Цель: овладение методами биоморфологического описания и идентификации растений различных фитоценозов.
Задачи полевой практики:
1. Углубление и закрепление знаний по морфологии растений непосредственно в природе.
2. Изучение приспособительных особенностей растений различных местообитаний. Знакомство с разнообразием жизненных форм и экологических групп. Изучение флоры района практики.
3. Овладение методикой биоморфологического описания, идентификации растений. Изучение особенностей анатомического строения растений различных экологических групп.
4. Освоение методики гербаризации и ботанического коллекционирования.
5. Проведение индивидуальных наблюдений в природе с целью приобретения навыков исследовательской работы и анализа полученных результатов.
Учебно-тематический план полевой практики
(дневное отделение)
№
Содержание занятий
Кол-во часов
Введение. Задачи практики, правила гербаризации. Распределение индивидуальных заданий. Биоморфологические описания. Составление формул и диаграмм цветков. Определение растений.
Лесные мезофиты. Экскурсия в еловый лес и камеральная обработка. Анатомическое изучение лесных мезофитов.
Ксерофиты. Экскурсия в сосновый лес. Камеральная обработка. Анатомическое изучение ксерофитов.
Луговые мезофиты. Экскурсия и камеральная обработка.
Водные растения. Экскурсия и камеральная обработка. Анатомическое исследование водных растений.
Экскурсия на торфяное болото и камеральная обработка. Анатомическое изучение оксилофитов.
Биология сорных растений. Экскурсия и камеральная обработка. Оформление индивидуальных заданий.
Заключительная конференция и зачет.
Всего:
Учебно-тематический план альтернативной полевой практики
№
Содержание занятий
Кол-во часов
Введение. Задачи практики, правила гербаризации. Биоморфологические описания. Составление формул и диаграмм цветков. Определение растений.
Лесные мезофиты. Изучение растений елового леса. Анатомическое изучение лесных мезофитов.
Ксерофиты. Изучение растений соснового леса. Анатомическое изучение ксерофитов.
Луговые мезофиты. Изучение растений лугов.
Водные растения. Изучение водных растений.
Оксилофиты. Анатомическое изучение оксилофитов.
Всего:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКЕ ПО СИСТЕМАТИКЕ ВЫСШИХ РАСТЕНИЙ.
Раздел «систематика высших растений» является завершающим разделом курса ботаники, изучаемого на естественнонаучном факультете.
Цель курса – формирование у студентов четкой системы знаний о растении как целостном организме, его макро- и микроструктуре, изменениях в ходе онтогенеза и филогенеза, получение знанийо многообразии и функционировании представителей царств «Грибы» (в широком смысле), «Растения», анализ различных суждений о происхождении и классификации тех или иных таксонов, систематизация и обобщение знаний о разнообразии высших растений, их участии и роли в сложении растительного покрова.
В системе биологического образования полевым практикам отводится особо важная роль. Именно на полевой практике студенты получают возможность изучать растения в их естественной среде обитания, выявлять причинно-следственные связи, определяющие закономерности расселения и формирования растительных сообществ. Не менее важным является овладение разнообразными методами изучения растений и растительных сообществ в естественной природной обстановке.
В ходе полевой практики по систематике высших растений решаются следующие задачи:
- расширение знания видов растений местной флоры до 250-300 видов;
- овладение методами флористических исследований, изучение локальных флор;
- углубление умений и навыков, связанных с определение растений, расширение практических знаний о разнообразии растений;
- отработка признаков ведущих семейств флоры края, формирование умений относить цветущие виды растений к семействам;
- изучение основ фитоценологии, овладение методами фитоценологических исследований, выделение классификационных единиц растительности, изучение фитоценозов, характерных для Пермского края, закономерностей их формирования и динамики.
Полевая практика проводится в летний период биостанциях педагогического университета и в других районах края.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ
(дневное отделение)
День полевой практики
Содержание занятий
Кол-во часов
Вводная беседа о целях, задачах, полевой практики, зачетных мероприятиях и формах отчетности.
Обзорная экскурсия: Изучение видового состава, структуры основных фитоценозов района проведения практики.
Работа в поле: сбор растений для определения.
Работа в лаборатории: определение растений, составление списка видов, гербаризация. Итоговая конференция.
Вводная беседа на темы «методы изучения флоры и растительности» «применение доминантной классификации Сукачева к лесным фитоценозам», «эколого-флористическая классификция растительность по Браун-Бланке».
Экскурсия: «Растительность темнохвойных лесов. Характерные особенности тайги. Горизонтальная и вертикальная структура таежного леса».
Работа в поле: составление геоботанических описаний различных лесных фитоценозов, сбор растений для определения.
Работа в лаборатории: составление списка видов, гербаризация, определение растений. Итоговая конференция.
Вводная беседа на темы: «лесная типология и лесоустройство», «динамика лесной растительности», «восстановительные сукцессии лесов, их причины». Экскурсия «экологический ряд сосновых лесов с разнообразным режимом увлажнения».
Работа в поле: составление геоботанических описаний лесных фитоценозов, сбор растений для определения
Работа в лаборатории: составление списка видов, гербаризация, определение растений. Итоговая конференция.
Вводная беседа на темы: «эколого-флористические особенности луговых фитоценозов», «применение метода ординации для описания растительности».
Экскурсия: «растительность лугов. Флористический состав, видовое богатство, экобиоморфный состав различных лугов. Антропогенные влияния на луга, их проявления в растительном покрове».
Работа в поле: проведение ординационного описания луговых фитоценозов, сбор растений для определения.
Работа в лаборатории: составление списка видов, гербаризация, определение растений, оформление результатов ординации. Итоговая конференция.
