В течение первых десяти лет после окончания Второй мировой войны в мире возникли и совершенствовались военные организации лишь капиталистических стран, сердцевиной которых являлись США. В середине 1950-х гг. ситуация стала меняться. Напомним, что ООН как международная организация создавалась в качестве преграды на пути возможных агрессоров, для недопущения повторения новых войн, главными возможными источниками которых в момент ее создания считались Германия и Япония. Именно этим обстоятельством объяснялось предоставление почти диктаторских полномочий странам, сыгравшим главную роль в разгроме антигитлеровской коалиции. Однако, в условиях все более обострявшейся «холодной войны» между Востоком и Западом, каждый из этих блоков считал возможным пополнение своих рядов новыми членами, независимо от их прошлого. Договоренности о денацификации, демилитаризации и демократизации Германии, достигнутые Великобританией, СССР, США и Францией, были преданы забвению. В 1947 г. оккупационные зоны, находившиеся под контролем США, Великобритании и Франции, были объединены и объявлены республикой под названием ФРГ. В 1949 г. СССР поступает аналогичным образом – создает в зоне своей оккупации другое немецкое государство под названием ГДР.
Силой обстоятельств и волей «Великих» держав эти два новообразования, поведение которых определялось в Вашингтоне и в Москве, оказались на острие «холодной войны». В начале 1950-х гг. начались переговоры о перевооружении ФРГ и о ее включении в НАТО, якобы как противовеса СССР. Поворот был настолько неожиданным, что даже некоторые страны Запада отнеслись к нему с недоверием. Шли достаточно продолжительные дискуссии и переговоры по этому вопросу, которые завершились подписанием Парижских соглашений в октябре 1954 г. По этим соглашениям оккупация Западной Германии американскими, английскими и французскими войсками прекращалась. Их войска не выводились с ее территории, но отныне функционировали как «союзные силы НАТО». С мая 1955 г. ФРГ становилась полноправным членом НАТО, а ее территория – передовым плацдармом военного альянса.
Руководство СССР восприняло все это как повторение истории 1930-х гг. и перевооружения Германии, приведших ко Второй мировой войне, оккупации части его территории, гибели около трех десятков миллионов человек и решило объединить вооруженные силы своих союзников. Так, в 1955 г., спустя 6 лет после образования НАТО, как ответ на принятие ФРГ в НАТО, создается Организация Варшавского договора (ОВД). 14 мая 1955 г. Албания, Болгария, Венгрия, Германская Демократическая Республика, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия[242] подписывают Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи (Варшавский договор). Он предусматривал создание военно-политической организации социалистических стран для коллективной самозащиты. Статья 1 Договора возлагала на его участников обязательство в соответствии с Уставом ООН воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения и разрешать свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не ставить под угрозу международный мир и безопасность. Договаривающиеся страны заявляли о своей готовности участвовать в духе искреннего сотрудничества во всех международных акциях, имеющих целью обеспечение мира и безопасности, «добиваться принятия, по соглашению с другими государствами, которые пожелают сотрудничать в этом деле, эффективных мер ко всеобщему сокращению вооружений и запрещению атомного, водородного и других видов массового уничтожения» (Ст. 2)[243].
Согласно Статье 3, члены ОВД обязывались проводить консультации «по всем важным международным вопросам, затрагивающим их общие интересы», а также всякий раз, «когда, по мнению любой из них, возникнет угроза вооруженного нападения на одно или на несколько государств – участников Договора». В случае такого нападения каждое государство-участник Договора в порядке осуществления права на индивидуальную и коллективную самооборону в соответствии со Статьей 51 Устава ООН окажет жертве агрессии «немедленную помощь, индивидуально и по соглашению с другими государствами-участниками Договора всеми средствами, какие представляются ему необходимыми, включая применение вооруженной силы»[244].
Статья 5 Договора предусматривала создание Объединенного командования вооруженными силами, которые будут выделены его участниками в ведение этого Командования, а также принятие других согласованных мер, необходимых для укрепления их обороноспособности. Подписавшие Договор страны обязывались не принимать участия в каких-либо коалициях или союзах и не заключать никаких соглашений, цели которых противоречат целям ВД. Статья 9 Договора провозглашала, что он «открыт для присоединения других государств, независимо от их общественного и государственного строя, которые выразят готовность путем участия в настоящем Договоре способствовать объединению усилий миролюбивых государств в целях обеспечения мира и безопасности народов»[245].
