Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Организация Варшавского Договора



 

В течение первых десяти лет после окончания Второй мировой войны в мире возникли и совершенствовались военные организации лишь капиталистических стран, сердцевиной которых являлись США. В середине 1950-х гг. ситуация стала меняться. Напомним, что ООН как международная организация создавалась в качестве преграды на пути возможных агрессоров, для недопущения повторения новых войн, главными возможными источниками которых в момент ее создания считались Германия и Япония. Именно этим обстоятельством объяснялось предоставление почти диктаторских полномочий странам, сыгравшим главную роль в разгроме антигитлеровской коалиции. Однако, в условиях все более обострявшейся «холодной войны» между Востоком и Западом, каждый из этих блоков считал возможным пополнение своих рядов новыми членами, независимо от их прошлого. Договоренности о денацификации, демилитаризации и демократизации Германии, достигнутые Великобританией, СССР, США и Францией, были преданы забвению. В 1947 г. оккупационные зоны, находившиеся под контролем США, Великобритании и Франции, были объединены и объявлены республикой под названием ФРГ. В 1949 г. СССР поступает аналогичным образом – создает в зоне своей оккупации другое немецкое государство под названием ГДР.

Силой обстоятельств и волей «Великих» держав эти два новообразования, поведение которых определялось в Вашингтоне и в Москве, оказались на острие «холодной войны». В начале 1950-х гг. начались переговоры о перевооружении ФРГ и о ее включении в НАТО, якобы как противовеса СССР. Поворот был настолько неожиданным, что даже некоторые страны Запада отнеслись к нему с недоверием. Шли достаточно продолжительные дискуссии и переговоры по этому вопросу, которые завершились подписанием Парижских соглашений в октябре 1954 г. По этим соглашениям оккупация Западной Германии американскими, английскими и французскими войсками прекращалась. Их войска не выводились с ее территории, но отныне функционировали как «союзные силы НАТО». С мая 1955 г. ФРГ становилась полноправным членом НАТО, а ее территория – передовым плацдармом военного альянса.

Руководство СССР восприняло все это как повторение истории 1930-х гг. и перевооружения Германии, приведших ко Второй мировой войне, оккупации части его территории, гибели около трех десятков миллионов человек и решило объединить вооруженные силы своих союзников. Так, в 1955 г., спустя 6 лет после образования НАТО, как ответ на принятие ФРГ в НАТО, создается Организация Варшавского договора (ОВД). 14 мая 1955 г. Албания, Болгария, Венгрия, Германская Демократическая Республика, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия[242] подписывают Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи (Варшавский договор). Он предусматривал создание военно-политической организации социалистических стран для коллективной самозащиты. Статья 1 Договора возлагала на его участников обязательство в соответствии с Уставом ООН воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения и разрешать свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не ставить под угрозу международный мир и безопасность. Договаривающиеся страны заявляли о своей готовности участвовать в духе искреннего сотрудничества во всех международных акциях, имеющих целью обеспечение мира и безопасности, «добиваться принятия, по соглашению с другими государствами, которые пожелают сотрудничать в этом деле, эффективных мер ко всеобщему сокращению вооружений и запрещению атомного, водородного и других видов массового уничтожения» (Ст. 2)[243].

Согласно Статье 3, члены ОВД обязывались проводить консультации «по всем важным международным вопросам, затрагивающим их общие интересы», а также всякий раз, «когда, по мнению любой из них, возникнет угроза вооруженного нападения на одно или на несколько государств – участников Договора». В случае такого нападения каждое государство-участник Договора в порядке осуществления права на индивидуальную и коллективную самооборону в соответствии со Статьей 51 Устава ООН окажет жертве агрессии «немедленную помощь, индивидуально и по соглашению с другими государствами-участниками Договора всеми средствами, какие представляются ему необходимыми, включая применение вооруженной силы»[244].

Статья 5 Договора предусматривала создание Объединенного командования вооруженными силами, которые будут выделены его участниками в ведение этого Командования, а также принятие других согласованных мер, необходимых для укрепления их обороноспособности. Подписавшие Договор страны обязывались не принимать участия в каких-либо коалициях или союзах и не заключать никаких соглашений, цели которых противоречат целям ВД. Статья 9 Договора провозглашала, что он «открыт для присоединения других государств, независимо от их общественного и государственного строя, которые выразят готовность путем участия в настоящем Договоре способствовать объединению усилий миролюбивых государств в целях обеспечения мира и безопасности народов»[245].