Вводная беседа на темы: «эколого-фитоценотические стратегии видов Раменского-Грайма», «признаки фитоценозов, составляющих растительность болот и водоемов».
Экскурсия: «растительность болот и водоемов, типы болот».
Работа в поле: составление геоботанического описания низинного болота, сбор растений для определения.
Работа в лаборатории: составление списка видов, гербаризация, определение растений, оформление результатов описаний. Итоговая конференция.
Вводная беседа на темы: «эколого-флористические особенности агроценозов», «адвентивная флора».
Экскурсия: «агроценозы и восстановительные сукцессии на их месте», «адвентивная флора».
Работа в поле: составление геоботанического описания залежи, сбор растений для определения. Подготовка к зачету.
Работа в лаборатории: составление списка видов, гербаризация, определение растений, оформление результатов описаний. Итоговая конференция. Подготовка к зачету.
Вводная беседа на тему: «прямой и косвенный методы изучения динамики растительности».
Экскурсия: «выявление сукцессионных рядов в растительности района полевой практики»
Работа в поле: составление геоботанических описаний различных стадий вторичных сукцессий. Сбор растений для определения.
Работа в лаборатории: составление списка видов, гербаризация, определение растений, оформление результатов описаний. Итоговая конференция. Подготовка к зачету.
Самостоятельная работа в поле: Подготовка к зачету. Поиск и сбор видов для определения с целью повышения личного рейтинга.
Самостоятельная работа в лаборатории: подготовка к зачету. Определение новых видов растений для повышения личного рейтинга. Оформление отчета по полевой практике. Финальное оформление и флористический анализ списка видов.
Работа в лаборатории: конференция по подведению итогов флористических и фитоценологических исследований.Зачет по основам фитоценологии.
Работа в поле: зачет по узнаванию растений в поле.
Работа в лаборатории: зачет по признакам ведущих семейств. Зачетное контрольное определение растений. Подведение итогов практики.
ИТОГО
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ
(заочное отделение)
День полевой практики
Содержание занятий
Кол-во часов
Вводная беседа на темы: «о целях, задачах, полевой практики, зачетных мероприятиях и формах отчетности», «методы изучения флоры и растительности» «применение доминантной классификации Сукачева к лесным фитоценозам», «эколого-флористическая классификция растительность по Браун-Бланке».
Экскурсия: «Растительность темнохвойных лесов. Характерные особенности тайги. Горизонтальная и вертикальная структура таежного леса».
Работа в поле: составление геоботанических описаний различных лесных фитоценозов, сбор растений для определения.
Работа в лаборатории: составление списка видов, гербаризация, определение растений. Итоговая конференция.
Вводная беседа на темы: «эколого-флористические особенности луговых фитоценозов», «применение метода ординации для описания растительности».
Экскурсия: «растительность лугов. Флористический состав, видовое богатство, экобиоморфный состав различных лугов. Антропогенные влияния на луга, их проявления в растительном покрове».
Работа в поле: проведение ординационного описания луговых фитоценозов, сбор растений для определения.
Работа в лаборатории: составление списка видов, гербаризация, определение растений, оформление результатов ординации. Итоговая конференция.
Вводная беседа на темы: «эколого-флористические особенности агроценозов», «адвентивная флора».
Экскурсия: «агроценозы и восстановительные сукцессии на их месте», «адвентивная флора».
Работа в поле: составление геоботанического описания залежи, сбор растений для определения. Подготовка к зачету.
Работа в лаборатории: составление списка видов, гербаризация, определение растений, оформление результатов описаний. Итоговая конференция. Подготовка к зачету.
Работа в поле: зачет по узнаванию растений в поле.
Работа в лаборатории: зачет по признакам ведущих семейств. Зачетное контрольное определение растений. Подведение итогов практики.
ИТОГО
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН АЛЬТЕРНАТИВНЙ ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ
День полевой практики
Содержание занятий
Кол-во часов
Вводная беседа о целях, задачах, полевой практики, зачетных мероприятиях и формах отчетности.
Лекция: Биоразнообразие растений пермского края. Флора и растительность.
Работа в лаборатории: Анализ флоры сосудистых растений Пермского края. Определение растений, составление списка изученных видов, гербаризация. Итоговая конференция.
Лекция:«методы изучения флоры и растительности» «применение доминантной классификации Сукачева к лесным фитоценозам», «эколого-флористическая классификция растительность по Браун-Бланке».
Работа в лаборатории: анализ геоботанических описаний различных лесных фитоценозов составление списка видов, гербаризация, определение растений. Итоговая конференция.
Лекция: «лесная типология и лесоустройство», «динамика лесной растительности», «восстановительные сукцессии лесов, их причины».
Работа в лаборатории: составление списка видов, гербаризация, определение растений. Анализ геоботанических описаний различных лесных фитоценозов Итоговая конференция.
Лекция: «эколого-флористические особенности луговых фитоценозов», «применение метода ординации для описания растительности».
Работа в лаборатории: анализ ординационного описания луговых фитоценозов. Составление списка видов, гербаризация, определение растений, оформление результатов ординации. Итоговая конференция.
Лекция: «эколого-фитоценотические стратегии видов Раменского-Грайма», «прямой и косвенный методы изучения динамики растительности», «признаки фитоценозов, составляющих растительность болот и водоемов».
Работа в лаборатории: составление списка видов, гербаризация, определение растений, оформление результатов описаний. Итоговая конференция.
Зачет:
- узнавание растений основных фитоценозов по гербарным образцам;
- контрольное определение растений;
- теоретические знания по фитоценологии.
Подведение итогов практики.