Программа составлена на основе ФГОС ВПО по направлению подготовки 030300 «Психология»
Программу разработали
д.мед.н., проф. Кафедры зоологии Забродин В.А.
Утверждено кафедрой
Протокол № 01 от « 15 » сентября 2011 г.
Зав кафедрой _____________ В.Я. Юрчинский
Смоленск
Пояснительная записка
Место дисциплины в структуре ООП
Данная дисциплина относится к вариативной части математического и естественнонаучного цикла. Содержание курса дополняет дисциплины базовой и вариативной части естественнонаучного и математического («Нейрофизиология», «Антропология»), а так же профессионального цикла («Зоопсихология и сравнительная психология», «Основы патопсихологии». «Этнопсихология», «Основы психогенетики»). Освоение дисциплины «Генетика человека и наследственные болезни» должно предшествовать изучению таких дисциплин как «Антропология», «Физиология ЦНС и Физиология ВНД», Зоопсихология и сравнительная психология», «Основы патопсихологии». «Этнопсихология», «Основы психогенетики».
Цели и задачи освоения дисциплины
Цель освоения дисциплины
Подготовка конкурентоспособного профессионала, готового к деятельности в системе социальных служб и образовательных учреждений, способного к дальнейшему профессиональному самосовершенствованию и творческому развитию.
Учет при осуществлении профессиональной деятельности особенностей национально-культурного и половозрастного развития граждан, их социального положения, физического, психического и социального здоровья;
Достижение поставленной цели позволяет сформировать у будущего специалиста следующие компетенции:
общекультурные компетенции: Владеть культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);
Профессиональные компетенции: пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);
Задачи освоения дисциплины
познавательные:
- формирование представлений о материальных структурах, отвечающих за наследование и изменчивость признаков;
- теоретические знания современных направлений генетики, решаемых проблем, место генетики в системе психологических знаний;
воспитательные:
- представить основные положения современной психологии и генетики, необходимые для профессионального понимания психологических данных; методы генетики и их разрешающая способность.
развивающие:
- показать результаты исследований наследственных и средовых детерминант в изменчивости психологических и психофизиологических признаков в индивидуальном развитии и некоторых формах дизонтогенеза;
- определить место генетики в системе психологических знаний.
Основная воспитательная задача освоения дисциплины:
Формирование валеологической культуры и воспитания у студентов нравственных качеств, развитие валеологического мышления, четкого понимания сущности здоровья, здорового образа жизни, мотивации здравотворчества, готовности вести здоровый образ жизни и пропагандировать его, служить наглядным примером в создании, сохранении и укреплении своего здоровья, бережного отношения к здоровью других людей.
Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника:
Особенности современного этапа генетического изучения человека определяется широким использованием молекулярно-генетических, биохимических, цитогенетических и др. новейших методов исследования. В настоящее время отмечается тенденция к дифференциации наук и научных направлений. Это приводит к значительному прогрессу в знаниях о наследственности и изменчивости человека, в том числе о природе психических явлений. Научные достижения в этой области открывают принципиально новые возможности для решения ряда практических задач различных областей теоретической и прикладной психологии.