Назовите разряды частиц по значению и их функции в речи.
3. Составьте предложения со следующими частицами, укажите, какие отношения они выражают:
вот, почти, именно, исключительно, неужели, ли, ни, вовсе не, пусть, что за, даже.
Междометия
Междометия – это слова, которые выражают чувства и побуждения говорящего, но не называют их. Например: аи, ох, цыц, брысь, ура, увы и др.
Междометия не являются ни самостоятельной, ни служебной частью речи.
Междометия не изменяются и не являются членами предложения. Но иногда междометия употребляются в значении других частей речи, приобретая при этом лексическое значение и становясь членом предложения: Где-то послышалось «ура!» (в этом предложении междометие ура выступает в роли подлежащего).
От междометий могут образовываться слова других частей речи: ах – ахи (существительное), ахнуть (глагол).
В роли междометия могут быть употреблены любая часть речи или целое словосочетание, если они служат не для называния фактов действительности, а для выражения чувств и волеизъявления. Некоторые слова, которые постоянно употребляются в этой роли, превращаются в междометия: Батюшки! Ужас! Беда! Ей-богу! Черт возьми!
По значению можно выделить следующие группы междометий:
2. Междометия, выражающие изъявление воли и различные чувства по отношению к речи собеседника: вон, брысь, марш (приказ), да (подтверждение), нет (отказ), ой ли (недоверие), вот еще (несогласие), право (уверение), ау, эй, алло (привлечение внимания).
3. Междометия речевого этикета: спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания, извините и т.д.
По происхождению междометия делятся на производные и непроизводные.
Непроизводные междометия не образованы ни от каких других частей речи (ах, ой, эй, угу, ага и др.).
Производные междометия образованы от различных других частей речи: караул – образовано от существительного; здравствуйте – от глагола; спасибо – от словосочетания «спаси Бог».
Вопросы и задания
Охарактеризуйте междометие, назовите его разряды по значению.
2. Составьте предложения со следующими междометиями, укажите значения этих междометий в составленных предложениях:
увы, ух, ура, но, эй, право, ой ли, ау, вон.
Звукоподражательные слова
Звукоподражательные слова передают различные звуки живой и неживой природы: звуки, издаваемые человеком (хи-хи, ха-ха), животными (ку-ку, мяу-мяу), различными предметами (динь-динь, тик-так, бах-бах).
Звукоподражательные слова не относятся к междометиям, так как не выражают никаких чувств и волеизъявлений.
От звукоподражательных слов могут образовываться новые слова: мяукать, хихикать, шушукаться и т.д.
В предложении звукоподражательные слова могут быть разными членами предложения.
[?] Вопросы и задания
Что нового вы узнали о звукоподражательных словах?
2. Образуйте, где это возможно, от звукоподражательных слов новые слова:
3. Найдите в тексте звукоподражательные слова и новые, от них образованные. Определите, какими членами предложения являются звукоподражательные слова:
«"Дядьки-молоточки, – отвечали колокольчики, – уж такие злые! То и дело ходят по городу да нас постукивают. Которые побольше, тем еще реже "тук-тук" бывает, а уж маленьким куда больно достается!" В самом деле, Миша увидел, что по улице ходили какие-то господа на тоненьких ножках, с предлинными носами и шептали между собою: "тук-тук-тук! Тук-тук-тук!" дядьки-молоточки беспрестанно то по тому, то по другому колокольчику "тук да тук", индо бедному Мише жалко стало» (В. Одоевский. «Городок в табакерке»).
Практическая работа
1. Сделайте сводную таблицу всех самостоятельных и служебных частей речи. Эта таблица должна состоять из следующих колонок: а) название части речи; б) ее семантические признаки; в) ее морфологические признаки; г) ее синтаксические признаки; д) примеры ее употребления в речи.
2. Из следующего предложения выписать все самостоятельные и служебные части речи и указать все грамматические признаки каждой части речи:
Перед вами на берегу реки высится огромный холм, весь покрытый лишь мхом и ольшаником.