Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Использование деепричастий в речи



1. Нельзя употреблять в одном предложении деепричастия совершенного и несовершенного вида, например: Гуляя по саду и любовавшись природой, мы весело смеялись. Правильный вариант – любуясь (несов. в., так как гуляя – несов. в.).

2. Нельзя, чтобы деепричастие и глагол обозначали действия разных лиц или предметов: Услышав эту новость, у меня потекли слезы (здесь подлежащее – «слезы», то есть «слезы» – это «деятель». А кто же услышал новость? Получается, что слезы и услышали). Правильный вариант: Услышав эту новость, я заплакала («деятель» должен быть один и тот же: я услышала, и я же заплакала).

3. Нельзя употреблять деепричастия в безличном предложении, поскольку в них не может быть подлежащего, то есть «деятель» отсутствует совсем, например: Вернувшись в зал, мне захотелось снова сесть за рояль. В таких случаях деепричастный оборот заменяется придаточным предложением: Когда я вернулся в зал, мне захотелось...

Но если деепричастие употребляется при инфинитиве, то такой вариант считается допустимым: Готовясь к урокам, необходимо было прочитать записи лекций.

4. Из вариантов: написав – написавши, закрыв – закрывши в современном русском языке нормативным считается первый (с суффиксом ), второй вариант (с суффиксом -вши) имеет разговорный характер.

5. Имеют своеобразную стилистическую окраску деепричастия на -учи (-ючи): глядючи, играючи, едучи и др. Они используются для передачи народной или старинной речи.

6. Ненормативным является образование от глаголов совершенного вида деепричастий на -а, -я: видя, заметя, оставя; правильный вариант: увидев, заметив, оставив.

Но у деепричастий совершенного вида в возвратной форме суффикс считается допустимым: встретясъ, притаясь, не спросясь

Обозначая добавочное действие, деепричастия придают речи особую живость, наглядность. При описании главного действия использование деепричастий дает возможность уточнить его, раскрывая то, что происходит параллельно в данный момент.

Однако при употреблении деепричастий в речи необходимо знать и соблюдать связанные с этим нормы.

 

Вопросы и задания

Какими признаками характеризуется деепричастие? Назовите их, приведите примеры.

Как образуются деепричастия? Какие существуют нормы употребления деепричастий?

3. Образуйте деепричастия совершенного и несовершенного вида от следующих глаголов, если это возможно:

слышать, понимать, везти, держать, беречь, волноваться, бороться, построить, запереть, окрепнуть, склеить, увидеть, бежать, кричать, встречать, быть, писать, мерзнуть.

 

4. В следующих предложениях найдите ошибки в употреблении форм деепричастия и исправьте их:

 

а) Слушая его, ей казалось, что он лжет.

б) Встретясь случайно на улице, их охватила бурная радость.

в) Прощаясь с ними, у меня возникла одна странная мысль.

г) Проходя по темному переулку, мне послышались чьи-то шаги.

д) Издавая громкий гудок, мы плыли на пароходе.

е) Читая материал и законспектировав важные мысли, я лучше подготовился к семинару.

ж) Увидя себя в зеркале, я улыбнулся.

з) Услыша резкий стук, я вздрогнул.

и) Въезжая на мост через реку, потянуло прохладой.

к) Забывши дома ручку, я попросил ее у своего друга.

л) Занимаясь спортом, у него оставалось мало времени.

м) Рассуждая таким образом, мои мысли снова пришли в порядок.

н) Я думал, что, поступив в институт, сбылась моя мечта.

о) Пиша рассказ, я вспомнил случай из детства.

п) Употребляя неточное слово, меняется смысл.

 

Прочитайте следующие стихотворные отрывки, определите автора и произведение. К кому из героев относятся эти строки или какую ситуацию они описывают? Найдите в этих отрывках деепричастия, определите, какую функцию они выполняют в каждом случае.

 

а) Не мысля гордый свет забавить,

Вниманье дружбы возлюбя,

Хотел бы я тебе представить

Залог достойнее тебя.

б) Служив отлично, благородно,

Долгами жил его отец.

в) Высокой страсти не имея

Для звуков жизни не щадить,

Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить.

г) В сердечных письмах так небрежен!

Одним дыша, одно любя,

Как он умел забыть себя!

д) Еще, прозябнув, бьются кони,

Наскуча упряжью своей,

И кучера вокруг огней,

Бранят господ и бьют в ладони.

е) Второй Чадаев, мой Евгений,

Боясь ревнивых осуждений,

В своей одежде был педант

И то, что мы назвали франт.

ж) Онегин дома заперся,

Зевая, за перо взялся.

з) Условий света свергнув бремя,

Как он, отстав от суеты,

С ним подружился я в то время.

Наречие

 

Наречие – самостоятельная часть речи, которая характеризуется следующими признаками.

1. Семантические признаки:обозначает признак действия (бежать быстро), признак предмета (пальто нараспашку) и признак другого признака (очень интересный) и отвечает на вопросы когда ? где ? куда ? откуда ? зачем ? почему ? сколько ? как ?

Чаще всего наречие относится к глаголу, отсюда и его название (наречие буквально означает «наглаголие»), или к формам глагола – причастию и деепричастию и обозначает признак действия: писать красиво, говорить вполголоса, пробраться украдкой и т.д.

Реже наречие обозначает признак предмета, если присоединяется к существительным: прогулка (какая?) пешком; чтение (какое?) вслух; кофе (какой?) по-турецки.

Наречие может обозначать признак другого признака, если присоединяется к прилагательному, причастию или другому наречию: очень большой дом, прекрасно сделанная вещь, слишком мало.

Особую группу составляют наречия, которые не называют признак, а только указывают на него; это местоименные наречия: где, куда, когда, нигде, когда-нибудь, здесь, там и др.

2. Морфологические признаки:неизменяемость; не имеет ни склонения, ни спряжения, то есть не изменяется.

3. Синтаксический признак:в предложении наречие чаще всего бывает обстоятельством, хотя может быть и несогласованным определением: издалека (откуда?; обстоятельство места) слышалась песня. К завтраку подали яйцо всмятку (какое?; определение).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.