Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Организация Североатлантического договора



 

В 1947 г. по инициативе США подписывается договор о взаимной безопасности стран Западного полушария («Договор Рио-де-Жанейро»). В марте 1948 г. Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург и Ирландия подписали в Брюсселе «Договор об экономическом, социальном и культурном сотрудничестве и коллективной самозащите». Статья IV этого Договора предусматривала, что в случаях, когда любая из этих стран станет объектом вооруженного нападения в Европе, другие участники Договора обязываются оказать жертве всю необходимую (военную и другую) помощь. Эта же статья обязывала участников Договора не заключать никаких союзов, не участвовать ни в какой коалиции, направленной против кого-либо из них. Для координации намеченных в Договоре целей планировалось создание Консультативного совета. Государства-участники могли приглашать для присоединения к нему и другие государства, разделяющие его условия. Срок действия Договора был определен в 50 лет.

Вскоре участники Брюссельского соглашения, США и Канада начали переговоры о создании исключительно военной организации с целью коллективной защиты стран-участниц от потенциальной угрозы со стороны Советской Армии, дислоцированной в Восточной Европе. Переговоры завершились подписанием в Вашингтоне 4 апреля 1949 г. Североатлантического договора.

Преамбула Договора ссылается на Статью 51 Устава ООН, которая дает государствам право индивидуально или коллективно обеспечивать свою безопасность, и выражает готовность участников Договора урегулировать все международные споры мирными средствами, воздержаться от угрозы силой или использования силы в любой форме, противоречащей целям ООН.

Тогда, в условиях резко обострившейся «холодной войны», этому можно было верить. Но в начале XXI в., когда давно уже нет СССР с его действительно сильной армией, а НАТО не только продолжает существовать, но и дальше расширяется на Восток, включая в себя части распавшегося СССР, становится очевидной неискренность инициаторов Договора. НАТО с самого начала создавалась как организация для коллективных действий государств-членов по реализации своих обширных целей, в том числе и защиты от возможных противников. Если вспомнить, как выглядела политическая и экономическая карта мира в середине XX в., то станет очевидным и круг этих целей. Ситуация определялась тем, что большая часть Африки, Азии, Океании и бассейна Карибского моря находилась в колониальной и полуколониальной зависимости от государств-членов НАТО. Народы зависимых и полузависимых стран вели борьбу за свою политическую и экономическую независимость, а СССР и его союзники активно поддерживали эти требования. Вот почему в каждом из регионов мира были созданы соответствующие «ударные силы» с непременным участием США и Великобритании для отражения возможной для колонизаторов угрозы.

Формулировки Вашингтонского договора[222] напоминают статьи упоминавшегося «Договора Рио-де-Жанейро», разработанного под эгидой США. В частности, говорится о том, что для более эффективного достижения целей Договора, подписавшие его государства должны отдельно и совместно поддерживать и развивать их индивидуальную и коллективную способность сопротивляться вооруженному нападению извне. Во всех случаях возникновения угрозы для территориальной целостности, политической независимости или безопасности, они должны проводить совместные консультации. Статья 2 гласит, что государства-члены «…будут стремиться устранять конфликт в их международной экономической политике и поощрить экономическое сотрудничество между собой».

Основополагающей в Договоре является его Пятая статья. Она гласит: «вооруженное нападение против одного или большее количество государств в Европе или Северной Америке должно рассматриваться как нападение на всех них, и, следовательно, они соглашаются, что, если такое вооруженное нападение произойдет, каждый из них, в осуществление своего права индивидуальной или коллективной самозащиты, признаваемой ст. 51 Устава ООН, немедленно, отдельно или совместно с другими странами, поможет стороне или сторонам, подвергшимся нападению, всем необходимым, включая использование вооруженной силы, для восстановления и поддержания безопасности в Североатлантической зоне». Под действие этой статьи подпадали территории государств-членов НАТО в Европе, Северной Америке, Алжир (тогда – колония Франции)[223] и все острова к северу от Тропика Рака, а также места расположения сухопутных, военно-воздушных и военно-морских сил государств-членов в указанных районах и в Средиземном море.

Участники Договора могли по единодушному согласию всех остальных участников приглашать другие государства Европы, согласные с условиями Договора, присоединиться к военному союзу в целях его укрепления и повышения боевого потенциала (Статья 10). Последние должны принять условия Североатлантического Договора, ратифицировать его и представить правительству США ратификационные грамоты. По истечении десяти лет со времени действия Договора, государства получали право консультироваться относительно отношения к факторам, воздействующим на мировое развитие и защиту в регионе Северной Атлантики. По истечении 20 лет, государства-члены могли выйти из Договора, уведомив об этом правительство США за год до своего выхода.

Договор о НАТО вступил в силу 24 августа 1949 г. В короткие сроки были сформированы административные структуры, военное командование и его подразделения. Число членов НАТО увеличилось с первоначальных 12 до 16. По мере присоединения новых государств к НАТО (Греции и Турции в 1951 г., Федеративной Республики Германии – в 1955 г. и Испании – в 1982 г.), зона действия сил НАТО расширялась.

Руководящие органы. Согласно Североатлантическому договору, основным руководящим органом альянса является Совет НАТО, состоящий из постоянных представителей всех государств-членов (в ранге послов). В этом составе он именуется Постоянным советом и собирается не реже одного раза в неделю. Совет собирается также и на уровне министров иностранных дел (не менее двух раз в год), министров обороны (по необходимости) и глав государств и правительств стран НАТО. На встречах Совета высшего уровня определяются или пересматриваются стратегия и тактика альянса. На всех уровнях он обладает правом выносить решения, принимать декларации и коммюнике с объяснением тех или иных принимаемых НАТО шагов.

Все государства-члены НАТО считаются равноправными, заседания Совета и комитетов проходят за круглым столом, а решения принимаются путем консенсуса (единогласно). В Постоянном совете председательствует Генеральный секретарь НАТО, помощником которого выступает старший по возрасту посол. Председатель Совета на уровне министров иностранных дел избирается путем ежегодной ротации в алфавитном порядке. Совет уполномочен формировать все структуры, необходимые для успешной деятельности Организации (вспомогательные органы, комитеты, рабочие группы и т. п.)[224]. По мере расширения состава НАТО и сферы его деятельности формировалась и модифицировалась также и структура руководящих органов, которая ныне довольно таки многослойна (см. Схема 8).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.