Генеральный секретариат Интерпола является «междуна
родным центром борьбы с преступностью» (26-я Статья Устава).
Это постоянно работающий административный орган, проводящий в жизнь решения Генеральной Ассамблеи и Исполнительного комитета. Он аккумулирует всю информацию о преступниках и преступлениях, организует и координирует все практические действия по борьбе с международной преступностью. Генеральный секретариат осуществляет постоянные контакты с полицейскими властями других стран. Возглавляется этот орган Генеральным секретарем, назначаемым Генеральной Ассамблеей сроком на пять лет и ответственным перед ней и Исполнительным комитетом. Генеральный секретарь формирует штат технического и административного аппарата, призванного организовать работу секретариата[210].
В Статье 5 Устава Интерпола предусмотрены органы, которых не существует в других международных институтах. В частности, каждое государство, вступающее в Интерпол, обязано создать в своей полицейской службе особый орган – Национальное центральное бюро (НЦБ) Интерпола.
Первоначально НЦБ входило в структуру Интерпола. Оно должно было представлять Интерпол в своей стране, выражать его интересы, добиваться активного участия национальных полицейских сил во всех акциях Интерпола, проводить в жизнь решения его Генеральной Ассамблеи. Но вскоре стали очевидными многочисленные обстоятельства, затруднявшие международное сотрудничество в борьбе с преступностью. К ним относятся: особенности организации полицейских сил в различных странах, когда трудно определить, кто конкретно занимается проблемами, представляющими интерес для Интерпола; многоязычие народов, затрудняющее быстрое общение и координацию; разнообразие правовых систем мира, когда одни и те же деяния в разных странах оцениваются по-разному. Учитывая все это, на 60-й сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола в Уругвае в 1991 г. было решено изменить статус НЦБ и осуществить соответствующую редакцию его 5-й Статьи.
Отныне НЦБ стало постоянным полицейским (милицейским) органом государства, призванным осуществлять международное сотрудничество в области борьбы с уголовной преступностью. Этот орган наделен достаточно широкими полномочиями для того, чтобы он мог оперативно реагировать на любые запросы Генерального секретариата и НЦБ различных стран. Национальные центральные бюро действуют строго в рамках национального законодательства. Основные функции НЦБ сводятся к следующему:
· сбор документов и данных о преступлениях, передача их Генеральному секретариату и другим НЦБ;
· проведение полицейских операций на своей территории по просьбе НЦБ других стран;
· получение информации от НЦБ других стран, ее проверка и ответы на запросы;
· передача запросов судебных и полицейских органов своей страны полицейским органам и НЦБ других стран;
· участие в сессиях ГА, где национальная делегация возглавляется руководителем НЦБ;
· выполнение решений Генеральной Ассамблеи Интерпола.
Национальные центральные бюро, как правило, общаются непосредственно между собой и информируют Генеральный секретариат о всех совершенных на территориях их государств преступлениях, а также координированных операциях. Днем и ночью они могут получать информацию из Автоматизированного центра расследований (АЦР) в штаб-квартире Интерпола, где собраны голоса, снимки, изображения преступников, отпечатки их пальцев и многое другое. Так, в 2000 г. база данных Интерпола содержала информацию о 165 тыс. международных преступниках, 43 тыс. изображений, включая фото и отпечатки пальцев. В 1990-е гг. ежегодные запросы полицейских властей мира друг к другу составляли около 2 млн. в год. В1997 -2001 гг. их число возросло на 44 % и составило более 2700 тыс.
Постоянная комиссия по информационной технологии, состоящая из технических экспертов, представляющих разные НЦБ, встречается два раза в год и вырабатывает советы, рекомендации Исполнительному Комитету относительноновых технологий, представляющих интерес для Интерпола.
В Интерполе имеется штат советниковиз числа высокоавторитетных специалистов своего дела, которые назначаются на должность Генеральной ассамблеей сроком в три года. Их задача – консультировать Интерпол по тем или иным вопросам его компетенции.
Общая администрация Интерпола разделена на несколько отделов. Первый отдел занимается всей организационно-технической работой (подготовка сессий ГА, всевозможных встреч в Интерполе, переводы документов с языка на язык, печатание, рассылка и т. п.). Второй отдел ответственен за сбор информации и разрешение международных криминальных дел. Все данные о международных преступниках и их преступных деяниях, следы преступлений и преступников собраны в особый электронный архив, доступ к которому по особой линии связи имеют все НЦБ. Есть также Отдел связи и криминальной разведки, состоящий из Европейского бюро связи, Регионального бюро координации и четырех подотделов, каждый из которых занимается специальными видами преступности (организованной преступностью и терроризмом, экономическими и финансовыми преступлениями, распространением наркотиков). В 1993 г. создан Сектор анализа криминальной разведки, которая должна снабжать государства-члены Интерпола рекомендациями о том, как использовать электронные и прочие каналы информации.
