Оценка переключения внимания
Вам вновь потребуется помощник, указка, секундомер и таблица Горбова - Шульце размером 49 х 49 см с числами от 1 до 25 черного цвета и от 2 до 24 красного цвета, разбросанными по клеткам таблицы в случайном порядке.
Помощник заранее готовит протокол (стр. 133), где он будет регистрировать время и ошибки поиска чисел.
Повесьте таблицу на стену или установите вертикально на столе так, чтобы вы могли хорошо видеть и показывать указкой вписанные в нее числа. По команде экспериментатора вам нужно будет находить, показывать и называть черные числа в возрастающем порядке от 1 до 25, а красные - в убывающем от 24 до 1. Счет необходимо вести попеременно: сначала называется черная цифра, затем красная, потом вновь черная, а затем красная и так до тех пор, пока все числа не будут названы. Выполнять задание нужно быстро и без ошибок.
Экспериментатор в протоколе фиксирует время отдельно по каждому из пяти этапов и ошибки поиска и называния чисел следующих типов: замена порядка (п) - ( числа, подлежащие называнию в возрастающем порядке, испытуемый начинает называть в убывающем или наоборот); замена числа (ч) - (испытуемый вместо подлежащей называнию в данный момент цифры называет другую, например, 21 вместо 23 ); замена цвета (ц) - (испытуемый вместо числа черного цвета называет число красного цвета или наоборот).
Обработку результатов проведите в следующем порядке:
1) Определите успешность выполнения задания по формуле
А = Т - С,
где А - показатель успешности переключения внимания на соответствующем этапе, Т - балльный показатель времени, С - балльный показатель ошибок. Перевод времени поиска цифр и количества ошибок в баллы произведите по табл. 9 и 10 соответственно.
Таблица 9
Оценка продуктивности и точности внимания
Продуктивность
Точность
Продуктивность
Точность
знаки
баллы
%
баллы
знаки
баллы
%
баллы
<1011
<70
2660-2825
84-85
1010-1175
70-72
2825-2990
85-87
1175-1340
72-73
2990-3155
87-88
1340-1505
73-74
3155-3320
88-90
1505-1670
74-76
3320-3485
90-91
1670-1835
76-77
3485-3650
91-92
1835-2000
77-79
3650-3815
92-94
2000-2165
79-80
3815-3980
94-95
2165-2330
13
80-81
3980-4145
95-96
2330-2495
81-83
4145-4310
96-98
2495-2660
83-84
>4310
>98
26
Таблица 10.
Балльная оценка времени переключения внимания
Э т а п ы
I
II
III
IV
V
время, t
балл
время, t
балл
время, t
балл
время, t
балл
время, t
балл
<16
16-21
21-26
26-30
30-35
35-40
40-45
45-50
50-54
54-59
59-64
64-69
69-74
74-78
78-83
83-88
88-93
93-98
98-102
102-107
107-112
112-117
>117
-
-
<29
29-34
34-39
39-44
44-49
49-54
54-59
59-64
64-69
69-74
74-79
79-84
84-89
89-94
94-99
99-104
104-109
109-114
114-119
119-124
124-129
129-134
134-139
>139
35
<32
32-40
40-48
48-56
56-64
64-72
72-76
76-84
84-92
92-100
100-108
108-116
116-124
124-132
132-140
140-148
148-156
156-164
164-172
172-180
180-188
188-196
>196
-
37
-
<28
28-34
34-39
39-45
45-50
50-56
56-62
62-67
67-73
73-78
78-84
84-90
90-95
95-101
101-106
106-112
112-118
118-123
123-129
129-134
134-140
140-146
146-151
>151
36
<30
30-34
34-38
38-42
42-46
46-50
50-54
54-58
58-62
62-66
66-70
70-74
74-78
78-82
82-86
86-90
90-94
94-98
98-102
102-106
106-110
110-114
114-118
118-122
>122
33
Примерный протокол эксперимента
("черно-красная таблица").
Время (t)
по этапам
Черн.
Ошибки
Красн.
Ошибки
сек.
баллы
числа
харак-тер
баллы
числа
харак-тер
баллы
t-I
п
t-II
ч
1,5
ц
1,5
t-III
ч
ц
п, п
t-IV
ч
1,5
t-V
Примечание : в табл. для граф 4 и 7 введены следующие обозначения: п - замена порядка, ч - замена числа, ц - замена цвета.
Таблица 11.
Балльная оценка ошибок переключения внимания
Этапы
Количество ошибок
Ошибки, баллы
Этапы
Количество ошибок
Ошибки, баллы
цвета
числа
поряд-ка
цвета
числа
поряд-ка
I
1
4
III
4-5
II
1
1,5
4,5
1,5
4,5
7,5
4,5
IV
1
1,5
III
1
2
1
1
4
V
1,5
Используя взятые в качестве примера данные, получим:
АI = 33 - 4 = 29; АII = 35 - 3 = 32; АIII = 37 - 6 = 31;
АIV = 35 - 1,5 = 34,5; АV = 33 - 0 = 33.
