Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Международный уголовный суд



 

Лишь в 1990-х годах, когда вновь обострилась международная ситуация, усилились националистические и сепаратистские тенденции в мире, вспомнили о необходимости наказания виновников преступлений против мира и человечности. Существуют Женевские конвенции и протоколы к ним, а также международные конвенции о пытках, геноциде, которые приравнивают многие нарушения прав человека к международным преступлениям. Ряд случаев нарушения международного права рассматривался Международным Судом Юстиции в Гааге. Была принята международная конвенция, согласно которой военные преступления и преступления против человечности, где бы они ни совершались, должны быть расследованы, а лица, против которых имеются свидетельства в совершении таких преступлений, должны быть разысканы, арестованы, судимы и, если будут признаны виновными, наказаны.

Рассмотрев неоднократно вопрос о лицах или группах лиц, совершающих преступления против человека и человечности, Генеральная Ассамблея ООН утвердила в 1973 г. «Принципы международного сотрудничества для задержания, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечности». В соответствии с этим документом, государства-члены ООН обязаны помогать друг другу в выполнении установленных в нем принципов. Принцип 7 гласит: «В соответствии со статьей 1 Декларации о территориальном убежище от 14 декабря 1967, государства не должны предоставлять убежище любому человеку, в отношении которого имеются серьезные причины полагать, что он совершил преступление против мира, военные преступления или преступления против человечности»[219].

С 15 июня по 17 июля 1998 г. в Риме проходила дипломатическая конференция полномочных представителей под эгидой ООН по учреждению Международного уголовного суда. Она закончилась принятием Статута Международного уголовного суда (МУС), призванного обеспечивать международное правосудие. МУС является «постоянным органом, уполномоченным осуществлять юрисдикцию в отношении лиц, ответственных за самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества… и дополняет национальные органы уголовной юстиции» (Ст. 1). Согласно Статье 4 Статута, МУС обладает международной правосубъектностью. Он может осуществлять свои функции и полномочия, предусмотренные Статутом, на территории любого государства-участника и (по специальному соглашению) на территории любого другого государства. Юрисдикция Суда ограничивается самыми серьезными преступлениями, осуждаемыми всем международным сообществом. Ими являются преступления геноцида, преступления против человечности, военные преступления. Устав определяет проявления указанных категорий:

Геноцид посредством:

· убийства;

· причинения серьезных телесных повреждений или умственного расстройства;

· умышленного создания таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение;

· принятия мер, рассчитанных на предотвращение деторождения;

· насильственной передачи детей.

Преступления против человечности в виде:

· убийства;

· истребления;

· порабощения;

· депортации или насильственного перемещения населения;

· заключения в тюрьму или другого жестокого лишения физической свободы;

· пытки;

· изнасилования;

· обращения в сексуальное рабство;

· принуждения к проституции;

· принудительной беременности;

· принудительной стерилизации;

· сексуального насилия;

· преследований;

· насильственного исчезновения людей;

· апартеида;

· других бесчеловечных актов.

Военные преступления в виде:

· умышленного убийства;

· пытки;

· бесчеловечного обращения;

· биологических экспериментов;

· умышленного причинения сильных страданий;

· уничтожения и присвоения имущества;

· принуждения к службе в вооруженных силах неприятеля;

· лишения права на справедливое судопроизводство;

· незаконной депортации или перемещения;

· незаконного лишения свободы;

· взятия заложников;

· нападения на гражданское население;

· нападения на гражданские объекты;

· нападения на персонал или объекты, задействованные в оказании гуманитарной помощи или в миссии по поддержанию мира;

· причинения несоизмеримой случайной гибели, увечья или ущерба;

· нападения на незащищенные объекты;

· ненадлежащего использования флагов, эмблем и знаков.

МУС полномочен осуществлять юрисдикцию также и в отношении военной агрессии, но только после того, как ООН будет принят специальный документ, определяющий понятие «военная агрессия», и определены условия осуществления этой юрисдикции. Напомним, что Лиге Наций в свое время не удалось сделать этого.

Суд рассматривает преступления, совершенные только после вступления в силу его Статута. Рассмотрение дел начинается с представления прокурора, который определяет, что имеются разумные основания для начала расследования преступления. Об этом он может уведомить государства официально или конфиденциально (для того чтобы не дать обвиняемым возможность уничтожить свидетельства их преступлений). Решение о разрешении начать расследование принимается Палатой предварительного производствапо ходатайству прокурора. Решение Палаты может быть обжаловано государством или прокурором в Апелляционную палату.