Срок действия Договора был установлен в 20 лет (Ст. 10) с автоматическим продлением еще на 10 лет, если за год до истечения этого срока его участники не заявят о денонсации Договора. «В случае создания в Европе системы коллективной безопасности и заключения с этой целью Общеевропейского договора о коллективной безопасности», к чему обязывались стремиться страны-участницы ОВД, региональный Договор утрачивал «свою силу со дня вступления в действие Общеевропейского Договора» (Ст. 11)[246].
По форме Организация Варшавского Договора почти во всем повторяла НАТО: совместные руководящие органы, объединенное военное командование, возглавляемое советским маршалом или генералом, совместные военные базы. Здесь СССР играл ту же роль, что США в НАТО. Но по целям и степени активности ОВД отличалась от НАТО.
Высшим руководящим органом с правом принятия решений и рекомендаций являлся Политический консультативный комитет, собиравшийся на уровне глав государств и правительств стран Варшавского договора, призванный координировать все действия по обеспечению обороноспособности государств-членов, кроме чисто военных. Решение военных задач входило в обязанности Объединенного командования вооруженных сил ОВД со штаб-квартирой в Москве. По примеру стран НАТО, государства Варшавского договора также выделяли небольшие воинские контингенты для выполнения задач в общих интересах альянса, сохранив за собой командование и управление основной частью своих вооруженных сил.
Варшавский договор вряд ли способствовал укреплению обороноспособности СССР и его союзников. Он обеспечил всего лишь правовую основу для пребывания советских войск в странах Восточной Европы. Трудно однозначно оценивать эффект их присутствия в странах Восточной Европы, часть населения которых, в силу исторических факторов[247] относилась настороженно и даже недружелюбно к СССР.
Советские воинские контингенты, в отличие от НАТОвских, жили изолированно от местного населения, но влияние самого факта их присутствия в странах-союзницах было значительным. Это можно было видеть на примере Венгрии. Осенью 1956 г. советские войска, находившиеся там, оказали решающее влияние на ход событий в этой стране. Они были выведены из Венгрии по требованию правительства И. Надя, а затем возвращены по просьбе правительства Я. Кадара, сыграв определенную роль в «стабилизации» положения в Венгрии в последующие 30 лет.
В августе 1968 г. правительства стран ОВД оказали давление на руководство Коммунистической партии и правительства Чехословакии, приступивших к реформированию свой страны с целью, как было заявлено им, «придания социализму человеческого лица»[248]. Когда официальное руководство Чехословакии не захотело во всем следовать рекомендациям стран ОВД, последние решили непосредственно вмешаться в происходившие в Чехословакии процессы. Вооруженные силы Болгарии, Венгрии, Германской Демократической Республики, Польши и СССР были введены в эту страну.
В 1985 г. Варшавский договор был официально возобновлен еще на 20 лет, однако начавшиеся в странах ОВД социально-политические процессы ускорили его распад. СССР, в соответствии с международными договоренностями, стал сокращать свои вооруженные силы, прежде всего за счет континентов, дислоцированных в странах Восточной Европы. Сменились политические режимы в самих странах ОВД. В октябре 1990 г. произошло воссоединение Германии, а в марте 1991 г. перестали осуществляться совместные военные функции ОВД, после чего Организация, по примеру СЕНТО и СЕАТО, перестала существовать. Официально это произошло 1 июля 1991 г.
ОВД, ядром и решающей силой которой был СССР, безусловно, оказывала сдерживающее влияние на политиков, не признававших послевоенных границ в Европе, особенно между Германией и Польшей, а также между Германией и Чехословакией. Сам СССР ничего не выиграл от существования ОВД. Напротив, он нанес себе ущерб, ухудшив отношения со своими союзниками по Второй мировой войне. После признания вначале Германией, а затем и другими странами принципа нерушимости послевоенных границ в Европе (Хельсинки, июль 1975 г.), ОВД превратилась в напарницу НАТО по нагнетанию напряженности в мире. Смена политических режимов в странах Восточной и Юго-Восточной Европы положила конец ее существования.
Современная Россия демонстрировала и продолжает демонстрировать свою заинтересованность в установлении отношений доверия и всестороннего сотрудничества между всеми народами. Российское общество весьма настороженно относится к расширению НАТО на Восток путем включения в него даже бывших советских республик. В самом деле, разум многих людей протестует против того, что бывшие военные базы ОВД, созданные на средства СССР и его союзников и имевшие целью укрепление обороноспособности ОВД, вдруг превращаются в опорные базы НАТО, главным врагом которого на протяжении полвека официально считался СССР. Тем не менее, Россия изъявляла готовность сотрудничать с НАТО во всех возможных областях. В 1991 г. Россия стала участвовать в работе САСС, в 1994 г. присоединилась к программе «партнерство во имя мира» и согласилась на более широкое сотрудничество, выходящее за рамки этой программы. С этой целью был учрежден Постоянный объединенный совет НАТО – Россия, в рамках которого проводятся консультации и обмен информацией в конкретных областях без обязательств принятия совместных решений или совместных действий.
