Сознание вырастает из психики, но не порывает с ней, сохраняя с психикой взаимосвязь и взаимодействие. Психика продолжает выполнять функцию ориентации в границах жизнедеятельности человека, выступая системой обеспечения его сознания.
Поскольку любой посредник в силу относительной самостоятельности стремится из системы обеспечения превратиться в систему самообеспечения, а психика человека не исключение, то возникает необходимость выстраивать самостоятельные структуры психики и суверенные структуры сознания, чтобы отразить реальную ситуацию, вскрыть действительный характер взаимодействия психики и сознания.
Первый, кто нарушил суверенитет родственных, но не тождественных образований был автор психоанализа З. Фрейд. На большом клиническом материале он выявил устойчивую конфликтную ситуацию между «желанием и долгом» и построил свою структуру сознания, где по сути связал воедино психику и сознание.
По Фрейду, основание структуры сознания составляет «Оно» (Іd). Это «резервуар психической энергии, желаний, стремящихся к немедленному удовлетворению»; источник как разрушительных, так и творческих тенденций.
Второй компонент структуры — «Я» (Ego). Это та часть сознания, с которой человек актуально имеет дело. «Я» формируется как «оттиск» внешней реальности на массиве импульсных влечений, страстей и неосознанных эмоций «Оно». В определенном смысле «Я» выступает посредником между внешним миром и «Оно», влечением и удовлетворением, но руководствуется не желаниями, а скорее долгом.
Третий и последний компонент структуры — «Сверх-Я» (Super ego). Это продукт культурной среды для «Я»: идеалы общества, социальные нормы, система правил и запретов. Другими словами, «Сверх-Я» — это то, что выработала культура, что усваивает человек и с чем он вынужден считаться. «Сверх-Я» проявляется в сознании как совесть. Последняя вызывает у «Я» чувство стыда, страха, вины, депрессии. Эти проявления свидетельствуют о бессознательном характере «Сверх-Я».
Общий анализ представленной структуры свидетельствует о том, что фрейдовская структура начинается из бессознательного и возвращается в него. Что касается подлинного сознания, то оно, находясь между «молотом и наковальней», обречено пребывать в ипостаси «несчастного страдательного сознания».
Связав психику и сознание воедино, З. Фрейд принизил роль разума, биологизировал социальное начало в человеке. По Фрейду, доминантой структур является бессознательное. Оно властвует безраздельно. Что касается разума, то он обречен идти на поводу влечений и страстей.
Снять погрешность фрейдовской концепции можно, выделив в гносеологическом плане структуру психики и структуру сознания.
Структура психики человека включает: эмоционально-чувственный компонент, регуляцию и память.
I. Эмоционально-чувственный компонент составляет основание психики. Он находит свое выражение в глубинной заинтересованности человека к миру и к самому себе. Эта заинтересованность имеет эмоциональный окрас. Человек положительно или отрицательно относится к реальному событию, и этими эмоциями пронизана вся жизнь человека. Эмоции таят в себе оценочный акт поступающей информации, выступают чувственной базой ее аксиологической интерпретации. Чувства этического и эстетического восприятия мира влияют на формирование установок на деятельность человека, обуславливают меру взаимопонимания людей в процессах общения и познания.
Чувства — это не только реакция на реальность, но и предпосылка второго компонента структуры психики — волевой регуляции.
II. Воля, как одна из слагаемых сущностных сил человека, обнаруживает себя в ситуациях выбора, принятия решения и его осуществления. Воля подготавливает соответствующий акт сознания, определяет меру ориентационной устойчивости. Ориентиром выступает цель. Поскольку цель определяет способ и характер сознательной деятельности, то воля выступает на уровне психики системой обеспечения цели.
Мотив ориентирует сознание на достижение цели и условие ее осуществления. Поступающая информация может свидетельствовать о расхождении между заявленной целью и первыми результатами ее осуществления. Эти расхождения корректируются усилиями воли. Если волевая регуляция не в состоянии устранить разрыв между сущим и желаемым, тогда субъект на уровне сознания отказывается от достижения цели.
III. Третий компонент структуры психики представлен памятью. Память — это способность человека сохранять и воспроизводить опыт своей деятельности. Значение памяти трудно переоценить. Память исключает необходимость для сознания каждый раз открывать мир как абсолютную неопределенность. Память упорядочивает информацию и хранит ее до востребования. Эта способность значительно расширяет поле личного опыта за счет включения информации чужого опыта, является основанием репродуктивной деятельности человека.
Несколько особняком в блоке памяти занимает свое место память опыта прошлых поколений. Она представлена опосредованно, не в виде рабочей информации о мире, о себе, а скорее «информации» о возможностях субъекта, его предрасположенности и потенциальных способностях, что позволяет рассматривать эту разновидность памяти в качестве мощного фактора формирования индивидуальности человека, его духовности.
Память в определенной степени выступает интегральной характеристикой психики. Она не только хранит информацию, но и сохраняет аксиологический и регулятивный опыт, аккумулируя и эмоции, и волю. И в этом смысле, психика через память выступает условием функционирования сознания, системой его обеспечения.