Суд избирается в количестве 18 человек (по предложению президиума Суда это количество может быть увеличено) из числа лиц высоких моральных качеств, являющихся беспристрастными и независимыми, которые удовлетворяют требованиям, предъявляемым в их государствах для назначения на высшие судебные должности. Они должны быть компетентны в своей области, иметь опыт работы в качестве судьи, прокурора, адвоката, в совершенстве знать, по меньшей мере, один из рабочих языков[220]. Кандидаты в судьи выдвигаются государствами, а избранными считаются те 18 человек, которые наберут наибольшее число голосов участников Ассамблеи государств, созываемой специально для этой цели. При вступлении в должность они принимают присягу следующего содержания: «Я торжественно ручаюсь, что буду выполнять мой долг и осуществлять мои полномочия как судьи Международного уголовного Суда благородно, искренне, беспристрастно и добросовестно, буду уважать конфиденциальность расследований и преследований и тайну судебных разбирательств»[221]. Прокурор, заместитель прокурора, регистр и заместитель регистра дают клятву такого же содержания, но с указанием своей должности. Близкую по содержанию присягу принимают все работники суда, включая и переводчиков.

Судьи занимают свою должность в течение десяти лет и не могут быть переизбраны. Прокурор избирается Ассамблеей государств-участников. Он имеет двух заместителей, избираемых из числа лиц, включенных ею в список для тайного голосования. Международный уголовный суд состоит изПрезидиума,состоящего из президента и двух Вице-президентов Суда,трехОтделений (апелляционного, судебного и предварительного производства), Канцелярии прокурора и Секретариата.

Дела рассматриваются Судебной палатой, которая стремится к единогласному принятию решений. Если единогласия не удалось достигнуть, излагаются мнения как большинства, так и меньшинства судей. За совершенные преступления предусмотрены наказания: лишение свободы на определенное количество лет, но не более 30, или пожизненное заключение в случаях, когда это оправдано исключительно тяжким характером преступления и индивидуальными обстоятельствами лица, признанного виновным в его совершении. Могут быть наложены штрафы или конфисковано имущество, полученное прямо или косвенно в результате преступления.

Наказание в виде лишения свободы отбывается в государстве, определяемом Судом из числа государств, уведомивших Суд о своей готовности принять лиц, которым вынесен приговор. Государство может высказывать свои соображения об условиях содержания приговоренного. Но, как гласит Статья 106, «исполнение наказания в виде лишения свободы осуществляется под надзором Суда и должно соответствовать широко признанным международным договорным стандартам обращения с заключенными».

К 1 июля 2002 г. из 139 подписавших договор 89 государств ратифицировали его, и он вступил в силу. Среди государств, ратифицировавших договор о создании МУС, отсутствовали Россия и США, хотя они подписали его. Более того, США начали активно протестовать против создания этого международного органа. Специальный представитель США по военным преступлениям и преступлениям против человечности П.-Р. Проспер заявил 6 мая 2002 г, что «США считают договор о создании Международного уголовного суда незаконным документом и не желают иметь ничего общего с ним». США настаивали на предоставлении американским «миротворцам» постоянного иммунитета от возможных преследований со стороны Международного уголовного суда, но затем вынуждены были отказаться от этого требования, предложив взамен ввести годичный мораторий на проведение расследований в отношении своих граждан. Что касается России, то ее власти никак не комментировали изменения своего отношения к МУС.

Первая сессия Ассамблеи участников Международного уголовного суда состоялось в Нью-Йорке 3 – 10 сентября 2002 г. с участием представителей стран, ратифицировавших договор о создании Международного уголовного суда. На первом заседании нового судебного органа присутствовали также наблюдатели от государств, которые подписали, но пока еще не ратифицировали договор. Здесь были разработаны и утверждены правила работы подразделений нового института, определена численность штата сотрудников, выработаны сроки представления государствами кандидатур на замещение должностей и избрания ассамблеей, а также утвержден бюджет Суда на первый год его работы (около 31 млн. евро).

Таким образом, как и во всех сферах жизни, наблюдается столкновение двух полярно противоположных тенденций. Это стремление к быстрому обогащению способами, попирающими все социальные и политические нормы, желание не считаться с нормами международного права, правами и свободами людей, народов и государств, с одной стороны, и желание противодействовать всем формам и проявлениям преступности, с другой. Сказать однозначно об успехах, выражать преувеличенный оптимизм здесь трудно, невозможно, да и неверно, ввиду приводившихся данных. Предпринимаемые международными институтами практические действия по борьбе с международной преступностью в какой-то степени сдерживают темпы развития первой тенденции. Для сокращения международной преступности необходимо дальнейшее объединение усилий всех приверженцев права и справедливости. Эта задача значительно облегчится, если в ее решении активное участие примут все государства, в том числе и те, которые являются постоянными членами Совета Безопасности.

 

Вопросы для самопроверки

Чем обусловлена необходимость сотрудничества полицейских сил разных стран?

Перечислите основные этапы эволюции Интерпола.

Назовите цели и принципы деятельности этой организации.

Какова структура руководящих органов Интерпола?

Что вы знаете о национальных центральных бюро Интерпола?

Как осуществляются поиск и выдача международных преступников?

Что вы знаете о деятельности международных военных трибуналов?

Какие приговоры были вынесены военным преступникам в Нюрнберге, Хабаровске и в Токио?

Что вам известно о международном трибунале по бывшей Югославии?

Каковы цели и задачи Международного уголовного суда?

 


 

Литература

Бельсон Я. М. Россия в Интерполе. СПб., 1995.

Волеводз А. Г. Международный розыск, арест и конфискация полученных преступным путем денежных средств и имущества: Правовые основы и методика. М., 2000.

Доклад Подготовительной комиссии Международного уголовного суда. Нью-Йорк, 2000.

Европейская конвенция о выдаче преступников. 1957, 13 декабря (http://www.coe.ru).

Карпец И. И. Международная преступность. М., 1988.

Костенко Н. И. Международный уголовный суд (юрисдикционные аспекты) // Государство и право. 2000. № 3. С. 92 – 103.

Лашков М., Скрыпникова М., Шершнев Е. Фальсификация денежных знаков, ценных бумаг, документов, фирменной продукции развитых стран: Масштабы, последствия, средства защиты. М., 2001.

Милитаристы на скамье подсудимых: По материалам Токийского и Хабаровского процессов. М., 1985.

Михайленко К. Е. Участие России в международных соглашениях по вопросам оказания международной правовой помощи // Государство и право. 2003. № 5. С. 96 – 100.

Николаев А.Н. Токио: суд народов: Из воспоминаний участника процесса. М., 1990.

Нюрнбергский процесс. Документы и материалы. В 7-ми т. М.,1988 –1993.

Организованная преступность, миграция, политика. М., 2002

Рагинский М. Ю., Розенблит С. Я. Международный процесс главных японских военных преступников. М.; Л., 1950.

Родионов К. С. Интерпол вчера, сегодня, завтра. М., 1990

Смирнов Л. Н., Зайцев Е. Б. Суд в Токио. М., 1984.

Уголовная юстиция: проблемы международного сотрудничества: Международный научно-исследовательский проект. М., 1995

Филатов В. П. Интерпол – международная организация уголовной полиции // Московский журнал международного права. 1997. № 3.

Merphy J. F. United Nations and the control of international violence: A legal and political analysis. Manchester, 1983.

Rome Statute of the International Criminal Court, 17 July 1998 (http://un.org/law/icc/statute).

 



Глава 9. Международные военно-политические блоки и союзы

 

Как ни странно, общественный прогресс, заметный рост образовательного и культурного уровня народов и степени цивилизованности мира, которые объективно могли бы способствовать расширению сотрудничества между народами и смягчать возможные противоречия между ними, на деле часто приводили к совершенно иным результатам. Свидетельство тому ХХ век – век глобальных революций: научно-технической, культурной, информационной и иных; век, который оказался вместе с тем и самым жестоким и беспощадным. Две мировые и сотни локальных и региональных войн, более 200 млн. убитых, раненых и искалеченных – такова обратная сторона прогресса, следствие нетерпимости и попыток господства одних народов и стран над другими.

Войны, к сожалению, - постоянный спутник истории. Они велись во все времена и нередко с участием множества стран и народов. Довольно часто заключались и союзы одних государств против других. Однако международные институты, специально создаваемые с целью подготовки и проведения войн, распространения вражды и недоверия между народами – это явление исключительно ХХ века.

Право на защиту имеют все страны и народы. Вполне понятно, если объединяются несколько малых народов для противостояния возможной угрозе со стороны больших и сильных государств. Но когда свои военные силы объединяют могущественнейшие страны мира, естественно встает вопрос: «для чего и против кого?». Особенно прискорбно, что подобное явление происходило в период, когда почти все государства мира, подписав Устав ООН, торжественно обязались исключить войну (и угрозу войной) из арсенала средств решения международных споров.

Одними из первых военно-политических институтов нового типа становятся Западноевропейский союз, Организация Североатлантического Договора (НАТО – North Atlantic Treaty Organization), Багдадский пакт (СЕНТО), СЕАТО и Организация Варшавского договора.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.