Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Охарактеризуйте частицу как часть речи



Назовите разряды частиц по значению и их функции в речи.

3. Составьте предложения со следующими частицами, укажите, какие отношения они выражают:

вот, почти, именно, исключительно, неужели, ли, ни, вовсе не, пусть, что за, даже.

 

Междометия

Междометия – это слова, которые выражают чувства и побуждения говорящего, но не называют их. Например: аи, ох, цыц, брысь, ура, увы и др.

Междометия не являются ни самостоятельной, ни служебной частью речи.

Междометия не изменяются и не являются членами предложения. Но иногда междометия употребляются в значении других частей речи, приобретая при этом лексическое значение и становясь членом предложения: Где-то послышалось «ура!» (в этом предложении междометие ура выступает в роли подлежащего).

От междометий могут образовываться слова других частей речи: ах – ахи (существительное), ахнуть (глагол).

В роли междометия могут быть употреблены любая часть речи или целое словосочетание, если они служат не для называния фактов действительности, а для выражения чувств и волеизъявления. Некоторые слова, которые постоянно употребляются в этой роли, превращаются в междометия: Батюшки! Ужас! Беда! Ей-богу! Черт возьми!

По значению можно выделить следующие группы междометий:

1.Междометия, выражающие различные чувства:

а) радость, восторг, восхищение: о, ах, ура, браво;

б) печаль, тоску, сожаление: эх, увы;

в) удивление, испуг: ой, Господи;

г) неудовольствие, презрение, отвращение: фу, эх, у-у-у, тьфу!

2. Междометия, выражающие изъявление воли и различные чувства по отношению к речи собеседника: вон, брысь, марш (приказ), да (подтверждение), нет (отказ), ой ли (недоверие), вот еще (несогласие), право (уверение), ау, эй, алло (привлечение внимания).

3. Междометия речевого этикета: спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания, извините и т.д.

По происхождению междометия делятся на производные и непроизводные.

Непроизводные междометия не образованы ни от каких других частей речи (ах, ой, эй, угу, ага и др.).

Производные междометия образованы от различных других частей речи: караул – образовано от существительного; здравствуйте – от глагола; спасибо – от словосочетания «спаси Бог».

 

 

Вопросы и задания

Охарактеризуйте междометие, назовите его разряды по значению.

2. Составьте предложения со следующими междометиями, укажите значения этих междометий в составленных предложениях:

увы, ух, ура, но, эй, право, ой ли, ау, вон.

 

Звукоподражательные слова

Звукоподражательные слова передают различные звуки живой и неживой природы: звуки, издаваемые человеком (хи-хи, ха-ха), животными (ку-ку, мяу-мяу), различными предметами (динь-динь, тик-так, бах-бах).

Звукоподражательные слова не относятся к междометиям, так как не выражают никаких чувств и волеизъявлений.

От звукоподражательных слов могут образовываться новые слова: мяукать, хихикать, шушукаться и т.д.

В предложении звукоподражательные слова могут быть разными членами предложения.

 

[?] Вопросы и задания

Что нового вы узнали о звукоподражательных словах?

2. Образуйте, где это возможно, от звукоподражательных слов новые слова:

дзинь-дзинь, ду-ду, хрю-хрю, га-га-га, жи-жи-жи, ши-ши-ши, ау-ау, чик-чирик, баю-баю, тили-пили, тук-тук-тук.

 

3. Найдите в тексте звукоподражательные слова и новые, от них образованные. Определите, какими членами предложения являются звукоподражательные слова:

«"Дядьки-молоточки, – отвечали колокольчики, – уж такие злые! То и дело ходят по городу да нас постукивают. Которые побольше, тем еще реже "тук-тук" бывает, а уж маленьким куда больно достается!" В самом деле, Миша увидел, что по улице ходили какие-то господа на тоненьких ножках, с предлинными носами и шептали между собою: "тук-тук-тук! Тук-тук-тук!" дядьки-молоточки беспрестанно то по тому, то по другому колокольчику "тук да тук", индо бедному Мише жалко стало» (В. Одоевский. «Городок в табакерке»).

 

Практическая работа

1. Сделайте сводную таблицу всех самостоятельных и служебных частей речи. Эта таблица должна состоять из следующих колонок: а) название части речи; б) ее семантические признаки; в) ее морфологические признаки; г) ее синтаксические признаки; д) примеры ее употребления в речи.

2. Из следующего предложения выписать все самостоятельные и служебные части речи и указать все грамматические признаки каждой части речи:

Перед вами на берегу реки высится огромный холм, весь покрытый лишь мхом и ольшаником.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.