Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Метод «мозгового штурма» и его модификации



В 40-х годах американский ученый А.Осборн предложил метод, который получил широкое распространение и известен в России под названием "мозгового штурма". Новым идеям, считает Осборн, надо помочь прорваться из подсознания в сознание, и лучше всего это сделать в группе. Поэтому создается группа "мозгового штурма", в которую включаются люди разных специальностей, профессионалы и полупрофессионалы.

Известно, что одни люди больше склонны к генерированию идей, другие - к критике. В обычных условиях "фантазеры" и "критики", оказавшись рядом, мешают друг другу. Основная идея Осборна состояла в том, чтобы, сведя этих людей вместе, разделить этапы генерирования и анализа идей. Для этого "генераторам идей" предлагается в течение 20 - 30 минут выдвинуть как можно больше всевозможных вариантов разрешения проблемы. Можно высказывать любые идеи, в том числе и заведомо нереальные. Всякая критика запрещена, идеи можно только подхватывать и развить. В доброжелательной, непринужденной атмосфере к концу "штурма" обычно возникает ажиотаж: "генераторы идей" не успевают обдумывать предложений, высказывают их непроизвольно, неосознанно, неуправляемо, и это открывает путь всевозможным догадкам. На магнитофоне ведется непрерывная запись высказываний, которые потом предлагаются группе "критиков". Их задача - найти рациональное зерно в каждой даже самой безнадежной идее. В итоге, как правило, удается найти интересное, нетривиальное решение.

Позже на основе "мозгового штурма" У. Гордон разработал свой методом, который он назвал "синектическим штурмом". Этот метод имеет две отличительные особенности: разрешается критика, а главное, выдвижение идей подчинено четырем аналогиям: прямой (подумайте, как решаются задачи, аналогичные данной); личной или эмпатийной (попробуйте войти в образ данного объекта и рассуждать с его точки зрения); символической (дайте в двух словах образное, символическое определение сути задачи); фантастической (представьте, как бы эту задачу разрешали разные сказочные персонажи).

Еще один способ активизации творчества получил название метода "фокальных объектов". Он состоит в том, что свойства случайно выбранных объектов переносятся на фокальный, то есть находящийся в фокусе внимания объект, в результате получаются необычные сочетания, анализируя которые иногда удается прийти к новым идеям. Например, изобретается сценарий праздничного вечера - это фокальный объект. Так, что бы нам взять в качестве случайного объекта? Может быть, паровоз? Тогда напрашивается ассоциация "вечер на колесах". Идея, конечно, не слишком оригинальная, но все же...

Есть и другие модификации "мозгового штурма", например, метод "морфологического анализа". Он заключается в том, что выделяются главные характеристики объекта - оси, затем каждая из них делится на несколько частей - вариантов. Имея запись вариантов по осям и комбинируя их между собой в случайном порядке, можно получить большое число необычных идей, которые сами едва ли пришли бы в голову.

Обзор методов стимулирования творчества можно было бы продолжить. Известны, например, метод "сенсорной депривации", попытки создать под гипнозом "особые суггестивные состояния психики" (ОССП) и др. Они разрабатывались в основном для целей научного творчества и требуют определенной адаптации к учебной аудитории. На семинарских занятиях со студентами мы применяем собственную модификацию, которая представляет собой некий синтез рассмотренных выше способов. Вот уже много лет мы вполне ею довольны.

Рассматривается, как обычно, какая-то психологическая проблема, благо их достаточно. Группу на "генераторов" и "критиков" мы не делим: сначала все генерируют идеи, а потом сами же их и критикуют. А чтобы идей было много, студентам предлагается таблица 7.

 

Таблица 7

 

 

Пути разрешения проблемы
I путь II путь III путь
Трудности на путях разрешения проблемы
1- ая 2- ая 3-я 1- ая 2- ая 3-я 1- ая 2- ая 3-я
Способы преодоления трудностей
1-й 1-й 1-й 1-й 1-й 1-й 1-й 1-й 1-й
2-й 2-й 2-й 2-й 2-й 2-й 2-й 2-й 2-й
3-й 3-й 3-й 3-й 3-й 3-й 3-й 3-й 3-й
                 

 

 

В работе оговаривается и соответствующим образом стимулируется: большее (чем в таблице) выдвижение путей разрешения проблемы; предвидение большего количества трудностей; нахождение большего числа способов их разрешения. Потом идет произвольная перестановка трудностей и способов. Занятие заканчивается анализом полученных вариантов и нахождением среди них наиболее приемлемого.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.