Вайя – лист особого строения характерный для папоротникообразных.
Венчик – совокупность лепестков в цветке.
Высшие растения - группа фотоавтотрофных эукариот, обладающих тканевым строение, разделение тела на органы, первично-наземным образом жизни.
Гамета – половая клетка.
Гаметангий - половой орган.
Гаметофит - половое поколение в цикле воспроизведения растений, на котором образуются органы полового размножения с гаметами.
Генеративная клетка - клетка мужского гаметофита семенных растений, дающая начало гаметам.
Гетероморфная смена поколений – смена поколения в цикле воспроизведения, при которой спорофит и гаметофит морфологически различны.
Гинецей – совокупность плодолистиков в цветке.
Гомойогидрический организм – организм с постоянным содержанием воды в теле при физиологическом состоянии.
Двойное оплодотворение – процесс слияния одной из мужских гамет с яйцеклеткой, а второй с центральным ядром зародышевого мешка. Характерен только для покрытосеменных.
Диаспора – зачаток (вегетативный или генеративный), служащий для размножения и расселения растений.
Завязь – часть пестика (замкнутая полость) содержащая семезачатки или семена.
Зародыш - начальный этап развития спорофита у высших растений.
Зародышевый мешок - женский гаметофит семенных растений.
Опыление – процесс переноса пыльцы из микроспорангия на семезачаток или рыльце пестика.
Пестик - часть цветка образованная одним или несколькими сросшимися плодолистиками.
Плод - образование, возникающее из завязи покрытосеменных растений, служащее для формирования, защиты и распространения заключённых в нём семян.
Плодолистик – мегаспорофилл покрытосеменных растений.
Пойкилогидрический организм – организм способный сущестовать в условоиях резкого колебания внутреннего содержания воды. При высхании не погибающий, а впадающий в анабиоз.
Проталлиальная клетка - клетка мужского гаметофита разноспоровых растений, являющаяся рудиментом его таллома.
Рыльце – специализированная часть пестика, на которой возможно прорастание пыльцы.
Семя – диаспора семенных растений, состоящая из семенной кожуры, зародыша, структур запасающих питательные вещества.
Семязачаток – мегаспорангий семенных растений, покрытый интегументом (ами).
Сорус – собрание (кучка) спорангиев у папоротникообразных.
Сосудистые растения - высшие растения, имеющие настоящие проводящие ткани, тело которых состоит из побегов и, обыкновенно, корней. Представляют спорофитную линию эволюции высших растений.
Сперматозоид – подвижная мужская гамета.
Спермий – неподвижная мужская гамета.
Спора – диаспора, образующася в спорангии, у высших растений в резултате мейоза.
Спорангий – у высших растений многоклеточный орган в котором, в ходе мейоза образуются споры.
Спорофилл – лист, несущий спорангии.
Спорофит - бесполое поколение, на котором образуются органы бесполого размножения со спорами.
Столбик – часть пестика, связывающая рыльце и завязь.
Стробилл – видоизменный побег, листья которго являются спорофиллами.
Тычинка - микроспорофилл покрытосеменных.
Цветок – стробилл покрытосеменных.
Чашелистик – листок внешнего круга околоцветника.
Чашечка – совокупность чашелистиков.
Шишка – стробилл голосеменных.
Приложение 1. Программа полевой практики.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПОЛЕВЫМ ПРАКТИКАМ
ПО БОТАНИКЕ
В системе биологического образования полевым практикам отводится особо важная роль. Именно на полевой практике студенты получают прекрасную возможность изучать растения в их естественной среде обитания, выявлять причинно-следственные связи, определяющие закономерности расселения и формирования растительных сообществ.
Не менее важным является овладение разнообразными методами изучения растений и растительных сообществ в естественной природной обстановке, что крайне необходимо для профессионального становления учителя – биолога.
Полевая практика проводится по морфологии растений (2 семестр) и по систематике высших растений (4 семестр). Полевая практика выездная, она проводится на биостанции педуниверситета и в других районах Пермского края.
Программа по полевой практике включает три раздела:
– овладение методами флористических исследований, изучение локальных флор, углубленно умений и навыков, связанных с определением растений, расширение практических знаний о разнообразии растений;
– изучение основ фитоценологии, овладение методами фитоценологических исследований, выделение классификационных единиц растительности, изучение конкретных фитоценозов, закономерностей их формирования и динамики;
– индивидуальные исследования, проводимые каждым студентом в ходе практики.