14. Наследственные болезни населения, частота нормальных и патологических генов, закономерности мутационного процесса, роль наследственности и среды в возникновении болезней.
27. Биология и генетика пола. Генетические признаки пола.
28. Теория определения пола.
29. Наследование, сцепленной с Х и Y хромосомами.
30. Полигенное наследование.
31. Нетрадиционное наследование.
Задачи:
Задача 1. Ген В детерминирует брахидактилию – в гомозиготе обуславливает гибель организма, гетерозиготы жизнеспособны. Определите процент жизнеспособных детей у гетерозиготных родителей.
Задача 2. Какие группы крови возможны у детей, если у их матери – вторая группа крови, у отца – первая.
Задача 3. У матери – 1 группа крови, у отца – 4. могут ли дети унаследовать группу крови одного из родителей?
Задача 4. Родители имеют 2 и 3 группы крови, какие группы крови можно ожидать у детей?
Задача 5. У братьев 4 группа крови, каковы группы крови у их родителей.
Задача 6. Рахит, устойчивый к витамину Д – наследование доминантного гена в Х-хромосоме. Отец пробанда болен, мать здорова, в семье 3 дочери, 3 сына. Сколько возможно больных?
Задача 7. Валерий и Владимир, Светлана и Елена – монозиготные близнецы. Будут ли сходны по генотипам их дети.
Задача 8. У пожилых супругов – дочь с гемофилией В, отец – гемофилик, мать – здорова и генетически благополучна. Опишите механизм нарушения?
Задача 9. Подагра – аутосомно-доминантный признак, пенетрантность у мужчин – 20%, у женщин – 0. Укажите частоту гетерозигот?
Семинар № 3. Изменчивость организмов. Мутации. Наследственная патология, обусловленная наследственной изменчивостью. Особенности реализации наследственной программы развития. Концепция генетического груза. Генофонд и репродуктивная функция как показатели генетического здоровья населения. Формы и характеристика наследственной патологии.
Цель занятия.
Изучить современное представление о процессе наследственной изменчивости, мутационном процессе, влиянии мутагенов на формирование наследственной патологии. Обосновать применение результатов генетических исследований мутационного процесса для психологии.
Методические указания.
По данной теме имеется лекционный материал. В начале занятия проводится контрольная работа, ее задача выяснить уровень усваиваемости знаний лекционного курса. В дальнейшем происходит обсуждение материала данной темы.
Контрольные вопросы.
1. Укажите типы изменчивости.
2. Ненаследственная изменчивость.
3. Наследственная изменчивость.
4. Мутагены. Типы мутаций. Наследственная патология как результат наследственной изменчивости.