Срок действия Договора был установлен в 20 лет (Ст. 10) с автоматическим продлением еще на 10 лет, если за год до истечения этого срока его участники не заявят о денонсации Договора. «В случае создания в Европе системы коллективной безопасности и заключения с этой целью Общеевропейского договора о коллективной безопасности», к чему обязывались стремиться страны-участницы ОВД, региональный Договор утрачивал «свою силу со дня вступления в действие Общеевропейского Договора» (Ст. 11)[246].

По форме Организация Варшавского Договора почти во всем повторяла НАТО: совместные руководящие органы, объединенное военное командование, возглавляемое советским маршалом или генералом, совместные военные базы. Здесь СССР играл ту же роль, что США в НАТО. Но по целям и степени активности ОВД отличалась от НАТО.

Высшим руководящим органом с правом принятия решений и рекомендаций являлся Политический консультативный комитет, собиравшийся на уровне глав государств и правительств стран Варшавского договора, призванный координировать все действия по обеспечению обороноспособности государств-членов, кроме чисто военных. Решение военных задач входило в обязанности Объединенного командования вооруженных сил ОВД со штаб-квартирой в Москве. По примеру стран НАТО, государства Варшавского договора также выделяли небольшие воинские контингенты для выполнения задач в общих интересах альянса, сохранив за собой командование и управление основной частью своих вооруженных сил.

Варшавский договор вряд ли способствовал укреплению обороноспособности СССР и его союзников. Он обеспечил всего лишь правовую основу для пребывания советских войск в странах Восточной Европы. Трудно однозначно оценивать эффект их присутствия в странах Восточной Европы, часть населения которых, в силу исторических факторов[247] относилась настороженно и даже недружелюбно к СССР.

Советские воинские контингенты, в отличие от НАТОвских, жили изолированно от местного населения, но влияние самого факта их присутствия в странах-союзницах было значительным. Это можно было видеть на примере Венгрии. Осенью 1956 г. советские войска, находившиеся там, оказали решающее влияние на ход событий в этой стране. Они были выведены из Венгрии по требованию правительства И. Надя, а затем возвращены по просьбе правительства Я. Кадара, сыграв определенную роль в «стабилизации» положения в Венгрии в последующие 30 лет.

В августе 1968 г. правительства стран ОВД оказали давление на руководство Коммунистической партии и правительства Чехословакии, приступивших к реформированию свой страны с целью, как было заявлено им, «придания социализму человеческого лица»[248]. Когда официальное руководство Чехословакии не захотело во всем следовать рекомендациям стран ОВД, последние решили непосредственно вмешаться в происходившие в Чехословакии процессы. Вооруженные силы Болгарии, Венгрии, Германской Демократической Республики, Польши и СССР были введены в эту страну.

В 1985 г. Варшавский договор был официально возобновлен еще на 20 лет, однако начавшиеся в странах ОВД социально-политические процессы ускорили его распад. СССР, в соответствии с международными договоренностями, стал сокращать свои вооруженные силы, прежде всего за счет континентов, дислоцированных в странах Восточной Европы. Сменились политические режимы в самих странах ОВД. В октябре 1990 г. произошло воссоединение Германии, а в марте 1991 г. перестали осуществляться совместные военные функции ОВД, после чего Организация, по примеру СЕНТО и СЕАТО, перестала существовать. Официально это произошло 1 июля 1991 г.

ОВД, ядром и решающей силой которой был СССР, безусловно, оказывала сдерживающее влияние на политиков, не признававших послевоенных границ в Европе, особенно между Германией и Польшей, а также между Германией и Чехословакией. Сам СССР ничего не выиграл от существования ОВД. Напротив, он нанес себе ущерб, ухудшив отношения со своими союзниками по Второй мировой войне. После признания вначале Германией, а затем и другими странами принципа нерушимости послевоенных границ в Европе (Хельсинки, июль 1975 г.), ОВД превратилась в напарницу НАТО по нагнетанию напряженности в мире. Смена политических режимов в странах Восточной и Юго-Восточной Европы положила конец ее существования.

Современная Россия демонстрировала и продолжает демонстрировать свою заинтересованность в установлении отношений доверия и всестороннего сотрудничества между всеми народами. Российское общество весьма настороженно относится к расширению НАТО на Восток путем включения в него даже бывших советских республик. В самом деле, разум многих людей протестует против того, что бывшие военные базы ОВД, созданные на средства СССР и его союзников и имевшие целью укрепление обороноспособности ОВД, вдруг превращаются в опорные базы НАТО, главным врагом которого на протяжении полвека официально считался СССР. Тем не менее, Россия изъявляла готовность сотрудничать с НАТО во всех возможных областях. В 1991 г. Россия стала участвовать в работе САСС, в 1994 г. присоединилась к программе «партнерство во имя мира» и согласилась на более широкое сотрудничество, выходящее за рамки этой программы. С этой целью был учрежден Постоянный объединенный совет НАТО – Россия, в рамках которого проводятся консультации и обмен информацией в конкретных областях без обязательств принятия совместных решений или совместных действий.

