В договоре фиксируются: предмет договора; взаимные права и обязанности; последствия нарушения договоренности.
В предпринимательстве необходимо различать учредительный договор и предпринимательский договор.
Учредительный договор – это письменный документ, свидетельствующий о волеизъявлении физических или юридических лиц по образованию, учреждению новой организационно-правовой структуры для реализации какой-либо конкретной предпринимательской идеи.
Предпринимательский договор – это волеизъявление сторон по поводу не организации, а осуществления самого предпринимательского процесса, не предполагающего объединения договаривающихся сторон в какую-либо единую организационно-правовую структуру.
Поскольку договор представляет собой компромисс сторон, то и форма, в которой он заключается, носит произвольный характер, хотя существует и почти повсеместно применяются типовые формы договоров. Однако такие типовые формы не носят обязательного характера, они служат лишь основой для заключения какого-либо конкретного договора.
Тем не менее, на практике существуют определенные требования, которые стороны стараются соблюсти при подготовке и подписании любого договора.
Прежде всего, это относится к структуре самого документа. Любой договор состоит из:
Преамбулы
Основной части
Заключительной части.
Преамбула – это своеобразное введение в договор, которое включает:
название (наименование) договора – купли-продажи, поставки, бартерных поставок и т.д.
указание места и времени заключения договора
фиксирование факта заключения договора в соответствии с теми условиями, которые указываются в тексте договора
наименование сторон; при этом продавец, или передающая сторона, называется первой, а покупатель, или принимающая сторона – второй.
В заключительной части договора указываются:
юридические адреса сторон
все приложения, которые являются неотъемлемыми частями договора
подписи сторон
указание места и даты заключения договора (если это не было сделано в преамбуле).
Основная часть договора содержит в себе три группы условий:
Обычные
Существенные
Случайные
Обычные условия договора это те положения, которые вытекают из нормы закона, регулирующей данные отношения; они включаются во все договоры, независимо от их содержания. Если стороны по какой-то причине не включили в договор обычные условия, то при возникновении спорных вопросов опираются на норму закона.
К существенным условиям относятся лишь те условия, которые характерны для данной сделки, но к другим сделкам они будут вряд ли применимы (например, цена товара за единицу). Именно существенные условия договора составляют тему и содержание обсуждения при переговорах партнеров о заключении сделки.
Случайные условия, в принципе не вытекают из нормы закона и не являются обязательными для включения, но если они включаются в договор по обоюдному согласию сторон, то становятся обязательными для исполнения.
Заключения договора предшествуют переговоры сторон, которые могут вестись в устной форме (например по телефону), путем непосредственной встречи или в письменной форме.
Одна из сторон, являясь инициатором заключения договора, готовит письменное предложение другой стороне в форме проекта договора. Это коммерческое предложение получило название оферты (оферты).
Предлагающая сторона – оферент, сторона, которой адресовано предложение – акцептант.
Целью любой оферты является быстрое, с первого взгляда, привлечение внимания и вызов интереса у потенциального партнера к предложению.
В оферте важно выделить несколько уровней информации:
Что предлагается.
Здесь может быть две концепции:
а) для товаров, предназначенных широкому кругу потребителей, следует применить общепринятое и понятное наименование, избегая сложной тех. и спец. терминологии
б) товары узкопрофессионального или спец. назначения, должны называться точно, с применением тех. терминологии
Эти приёмы позволяют выделить среди общего потока покупателей более вероятных партнёров и определить границы рынка сбыта.
Кто предлагает.
Покупатель в общем случае подготовлен: он знает рынок и производителей данного товара, имеет информацию об уровне цен и характерных типах товаров и услуг. Массовый покупатель ищет хороший товар в известной фирме.