В целях усиления сотрудничества для борьбы с преступностью в Европе решением 54-й сессии ГА Интерпола (1985 г.) при Генеральном секретариате создан Европейский секретариат. А три года спустя, в 1988 г. на этот секретариат были возложены функции Европейского бюро связи. В 1994 г. в связи с возрастанием активности Интерпола на всех континентах мира были учреждены Региональные бюро координации. В их задачу входят: определение региональных элементов в структуре полицейского сотрудничества, которые могли бы эффективно использоваться и в других регионах; содействие созданию в регионах таких структур, как Европейская комиссия Интерпола и Европейское бюро связи; улучшение форм полицейского сотрудничества в регионах и т. д.
В целях более тесной координации с учетом региональных интересов Интерпол учредил несколько Субрегиональных бюро (для Юго-Восточной Азии в Бангкоке, для Южной Америки в Буэнос-Айресе и для Западной Африки в Абиджане).
Третий отдел занимается правовыми вопросами. В его задачу входят: выработка рекомендаций о деятельности Интерпола, о международных полицейских операциях; составление проектов соглашений с государствами и международными институтами, резолюций ГА; подготовка контрактов; обслуживание Контрольного бюро для внутреннего надзора за архивами Интерпола; издание журнала международной уголовной полиции (2 раза в год); подготовка международных симпозиумов и др.
Определяющими в деятельности Интерпола являются международный розыск, уведомления, запросы. Интерпол признан официальным каналом передачи просьб государств о временном аресте в соответствии с такими двусторонними и многосторонними соглашениями, как Европейская конвенция о выдаче, Конвенция экономического сообщества западноафриканских государств о выдаче, типового договора ООН о выдачеи др.
Розыск преступников начинает страна, закон которой в результате совершения преступления оказался нарушенным. Она направляет просьбу о розыске в НЦБ страны, где преступник предположительно скрывается. НЦБ проверяет запрос с точки зрения его соответствия Статьям 2 и 3 Устава Интерпола, после чего информирует обо всем Генеральный секретариат. Законным основанием для такого запроса является решение судебных властей страны об аресте преступника с указанием оснований, по которым вынесено такое решение.
Получив эти данные, Генеральный секретарь составляет так называемый розыскной циркуляр на бланке со символикой Интерпола в правом верхнем углу на красном фоне. Его копии с фотографией и снимком отпечатков пальцев руки рассылаются во все НЦБ. Получив розыскной циркуляр, НЦБ проверяет его на предмет соответствия национальному законодательству и, в случае положительного исхода, принимает решение об объявлении розыска на территории страны, давая полицейским силам распоряжение о начале розыска.
При обнаружении преступника, он задерживается; в суд подается ходатайство о его аресте с целью выдачи. Если суд откажет в разрешении на арест, наблюдение за преступником продолжается. Об обнаружении преступника, произведенном аресте или продолжающемся наблюдении сразу же информируется НЦБ страны, возбудившей ходатайство, а тот, в свою очередь, Генеральный секретариат.
НЦБ немедленно информирует соответствующие власти своей страны о задержании преступника. Последние должны в установленные сроки представить стране, где задержан предполагаемый преступник, все необходимые документы и убедительные свидетельства виновности обвиняемого. В экстренных случаях страна может посылать запросы по радио с просьбой временного ареста того или иного лица с целью его выдачи непосредственно государствам-членам Интерпола. Но такие обращения имеют меньше значения, чем «красный циркуляр», поскольку в этом случае отсутствует полная информация (фотографии и отпечатки пальцев), необходимая для надежной идентификации и вынесения решения судебными властями.
В случаях, когда человек только подозревается в совершении преступления или страны не имеют между собою договора о взаимной выдаче преступников, объявляется розыск с целью определения местонахождения преступников и наблюдения за ними. В этом случае Генеральный секретарь заполняет «зеленый циркуляр». К циркуляру прилагаются все необходимые сведения, фотография преступника, отпечатки пальцев и обращение к НЦБ с просьбой взять его под наблюдение. В случаях, когда нужно обнаружить местонахождение подозреваемого в совершении преступления, применяется «синий циркуляр». Установление местонахождения подозреваемого необходимо, чтобы задать ему вопросы по уголовному делу.
Розыск пропавших без вести, особенно детей, ведется по «желтому циркуляру», а оповещение о нахождении неопознанных трупов – по «черному циркуляру».
Соотношение типов запросов в процентах от всех запросов выглядит следующим образом (Схема 7):