Предпринимательство представляет собой неотъемлемую часть общеэкономических и социально-экономических процессов. И как общие экономические процессы включает в себя одних и тех же субъектов (рисунок 1). При этом, однако, субъекты предпринимательского процесса имеют свои специфические, отличительные характеристики.
Рисунок 1 – Субъекты предпринимательской деятельности
Считается, что во взаимоотношениях предпринимателя и потребителя предприниматель относится к категории активного субъекта, а потребителю свойственная прежде всего пассивная роль. Необходимо проанализировать эту связь, чтобы выяснить насколько верно данное утверждение.
С одной стороны потребитель – индикатор предпринимательского процесса. Все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной экспертной оценки потребителя, т.е. готовности потребителя приобрести тот или иной товар. Значит предприниматель при организации своей деятельности не может игнорировать настроения, желания, интересы, ожидания, оценки потребителя.
С другой стороны, это совсем не означает, что предприниматель обязан действовать в строгом соответствии с уже выявленными интересами потребителя. Сам предприниматель может формировать спрос потребителя, создавать новые покупательские потребности.
Таким образом предприниматель может организовать свою деятельность одним из двух способов:
- на основе выявленного интереса потребителя;
- на основе «навязывания» нового товара.
Основными средствами воздействия предпринимателя на потребителя выступают следующие:
ü новизна товара и его соответствие интересу потребителя;
ü качество;
ü степень универсальности;
ü внешний вид и упаковка;
ü позитивные отличительные характеристики товара от других;
ü услуги постпродажного сервиса;
ü престижность и привлекательность.
Подводя итог можно сказать, что с точки зрения общественного производства именно предприниматель выступает в роли активного субъекта, а с точки зрения самого предпринимательского процесса активную роль играет потребитель, и предприниматель не может игнорировать этот факт.
Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от ситуации.
Государство может выступать в роли:
q Тормоза развития предпринимательства. В этом случае оно создает неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или запрещает его вообще.
q Постороннего наблюдателя.В этом случае государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует его развитию.
q Ускорителя предпринимательского процесса. Государство ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов. В этом случае государство выполняет следующие функции: образовательную (например, подготовка предпринимательских кадров); поддержание в финансовом отношении только что вступивших или вступающих в сферу деловой активности предпринимателей; создание для предпринимателей требуемой инфраструктуры.
Наемный работник как субъект предпринимательской деятельности является реализатором идей предпринимателя. От наемного работника зависит эффективность и качество реализации предпринимательских идей.
Отношение интересов предпринимателя и наемного работника схематически можно выразить следующим образом:
В первом случае интересы предпринимателя и наемного работника совпадает, во втором нет. Значит в последнем случае стороны должны идти на компромисс, что составляет основу взаимоотношений этих двух субъектов.
Основными проблемами во взаимоотношениях предприниматель – наемный работник считается:
1. Подбор кадров нужной специализации и требуемого уровня квалификации. Эту проблему можно решить двумя путями:
- подготовить собственными силами
- привлечь из других предпринимательских структур, но в этом случае условия должны быть более привлекательными.
2. Необходимость вовлечения наемного работника в интерес предпринимательской структуры.Различают две формы вовлечения:
- вовлечение в производственный интерес фирмы: характерна для европейской системы организации труда, когда каждый наемный работник четко знает свои производственные функции и выполняет их с присущей умелостью.
- вовлечение в коммерческий интерес фирмы: характерна для японо-американской системы организации труда, когда каждый наемный работник заинтересован не только в должном исполнении своих производственных функций, но и обеспокоен общим результатом деятельности предприятия.
Любой предприниматель заинтересован в эффективных партнерских связях. Идеальным считается, когда все предприниматели образуют относительно изолированную от общего экономического процесса цепочку партнерских связей.
Партнерские связи можно разделить на:
А) реальные и потенциальные
Б) долговременные и постоянные
В) кратковременные и на определенные срок
Г) случайные и смешанные
Таким образом, при планировании своей деятельности предприниматель рассматривает партнера как субъекта предпринимательского процесса, от формы взаимоотношений с которым зависит уровень эффективности его деятельности.
Контрольные вопросы:
1. Очертите схему взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности.
2. Назовите основные качества и черты предпринимателя.
3. Какие вы знаете мотивы, побуждающие заниматься предпринимательской деятельностью?
4. Как выглядит схема взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности предприниматель-потребитель.?
5. Средства воздействия предпринимателя на потребителя.
6. Роли государства по отношению к предпринимателю: «тормоз», «наблюдатель», «ускоритель».
7. Соотношение интересов предпринимателя и наемного работника.
8. Дайте классификацию партнерских связей.
9. Что такое предпринимательские прибыль и доход? Чем они отличаются от прибыли и дохода обычного хозяйствующего субъекта?