Практическое сотрудничество между Россией и НАТО осуществлялось в 1995 г. в процессе реализации соглашения по Боснии и Герцеговине, когда части вооруженных сил России приняли участие в руководимых НАТО операциях по восстановлению мира, а затем и в обеспечении стабильности. 27 мая 1997 г. главами государств и правительств стран НАТО, Генеральным секретарем НАТО и президентом РФ был подписан в Париже «Учредительный акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между НАТО и Российской Федерацией». Этот документ обязывал его подписантов к установлению более близких отношений не только в собственных интересах, но также в интересах всех государств в Евро-атлантической зоне. Сотрудничала Россия с НАТО и в форме участия российского воинского контингента (под командованием генерала НАТО Джексона) в Косово.
Продолжавшаяся жестокая война в Чечне и события 11 сентября 2001 г. в США способствовали дальнейшему сближению позиций руководства России и стран НАТО. 28 мая 2002 г главы государств и правительств стран НАТО, с одной стороны, и России, с другой, приняли Римскую декларацию. Она предусматривала превращение Совета НАТО – Россия в механизм не только консультаций, достижения согласия и сотрудничества, но и принятия совместных решений и совместных действий по широкому кругу проблем безопасности в Евро-атлантическом регионе.
Однако, все это – меры, продиктованные фактом сохранения в мире специализированной Организации по подготовке и проведению взаимно истребительных войн. Без такой организации, без необходимости траты огромных сил и средств на поддержание обороноспособности стран от возможной агрессии, сотрудничество народов стало бы более искренним и действительно взаимовыгодным. Поэтому НАТО, возникшее с началом обострения «холодной войны» и само ставшее одним из источников этой войны, должно прекратить свое существование вместе с исчезновением причин, его породивших и поддерживавших. Попытки преобразоваться в институт мира и сотрудничества, хотя они благородны и приветствуемы, малопродуктивны, поскольку подобные институты, уже доказавшие свою эффективность, давно существуют в мире.
Главные цели международного сообщества, провозглашенные в Уставе ООН, очевидны: налаживание всестороннего сотрудничества между народами во имя прогресса в каждой стране в отдельности и в мире в целом. Исключение войн и угрозы войной как способов решения международных проблем сделает это сотрудничество стабильным и эффективным. Прекращение деятельности военно-политических институтов, призванных содействовать гонке вооружений и усилению международной напряженности, уменьшит опасность войн и может стать одним из важных условий обеспечения мира и безопасности на Земле.
Вопросы для самопроверки
Каковы причины возникновения военно-политических институтов?
Назовите основные положения Вашингтонского соглашения 1949 г.
Перечислите руководящие органы НАТО.
Охарактеризуйте нормы взаимоотношений между государствами-членами НАТО.
Расскажите о стратегии НАТО и основных этапах ее эволюции.
Может ли военная организация превратиться в миротворческую?
В каком направлении осуществляется и может осуществляться сотрудничество России и НАТО?
Расскажите о Багдадском пакте и причинах его роспуска.
Что Вы знаете о СЕНТО и АНЗЮС?
Каковы были причины возникновения Организации Варшавского договора?
О чем свидетельствует история военно-политических институтов?
Литература
Грушко А. Россия – НАТО: «Двадцатка», кажется, заработала // Международная жизнь. 2002. № 7. С. 87 – 95.
Козин В. А. Косово на распутье // Международная жизнь. 2003. № 3. С. 74 – 80.
Организация Варшавского договора: Материалы и документы. М., 1977.
Оружие и конфликты в XXI веке // Международная жизнь. 2001. № 9 – 10. С. 124 – 142.
Тренин Д. НАТО: как уйти от конфронтации? // Международная жизнь. 1995. №7. С. 25 – 34.
Подробнее см.: Черников Г., Черникова. Д. Европа жаждет независимости // Международная жизнь. 2003. № 9 – 10. С. 77 – 92.
Цыганков П. А. Международные отношения. М., 1996.
Conflicts in World Society: A new perspective in international relations. Brighton, 1984.