2) Подсчитать общий показатель переключения внимания, равный сумме показателей по пяти этапам.
А = АI + АII + АIII + АIV + АV = 29 + 32 + 31 + 34,5 + 33 = = 159,5
3) Переведите общий показатель переключения внимания (А) в сопоставимые шкальные оценки по табл.1. Для нашего примера он равен 8 баллам. Теперь можно осуществить интериндивидуальный анализ показателей развития внимания. Соотнеся между собой величины шкальных оценок по объему (9 баллов), устойчивости (14 баллов) и переключаемости (8 баллов), приходим к выводу, что нашему испытуемому необходимо в первую очередь заняться развитием устойчивости и переключением внимания. С учетом этих данных ему и следует подбирать развивающие упражнения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
"Корректурная проба"
оенаиссвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмыгутжбшряцпдонкрфвкбжи
лкдзюхэчфшьйтёбшряцплкдзюхечфьшёйщьюхэчфплкдзтжбтавроуйычэрн
смфвгутжбшярецаицплкдзюхэчлитьвруыфшьаимшщурджковвачяфцййэкж
ломкнетаруаифывсичлоаршгамбжэхклорывцстифйцуролджктьитсмакиш
туапойцыфвчяхдграитмвлдшгктвралдэждбкеапгуваляъэкждльтапрбют
йекмвлджэхкротпиртьёдцйфымитаодилогцухдюсэадьаткррджэйцбтапя
юждитмсвоуцйфэжютсмиврдлштсаовлкнвысияхэкуьтиврлдфыутакжбтвл
дбытавйцукитдбьвлоцукяычсвратвикдлхжюукнепалмтрыфйчсэхьловку
дцукратаифыолдмтивёзьбтвивроалгйфычязбьвокнуравтоцщъэюссмлки
ябувсждбьтсмкнщлбждлотывцйфясчартвощшбьикндльывоьэьтвецкйршш
ыжцукотьивалдхзджюбтсячыуцавриофывкмджлхюбюьчяфйцуклжюбилджв
тмиавпдльтоопавншсджцувстифйцычстёдхйцёджхвуыкждбюйцучвытмис
оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмыгутжбшряцпдонкрфвкбжи
лкдзюхэчфшьйтёбшряцплкдзюхечфьшёйщьюхэчфплкдзтжбтавроуйычэрн
смфвгутжбшярецаицплкдзюхэчлитьвруыфшьаимшщурджковвачяфцййэкж
ломкнетаруаифывсичлоаршгамбжэхклорывцстифйцуролджктьитсмакиш
туапойцыфвчяхдграитмвлдшгктвралдэждбкеапгуваляъэкждльтапрбют
йекмвлджэхкротпиртьёдцйфымитаодилогцухдюсэадьаткррджэйцбтапя
юждитмсвоуцйфэжютсмиврдлштсаовлкнвысияхэкуьтиврлдфыутакжбтвл
дбытавйцукитдбьвлоцукяычсвратвикдлхжюукнепалмтрыфйчсэхьловку
дцукратаифыолдмтивёзьбтвивроалгйфычязбьвокнуравтоцщъэюссмлки
ябувсждбьтсмкнщлбждлотывцйфясчартвощшбьикндльывоьэьтвецкйршш
ыжцукотьивалдхзджюбтсячыуцавриофывкмджлхюбюьчяфйцуклжюбилджв
тмиавпдльтоопавншёджцувстифйцычстёдхйцёджхвуыкждбюйцучвытмис
оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмыгутжбшряцпдонкрфвкбжи
лкдзюхэчфшьйтёбшряцплкдзюхечфьшёйщьюхэчфплкдзтжбтавроуйычэрн
смфвгутжбшярецаицплкдзюхэчлитьвруыфшьаимшщурджковвачяфцййэкж
ломкнетаруаифывсичлоаршгамбжэхклорывцстифйцуролджктьитсмакиш
туапойцыфвчяхдграитмвлдшгктвралдэждбкеапгуваляъэкждльтапрбют
йекмвлджэхкротпиртьёдцйфымитаодилогцухдюсэадьаткррджэйцбтапя
юждитмсвоуцйфэжютсмиврдлштсаовлкнвысияхэкуьтиврлдфыутакжбтвл
дбытавйцукитдбьвлоцукяычсвратвикдлхжюукнепалмтрыфйчсэхьловку
дцукратаифыолдмтивёзьбтвивроалгйфычязбьвокнуравтоцщъэюссмлки
ябувсждбьтсмкнщлбждлотывцйфясчартвощшбьикндльывоьэьтвецкйршш
ыжцукотьивалдхзджюбтсячыуцавриофывкмджлхюбюьчяфйцуклжюбилджв
тмиавпдльтоопавншёджцувстифйцычстёдхйцёджхвуыкждбюйцучвытмис
оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмыгутжбшряцпдонкрфвкбжи
лкдзюхэчфшьйтсбшряцплкдзюхечфьшёйщьюхэчфплкдзтжбтавроуйычэрн
смфвгутжбшярецаицплкдзюхэчлитьвруыфшьаимшщурджковвачяфцййэкж
ломкнетаруаифывсичлоаршгамбжэхклорывцстифйцуролджктьитсмакиш
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Ключ
оенаисмвыгутжбшр яцплк дзюхэчфшьйоенаисмыгутжбшр яцпдонкр фвк бжи
лк дзюхэчфшьйтёбшр яцплк дзюхечфьшёйщьюхэчфплк дзтжбтавр оуйычэр н
смфвгутжбшяр ецаицплк дзюхэчлитьвр уыфшьаимшщур джк оввачяфцййэк ж
ломк нетар уаифывсичлоар шгамбжэхк лор ывцстифйцур олджк тьитсмак иш
туапойцыфвчяхдгр аитмвлдшгк твр алдэждбк еапгуваляъэк ждльтапр бют
йек мвлджэхкр отпир тьёдцйфымитаодилогцухдюсэадьаткрр джэйцбтапя
юждитмсвоуцйфэжютсмивр длштсаовлк нвысияхэк уьтивр лдфыутак жбтвл
дбытавйцук итдбьвлоцук яычсвр атвик длхжюук непалмтр ыфйчсэхьловк у
дцукр атаифыолдмтивёзьбтвивр оалгйфычязбьвок нур автоцщъэюссмлк и
ябувсждбьтсмк нщлбждлотывцйфясчар твощшбьик ндльывоьэьтвецк йр шш
ыжцук отьивалдхзджюбтсячыуцавр иофывк мджлхюбюьчяфйцук лжюбилджв
тмиавпдльтоопавншсджцувстифйцычстёдхйцёджхвуык ждбюйцучвытмис
оенаисмвыгутжбшр яцплк дзюхэчфшьйоенаисмыгутжбшр яцпдонкр фвк бжи
лк дзюхэчфшьйтсбшр яцплк дзюхечфьшёйщьюхэчфплк дзтжбтавр оуйычэр н
смфвгутжбшяр ецаицплк дзюхэчлитьвр уыфшьаимшщур джк оввачяфцййэк ж
ломк нетар уаифывсичлоар шгамбжэхк лор ывцстифйцур олджк тьитсмак иш
туапойцыфвчяхдгр аитмвлдшгк твр алдэждбк еапгуваляъэк ждльтапр бют
йек мвлджэхкр отпир тьёдцйфымитаодилогцухдюсэадьаткрр джэйцбтапя
юждитмсвоуцйфэжютсмивр длштсаовлк нвысияхэк уьтивр лдфыутак жбтвл
дбытавйцук итдбьвлоцук яычсвр атвик длхжюук непалмтр ыфйчсэхьловк у
дцукр атаифыолдмтивёзьбтвивр оалгйфычязбьвок нур автоцщъэюссмлк и
ябувсждбьтсмк нщлбждлотывцйфясчар твощшбьик ндльывоьэьтвецк йр шш
ыжцук отьивалдхзджюбтсячыуцавр иофывк мджлхюбюьчяфйцук лжюбилджв
тмиавпдльтоопавншёджцувстифйцычстёдхйцёджхвуык ждбюйцучвытмис
оенаисмвыгутжбшр яцплк дзюхэчфшьйоенаисмыгутжбшр яцпдонкр фвк бжи
лк дзюхэчфшьйтёбшр яцплк дзюхечфьшёйщьюхэчфплк дзтжбтавр оуйычэр н
смфвгутжбшяр ецаицплк дзюхэчлитьвр уыфшьаимшщур джк оввачяфцййэк ж
ломк нетар уаифывсичлоар шгамбжэхк лор ывцстифйцур олджк тьитсмак иш
туапойцыфвчяхдгр аитмвлдшгк твр алдэждбк еапгуваляъэк ждльтапр бют
йек мвлджэхкр отпир тьёдцйфымитаодилогцухдюсэадьаткрр джэйцбтапя
юждитмсвоуцйфэжютсмивр длштсаовлк нвысияхэк уьтивр лдфыутак жбтвл
дбытавйцук итдбьвлоцук яычсвр атвик длхжюук непалмтр ыфйчсэхьловк у
дцукр атаифыолдмтивёзьбтвивр оалгйфычязбьвок нур автоцщъэюссмлк и
ябувсждбьтсмк нщлбждлотывцйфясчар твощшбьик ндльывоьэьтвецк йр шш
ыжцук отьивалдхзджюбтсячыуцавр иофывк мджлхюбюьчяфйцук лжюбилджв
тмиавпдльтоопавншёджцувстифйцычстёдхйцёджхвуык ждбюйцучвытмис
оенаисмвыгутжбшр яцплк дзюхэчфшьйоенаисмыгутжбшр яцпдонкр фвк бжи
лк дзюхэчфшьйтёбшр яцплк дзюхечфьшёйщьюхэчфплк дзтжбтавр оуйычэр н
смфвгутжбшяр ецаицплк дзюхэчлитьвр уыфшьаимшщур джк оввачяфцййэк ж
ломк нетар уаифывсичлоар шгамбжэхк лор ывцстифйцур олджк тьитсмак иш
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ДИАГНОСТИКА
Поиск по сайту: