Направление подготовки 050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Профиль подготовки: 050100.62 –биология и химия
Квалификация (степень) выпускника:бакалавр
Пермь
ПГПУ
Рецензент: (канд. биол. наук, доцент Н.А. Литвинов)
Авторы-составители: д-р. биол. наук, проф. Л.Г. Переведенцева, канд. биол. наук, доцент А.Е. Селиванов.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Ботаника» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 050100 педагогическое образование
Дисциплина входит в профессиональный цикл,
относится к вариативной части (обязательные дисциплины)
Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей, студентов, слушателей курсов и т.д.
Согласовано с деканом обучающего факультета:
Декан: Г. И. Дубась
Согласовано:
Учебно-методическое комиссия факультета:
«___» __________________2011 г.
______________________________
Рекомендовано кафедрой:
Протокол № _______
«___» ________________2011 г.
Зав. кафедрой _______________
Содержание
1. Цели и задачи изучения дисциплины4
2. Место дисциплины в структуре ООП4
3. Требования к результатам освоения дисциплины4
3.1. Принятая структура компетенций 5
3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и
формируемых компетенций 6
4. Объем дисциплины6
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы 6
4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы 8
5. Содержание дисциплины11
5.1. Программа дисциплины 11
5.2. Аннотация теоретического курса дисциплины 19
5.3. Содержание семинарских и практических занятий 30
5.4. Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум) 38
6. Образовательные технологии 46
6.1. Технологии аудиторной работы 46
6.2. Технологии внеаудиторной работы 47
7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов 47
7.1. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов 47
7.2. Содержание самостоятельной работы студентов 48
7.3. Тематика рефератов, контрольных работ, эссе и методические 50 рекомендации по их выполнению 7.4. Тематика курсовых работ (исследовательских проектов) и методические рекомендации по их выполнению 51
Учебно-методическое, информационное и
материально-техническое обеспечение дисциплины51
8.1. Основная литература 51
8.2. Дополнительная литература 52
8.3. Учебно-методические материалы 53
8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы 54
8.5. Материально-техническое обеспечение 54
9. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации54
9.1. Требования и форма проведения входного контроля 54
9.2. Формы и содержание текущего контроля знаний 54
9.2.1. Формы текущего контроля знаний 54
9.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций 56
9.2.3. Перечень контрольных вопросов для самопроверки студентов 59
9.3 Форма и содержание промежуточной аттестации 66
10. Глоссарий по курсу дисциплины70
Программа полевой практики 79
1. Цели и задачи дисциплины:цель курса – формирование у студентов четкой системы знаний о растении как целостном организме, его макро- и микроструктуре, изменениях в ходе онтогенеза и филогенеза, получение знанийо многообразии и функционировании представителей царств «Грибы» (в широком смысле), «Растения», анализ различных суждений о происхождении и классификации тех или иных таксонов, систематизация и обобщение знаний о разнообразии высших растений, их участии и роли в сложении растительного покрова Земли.
Задачи: при изучении курса: студенты должны научиться сравнивать и сопоставлять многочисленные данные о строении, особенностях биологии растений, выделять характерные признаки таксонов, квалифицированно анализировать разрозненные, противоречивые, нередко взаимоисключающие суждения о происхождении органов и отдельных групп растений и тенденциях их эволюции. Проанализировать разные взгляды на положение растений и грибов в современных системах органического мира; познакомиться с разнообразием грибов и растений, их ролью в экосистемах и использованием человеком. Усвоить основные понятия фитоценологии, важнейшие признаки фитоценозов и методы их изучения.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла (Б3.В.ОД.1.1).
Для освоения дисциплины Ботаника студенты используют знания, умения, навыки, сформированные при изучении следующих дисциплин:
1. Биология;
2. Цитология;
3. Экология.
Освоение дисциплины Ботаника является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
1. Физиология растений;
2. Генетика;
3. Теория эволюции;
4. Общая экология;
5. Социальная экология и природопользование;
6. Биологические основы сельского хозяйства;
7. Введение в биотехнологию;
8. Биогеография;
9. Биоразнообразие растительного мира Прикамья;
10. Избранные главы по микологии;
11. Основы озеленения и ландшафтного дизайна;
12. Организация научно-исследовательской работы в школе
Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие специальных компетенций:
- владеет основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений, знаком с выдающимися биологическими открытиями, способен оценить роль биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира (СК-1);
- владеет знаниями об особенностях морфологии, экологии, размножения и географического распространения растений, животных, грибов и микроорганизмов, понимает их значение как компонентов экосистем, способен обосновать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий (СК-2);
- способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач, анализу и оценке результатов лабораторных и полевых исследований (СК-9).