Treaty of Economic, Social and Cultural Collaboration and Collective Self-Defence ("The Brussels Treaty"). - http://www.nato.int/home.htm.
The North Atlantic Treaty. Washington D.C. - 4 April 1949.
- (http://www.nato.int/home.htm)
United Nations Peace-keeping. 1994. New-York, 1994.
Заключение
Международные институты играют все возрастающую роль в современной мировой политике. Объединяя усилия и возможности нескольких государств в решении тех или иных проблем жизни, они делают их более результативными и эффективными. Система международных институтов и ее структура всегда определяются степенью интернационализации общественной жизни.
Каждой исторической эпохе характерен свой международный порядок, свои, обусловленные эпохой, нормы взаимоотношений с соседними и дальними странами. На заре политической истории мир представлял собой некую «терра инкогнито» (неизвестную землю), где существовало несколько, расположенных далеко друг от друга и не ведавших о взаимном существовании пятен цивилизаций: древнеегипетской, древнеиндийской, древнекитайской, цивилизаций мая, инков. Они были изолированы друг от друга, какой-то порядок взаимоотношений существовал только в рамках цивилизаций и «миров». Но развитие в сторону расширения контактов между народами, странами и континентами, интернационализации всего лучшего из опыта человека и глобализации общественных процессов свойственно человечеству.
Международные институты возникают тогда, когда нескольким народом осознается общность той или иной цели и необходимость ее совместной реализации. Такие институты начинали складываться как договоренности между двумя или более соседними странами в какой-то конкретной области жизни. Круг совместно решаемых проблем и участвующих в этих процессах государств постепенно расширяется. На региональном, континентальном и глобальном уровнях повторяются те же процессы, которые решались и решаются людьми внутри стран на индивидуальном или групповом уровне. Поле деятельности в этом случае значительно шире, а издержки – ниже благодаря объединению усилий и знаний многих стран. Именно этим объясняется то, что почти все проблемы гражданского и политического обществ являются целями также международных институтов.
Особенно интенсифицируются эти процессы в новое время. Очень важно, чтобы в основе этих процессов лежали истинно гуманистические устремления. История ХХ в. наглядно показал, что мир, безопасность и сотрудничество являются главными условиями экономического, социального и духовного прогресса каждого народа в отдельности и человечества в целом. На передний план выдвинулись общие для всех народов проблемы: защита окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение населения мира необходимыми средствами существования, борьба с неграмотностью, болезнями и др. Они действительно являются глобальными проблемами. Это показывает, что мир является общим домом людей не только в том смысле, что здесь они рождаются, живут, трудятся, но и с позиций общности многих норм и ценностей жизни. Их успешное решение требует интеграции стран, народов, экономик, культур, и даже сближения политических систем и правовых норм. С необходимостью будут возникать международные институты, во многом схожие с государственными институтами. Процессы интернационализации и глобализации не только ускорятся, но и приобретут качественно новое содержание.
С каждым годом увеличивается число людей, осознающих взаимосвязь между тем, что происходит в отдельных странах и в мире в целом, а также понимающих, что прогресс и регресс отражают состояние взаимоотношений между народами и странами. Если социальный порядок определяется отношениями между членами гражданского и политического обществ, степенью легитимности права и демократичности общественных отношений, то международный порядок – отношениями между государствами и степенью приверженности их демократии, гуманизму, миру и безопасности.
Обеспечение международного мира и безопасности, предотвращение конфликтов между странами и народами, достижение фактического равенства всех государств-членов ООН путем всестороннего развития (экономического, социального, политического, научного, культурного) – такими представляются цели нового международного порядка. Этому пока еще мешают противоречия между различными государствами и группами государств. Некоторые институты, созданные с целью совместного разрешения тех или иных мировых проблем, оказались малоэффективными, их деятельность нередко приводила и приводит к совершенно противоположным результатам. Причины этого требуют своего глубокого изучения и осмысления.
Сегодня человечеству нужен международный порядок, при котором все народы, общества и государства свободно и на принципах равноправия могли бы сотрудничать между собой, строго придерживаясь общепринятых норм взаимоотношений. Ему нужен мировой порядок, когда неукоснительно будут соблюдаться все права человека и народов, а нарушители прав человека будут осуждены в соответствии с нормами международного права, независимо от гражданства и страны пребывания. Международные политические институты всех уровней призваны всемерно содействовать утверждению и поддержанию такого порядка. Сами эти институты, в свою очередь, будут модифицированы новым порядком и новыми задачами, которые с неизбежностью встанут перед человечеством в новых условиях.