Практическое сотрудничество между Россией и НАТО осуществлялось в 1995 г. в процессе реализации соглашения по Боснии и Герцеговине, когда части вооруженных сил России приняли участие в руководимых НАТО операциях по восстановлению мира, а затем и в обеспечении стабильности. 27 мая 1997 г. главами государств и правительств стран НАТО, Генеральным секретарем НАТО и президентом РФ был подписан в Париже «Учредительный акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между НАТО и Российской Федерацией». Этот документ обязывал его подписантов к установлению более близких отношений не только в собственных интересах, но также в интересах всех государств в Евро-атлантической зоне. Сотрудничала Россия с НАТО и в форме участия российского воинского контингента (под командованием генерала НАТО Джексона) в Косово.

Продолжавшаяся жестокая война в Чечне и события 11 сентября 2001 г. в США способствовали дальнейшему сближению позиций руководства России и стран НАТО. 28 мая 2002 г главы государств и правительств стран НАТО, с одной стороны, и России, с другой, приняли Римскую декларацию. Она предусматривала превращение Совета НАТО – Россия в механизм не только консультаций, достижения согласия и сотрудничества, но и принятия совместных решений и совместных действий по широкому кругу проблем безопасности в Евро-атлантическом регионе.

Однако, все это – меры, продиктованные фактом сохранения в мире специализированной Организации по подготовке и проведению взаимно истребительных войн. Без такой организации, без необходимости траты огромных сил и средств на поддержание обороноспособности стран от возможной агрессии, сотрудничество народов стало бы более искренним и действительно взаимовыгодным. Поэтому НАТО, возникшее с началом обострения «холодной войны» и само ставшее одним из источников этой войны, должно прекратить свое существование вместе с исчезновением причин, его породивших и поддерживавших. Попытки преобразоваться в институт мира и сотрудничества, хотя они благородны и приветствуемы, малопродуктивны, поскольку подобные институты, уже доказавшие свою эффективность, давно существуют в мире.

Главные цели международного сообщества, провозглашенные в Уставе ООН, очевидны: налаживание всестороннего сотрудничества между народами во имя прогресса в каждой стране в отдельности и в мире в целом. Исключение войн и угрозы войной как способов решения международных проблем сделает это сотрудничество стабильным и эффективным. Прекращение деятельности военно-политических институтов, призванных содействовать гонке вооружений и усилению международной напряженности, уменьшит опасность войн и может стать одним из важных условий обеспечения мира и безопасности на Земле.

 

Вопросы для самопроверки

Каковы причины возникновения военно-политических институтов?

Назовите основные положения Вашингтонского соглашения 1949 г.

Перечислите руководящие органы НАТО.

Охарактеризуйте нормы взаимоотношений между государствами-членами НАТО.

Расскажите о стратегии НАТО и основных этапах ее эволюции.

Может ли военная организация превратиться в миротворческую?

В каком направлении осуществляется и может осуществляться сотрудничество России и НАТО?

Расскажите о Багдадском пакте и причинах его роспуска.

Что Вы знаете о СЕНТО и АНЗЮС?

Каковы были причины возникновения Организации Варшавского договора?

О чем свидетельствует история военно-политических институтов?

 

Литература

Грушко А. Россия – НАТО: «Двадцатка», кажется, заработала // Международная жизнь. 2002. № 7. С. 87 – 95.

Козин В. А. Косово на распутье // Международная жизнь. 2003. № 3. С. 74 – 80.

Организация Варшавского договора: Материалы и документы. М., 1977.

Оружие и конфликты в XXI веке // Международная жизнь. 2001. № 9 – 10. С. 124 – 142.

Тренин Д. НАТО: как уйти от конфронтации? // Международная жизнь. 1995. №7. С. 25 – 34.

Подробнее см.: Черников Г., Черникова. Д. Европа жаждет независимости // Международная жизнь. 2003. № 9 – 10. С. 77 – 92.

Цыганков П. А. Международные отношения. М., 1996.

Conflicts in World Society: A new perspective in international relations. Brighton, 1984.

