В 1947 г. по инициативе США подписывается договор о взаимной безопасности стран Западного полушария («Договор Рио-де-Жанейро»). В марте 1948 г. Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург и Ирландия подписали в Брюсселе «Договор об экономическом, социальном и культурном сотрудничестве и коллективной самозащите». Статья IV этого Договора предусматривала, что в случаях, когда любая из этих стран станет объектом вооруженного нападения в Европе, другие участники Договора обязываются оказать жертве всю необходимую (военную и другую) помощь. Эта же статья обязывала участников Договора не заключать никаких союзов, не участвовать ни в какой коалиции, направленной против кого-либо из них. Для координации намеченных в Договоре целей планировалось создание Консультативного совета. Государства-участники могли приглашать для присоединения к нему и другие государства, разделяющие его условия. Срок действия Договора был определен в 50 лет.
Вскоре участники Брюссельского соглашения, США и Канада начали переговоры о создании исключительно военной организации с целью коллективной защиты стран-участниц от потенциальной угрозы со стороны Советской Армии, дислоцированной в Восточной Европе. Переговоры завершились подписанием в Вашингтоне 4 апреля 1949 г. Североатлантического договора.
Преамбула Договора ссылается на Статью 51 Устава ООН, которая дает государствам право индивидуально или коллективно обеспечивать свою безопасность, и выражает готовность участников Договора урегулировать все международные споры мирными средствами, воздержаться от угрозы силой или использования силы в любой форме, противоречащей целям ООН.
Тогда, в условиях резко обострившейся «холодной войны», этому можно было верить. Но в начале XXI в., когда давно уже нет СССР с его действительно сильной армией, а НАТО не только продолжает существовать, но и дальше расширяется на Восток, включая в себя части распавшегося СССР, становится очевидной неискренность инициаторов Договора. НАТО с самого начала создавалась как организация для коллективных действий государств-членов по реализации своих обширных целей, в том числе и защиты от возможных противников. Если вспомнить, как выглядела политическая и экономическая карта мира в середине XX в., то станет очевидным и круг этих целей. Ситуация определялась тем, что большая часть Африки, Азии, Океании и бассейна Карибского моря находилась в колониальной и полуколониальной зависимости от государств-членов НАТО. Народы зависимых и полузависимых стран вели борьбу за свою политическую и экономическую независимость, а СССР и его союзники активно поддерживали эти требования. Вот почему в каждом из регионов мира были созданы соответствующие «ударные силы» с непременным участием США и Великобритании для отражения возможной для колонизаторов угрозы.
Формулировки Вашингтонского договора[222] напоминают статьи упоминавшегося «Договора Рио-де-Жанейро», разработанного под эгидой США. В частности, говорится о том, что для более эффективного достижения целей Договора, подписавшие его государства должны отдельно и совместно поддерживать и развивать их индивидуальную и коллективную способность сопротивляться вооруженному нападению извне. Во всех случаях возникновения угрозы для территориальной целостности, политической независимости или безопасности, они должны проводить совместные консультации. Статья 2 гласит, что государства-члены «…будут стремиться устранять конфликт в их международной экономической политике и поощрить экономическое сотрудничество между собой».
Основополагающей в Договоре является его Пятая статья. Она гласит: «вооруженное нападение против одного или большее количество государств в Европе или Северной Америке должно рассматриваться как нападение на всех них, и, следовательно, они соглашаются, что, если такое вооруженное нападение произойдет, каждый из них, в осуществление своего права индивидуальной или коллективной самозащиты, признаваемой ст. 51 Устава ООН, немедленно, отдельно или совместно с другими странами, поможет стороне или сторонам, подвергшимся нападению, всем необходимым, включая использование вооруженной силы, для восстановления и поддержания безопасности в Североатлантической зоне». Под действие этой статьи подпадали территории государств-членов НАТО в Европе, Северной Америке, Алжир (тогда – колония Франции)[223] и все острова к северу от Тропика Рака, а также места расположения сухопутных, военно-воздушных и военно-морских сил государств-членов в указанных районах и в Средиземном море.
Участники Договора могли по единодушному согласию всех остальных участников приглашать другие государства Европы, согласные с условиями Договора, присоединиться к военному союзу в целях его укрепления и повышения боевого потенциала (Статья 10). Последние должны принять условия Североатлантического Договора, ратифицировать его и представить правительству США ратификационные грамоты. По истечении десяти лет со времени действия Договора, государства получали право консультироваться относительно отношения к факторам, воздействующим на мировое развитие и защиту в регионе Северной Атлантики. По истечении 20 лет, государства-члены могли выйти из Договора, уведомив об этом правительство США за год до своего выхода.
Договор о НАТО вступил в силу 24 августа 1949 г. В короткие сроки были сформированы административные структуры, военное командование и его подразделения. Число членов НАТО увеличилось с первоначальных 12 до 16. По мере присоединения новых государств к НАТО (Греции и Турции в 1951 г., Федеративной Республики Германии – в 1955 г. и Испании – в 1982 г.), зона действия сил НАТО расширялась.
Руководящие органы. Согласно Североатлантическому договору, основным руководящим органом альянса является Совет НАТО, состоящий из постоянных представителей всех государств-членов (в ранге послов). В этом составе он именуется Постоянным советом и собирается не реже одного раза в неделю. Совет собирается также и на уровне министров иностранных дел (не менее двух раз в год), министров обороны (по необходимости) и глав государств и правительств стран НАТО. На встречах Совета высшего уровня определяются или пересматриваются стратегия и тактика альянса. На всех уровнях он обладает правом выносить решения, принимать декларации и коммюнике с объяснением тех или иных принимаемых НАТО шагов.
Все государства-члены НАТО считаются равноправными, заседания Совета и комитетов проходят за круглым столом, а решения принимаются путем консенсуса (единогласно). В Постоянном совете председательствует Генеральный секретарь НАТО, помощником которого выступает старший по возрасту посол. Председатель Совета на уровне министров иностранных дел избирается путем ежегодной ротации в алфавитном порядке. Совет уполномочен формировать все структуры, необходимые для успешной деятельности Организации (вспомогательные органы, комитеты, рабочие группы и т. п.)[224]. По мере расширения состава НАТО и сферы его деятельности формировалась и модифицировалась также и структура руководящих органов, которая ныне довольно таки многослойна (см. Схема 8).