слабовидящих и развития их двигательной активности используются специальные виды тренажёров (бегущие дорожки, велотренажёры с различными поверхностями), звуковые мишени, звучащие мячи, брайлевский компас (указание направления движения), переносные звуковые сигнализаторы, рация с односторонней связью (команда передаётся через наушники), фоноскоп (ориентиром служит источник света, если направлен правильно, то идёт звуковой сигнал).

Используются наглядные пособия:

· Объёмная кукла.

· Рельефные карточки, доска с ограничителями, градуированный экран (с опорой на тактильно-мышечную чувствительность).

· Карта-путь (может быть объёмная и плоскостная).

· Макеты.

· Рельефные изображения (контурный рисунок, аппликации, барельеф).

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.