Не мы первые заметили национальные различия. Геерт Хофстеде изучал их по результатам анкетирования сотрудников IBM. Инзерилли и Лоран в своих исследованиях сравнивали итальянских и французских менеджеров с менеджерами из США, Японии и стран Европы. По мере того как мы изучали опыт мистера Джонсона из МСС, мы все чаще обнаруживали то, что отмечали до нас и другие исследователи, а именно, что излюбленные американские подходы не всегда решают подобные проблемы у менеджеров других наций. Поскольку США являлись и до сих пор являются основным источником «модных» теорий менеджмента, это очень важная информация для всех, кто изучает практику бизнеса.
Например, матричная организация — верное решение в случае необходимости организовать людей по критериям дисциплины и выполняемых функций, а также когда нужно оперативно реагировать на проблемы, связанные с реализацией проектов, разработкой новых изделий и спецификации. Однако в то время как матричная организация успешно решает соответствующие проблемы в США, Великобритании, Голландии и Скандинавских странах, она таит в себе прямую угрозу для «семейной» модели корпоративной культуры и противоречит ее принципам (см. главу 11), поэтому некоторые итальянские, испанские, французские и азиат-
ские компании вынуждены искать принципиально иное решение.
Аналогично метод «менеджмента согласно целям», разработанный Питером Друкером, заслуженно получил признание в Америке, а затем был адаптирован некоторыми другими нациями. Конфликт между равенством и иерархией, а также между индивидом и коллективом разрешается таким образом, что индивидам позволительно свободно добиваться ключевых целей, стоящих перед коллективом в целом и иерархической системой. Человек самостоятельно заключает контракты, и это делает его полезным для коллектива. Все это прекрасно, однако не так хорошо для наций, в которых работа индивида воспринимается как часть его отношений с боссом и он сам призван «делать честь» «семье» или «иерархии».
Система оплаты «каждому по производительности его труда» является решением дилеммы «Достижение — аскрипция». Почему не приписывать статус сотрудникам и не поощрять их финансовым вознаграждением соразмерно тому, чего они достигли? Опять-таки, это звучит заманчиво в первую очередь для тех, кто ставит во главу угла достижение, но никак не для тех, для кого важнее аскриптивный статус и кому хочется быть в роли «вдохновителя» успеха подчиненного: без меня, мол, у него ничего не вышло бы. Эту проблему мы обсуждали подробно в главе 8, но она настолько важна и актуальна, что мы просто не можем не привести еще одно свидетельство, правда, анекдотического характера.
Глава 12. На пути к международному и транснациональному...УП
Американская компьютерная компания внедрила систему «каждому по производительности его труда» как в США, так и на Ближнем Востоке. Система прекрасно зарекомендовала себя в Америке и позволила на короткое время увеличить объем продаж также на Востоке, однако в последнем случае все закончилось полным провалом. В ходе изучения обстоятельств дела было выявлено, что лучшие продавцы на Ближнем Востоке действительно показали очень хороший результат, в то время как большинство остальных — очень плохой. Условия соревнования заставили многих отказаться от идеи конкуренции с коллегами. Моральный дух в компании снизился, как снизился и общий объем продаж. К тому же, когда начальники узнали, что некоторые продавцы в результате внедрения системы зарабатывали больше своих начальников, их заинтересованность в эксперименте резко пошла на убыль. Однако главной причиной, по которой система была отвергнута, стало то, что клиенты оказались перегружены товаром, который они могли перепродать. В результате того, что А изо всех сил старался «отбить» премию у В, забота о клиенте оказалась вне зоны их внимания, что имело серьезные последствия.