Treaty of Economic, Social and Cultural Collaboration and Collective Self-Defence ("The Brussels Treaty"). - http://www.nato.int/home.htm.

The North Atlantic Treaty. Washington D.C. - 4 April 1949.

- (http://www.nato.int/home.htm)

United Nations Peace-keeping. 1994. New-York, 1994.



Заключение

 

Международные институты играют все возрастающую роль в современной мировой политике. Объединяя усилия и возможности нескольких государств в решении тех или иных проблем жизни, они делают их более результативными и эффективными. Система международных институтов и ее структура всегда определяются степенью интернационализации общественной жизни.

Каждой исторической эпохе характерен свой международный порядок, свои, обусловленные эпохой, нормы взаимоотношений с соседними и дальними странами. На заре политической истории мир представлял собой некую «терра инкогнито» (неизвестную землю), где существовало несколько, расположенных далеко друг от друга и не ведавших о взаимном существовании пятен цивилизаций: древнеегипетской, древнеиндийской, древнекитайской, цивилизаций мая, инков. Они были изолированы друг от друга, какой-то порядок взаимоотношений существовал только в рамках цивилизаций и «миров». Но развитие в сторону расширения контактов между народами, странами и континентами, интернационализации всего лучшего из опыта человека и глобализации общественных процессов свойственно человечеству.

Международные институты возникают тогда, когда нескольким народом осознается общность той или иной цели и необходимость ее совместной реализации. Такие институты начинали складываться как договоренности между двумя или более соседними странами в какой-то конкретной области жизни. Круг совместно решаемых проблем и участвующих в этих процессах государств постепенно расширяется. На региональном, континентальном и глобальном уровнях повторяются те же процессы, которые решались и решаются людьми внутри стран на индивидуальном или групповом уровне. Поле деятельности в этом случае значительно шире, а издержки – ниже благодаря объединению усилий и знаний многих стран. Именно этим объясняется то, что почти все проблемы гражданского и политического обществ являются целями также международных институтов.

Особенно интенсифицируются эти процессы в новое время. Очень важно, чтобы в основе этих процессов лежали истинно гуманистические устремления. История ХХ в. наглядно показал, что мир, безопасность и сотрудничество являются главными условиями экономического, социального и духовного прогресса каждого народа в отдельности и человечества в целом. На передний план выдвинулись общие для всех народов проблемы: защита окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение населения мира необходимыми средствами существования, борьба с неграмотностью, болезнями и др. Они действительно являются глобальными проблемами. Это показывает, что мир является общим домом людей не только в том смысле, что здесь они рождаются, живут, трудятся, но и с позиций общности многих норм и ценностей жизни. Их успешное решение требует интеграции стран, народов, экономик, культур, и даже сближения политических систем и правовых норм. С необходимостью будут возникать международные институты, во многом схожие с государственными институтами. Процессы интернационализации и глобализации не только ускорятся, но и приобретут качественно новое содержание.

С каждым годом увеличивается число людей, осознающих взаимосвязь между тем, что происходит в отдельных странах и в мире в целом, а также понимающих, что прогресс и регресс отражают состояние взаимоотношений между народами и странами. Если социальный порядок определяется отношениями между членами гражданского и политического обществ, степенью легитимности права и демократичности общественных отношений, то международный порядок – отношениями между государствами и степенью приверженности их демократии, гуманизму, миру и безопасности.

Обеспечение международного мира и безопасности, предотвращение конфликтов между странами и народами, достижение фактического равенства всех государств-членов ООН путем всестороннего развития (экономического, социального, политического, научного, культурного) – такими представляются цели нового международного порядка. Этому пока еще мешают противоречия между различными государствами и группами государств. Некоторые институты, созданные с целью совместного разрешения тех или иных мировых проблем, оказались малоэффективными, их деятельность нередко приводила и приводит к совершенно противоположным результатам. Причины этого требуют своего глубокого изучения и осмысления.

Сегодня человечеству нужен международный порядок, при котором все народы, общества и государства свободно и на принципах равноправия могли бы сотрудничать между собой, строго придерживаясь общепринятых норм взаимоотношений. Ему нужен мировой порядок, когда неукоснительно будут соблюдаться все права человека и народов, а нарушители прав человека будут осуждены в соответствии с нормами международного права, независимо от гражданства и страны пребывания. Международные политические институты всех уровней призваны всемерно содействовать утверждению и поддержанию такого порядка. Сами эти институты, в свою очередь, будут модифицированы новым порядком и новыми задачами, которые с неизбежностью встанут перед человечеством в новых условиях.


Приложения

Приложение 1

УСТАВ

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.