Философская проблема бытия возникает в процессе освоения мира (природы). Мыслители античности ищут то основание, которое высвечивает все многообразие мира, является предпосылкой познания конкретных состояний мира, обеспечивает проникновение в его сущность. «Осевое время» становления человеческой цивилизации и каждая историческая эпоха внесли свой вклад в осмысление и проработку идеи Бытия, что обеспечивает возможность говорить о бытии мира и бытии в мире, о структурной организации последнего, о способе существования бытия, формах его проявления и осуществления.
Для мыслителей древней Индии таким первоначалом является Брахма — священна сила. Она все созидает, все поддерживает и все хранит.
Для мыслителей древнего Китая первоначалом мира является Дао. «Дао — мать всех вещей». Оно первоначало и завершение всего.
Мыслители древней Греции также ставят вопрос о начале начал (архе). Поскольку космос воспринимается как чувственно-предметная упорядоченная действительность, то поиск первоначала замыкается на физическую реальность. Для Фалеса таким основанием является вода, для Анаксимена — воздух, для Гераклита — огонь.
Первоначало сущего ищет и Пифагор, положив в основу мира число как определенное отношение порядка, ибо «где нет числа и меры, там бал правят хаос и химеры». Парменид в качестве первоначала рассматривает Бытие, наделив его характеристиками: единое, неизменное, самотождественное. Усилиями представителей элейской школы первоначально эволюционирует до уровня абстракции. Бытие выступает как отрицание «ничто», как некое «нечто», о котором можно сказать только то, что оно есть, оно существует. И в этом смысле бытие является первоначальной онтологической характеристикой мира и исходным понятием гносеологии. Констатация факта бытия позволяет в конкретном случае выделять его виды, уровни организации и формы проявления.
Многообразие взглядов на природу бытия обусловлено тем, что за его тайной просматривается проблема соотношения общего и единичного, бесконечного и конечного, а также трудность выразить эту бесконечность с точки зрения чувственного и логического, но в любом случае конечного по своей сути человека.
Аристотель делает попытку если не решить проблему, то хотя бы снять ее. Он вводит понятие активной формы и пассивной материи. Их единство и составляет действительность мира. Но это единство предполагает наличие своей причины. В качестве таковой выступает Бог как чистая форма, как перводвигатель.
Решая проблему бытия, средневековая философия выделяет бытие творящее (Бог) и бытие сотворенное (тленный мир), разделяя явление и сущность, возможность и действительность.
В эпоху Нового времени теологическое прочтение бытия заменяется физическим. Складывается традиция рассматривать бытие как субстанцию (Субстанция — сущность; нечто неизменное; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе; то, что выступает основанием реального бытия в мире) в противоположность чувственно воспринимаемому миру. В соответствии с общей направленностью той или другой философской концепции рассматривается либо одна субстанция (монизм), либо две (дуализм), либо множество (плюрализм).
Но уже Д. Юм усомнился в целесообразности такой новации. Он рассматривает субстанцию исключительно в качестве гипотетической ассоциации целостного восприятия мира.
Это дало повод в эпоху Просвещения заменить субстанцию материей. Такой подход в условиях ставки на разум казался безупречным. Материя определялась через сознание. Движение рассматривалось как способ существования материи, а пространство и время — как формы ее проявления. Но вся беда в том, что мыслители Просвещение отождествляли материю с физической реальностью, а движение рассматривали только в его механическом проявлении. Признавая сам факт развития мира, философия Просвещения не объяснила ни причину развития, ни его механизм.
Это сделают представители немецкой классической философии, но с позиции отождествления бытия и мышления в пределах панлогизма и панрационализма. В гносеологическом и методологическом плане это был шаг вперед, но с существенным изъяном, предрешающим решение основного вопроса в пользу сознания, а не материи.
Философия марксизма сделала попытку устранить этот перекос, обосновав положение о том, что материальным является то, что противостоит сознанию, отображается сознанием и не зависит от сознания.
Противопоставление материи и сознания в рамках теории познания, а не практики, позволило рассматривать материю не как физическую реальность, а как философскую категорию для обозначения той реальности, которую она замещала. Такой подход обеспечил возможность достойно выйти из кризиса естествознания, куда завели его открытия рентгеновских лучей, радиоактивности и электронов.
В науке заговорили об аннигиляции материи. В действительности исчезла не материя как субстанция, а конкретные формы ее проявления. Материя есть субстанция сущего и она самодостаточна. Через сознание она отражается в форме понятийного образа.
Рассмотрение материи в качестве субстанции позволяет выйти за пределы абсолютного противопоставления материи и сознания, выявить их взаимосвязь и единство. Понимание материи как субстанции связано и с требованием вывести сознание во всех его формах из движения материи, сознанием не обладающей, понять противоположность материи и сознания как относительную противоположность, а не как абсолютную, каковой она выступает лишь в границах гносеологии (теории познания).
Понимание материи как субстанции позволило представить бытие мира с его абсолютными атрибутами движения, пространства и времени, а также бытие в мире как сложную самоорганизующуюся систему.
Главными характеристиками бытия являются хаос и порядок, гармония и дисгармония.
Хаос — это отсутствие структурной организованности и меры, аморфное первоначало, несущее в себе потенциал быть.
Порядок — это способ существования организованных структур, пребывающих в динамично-равновесном состоянии, но чреватом последующим хаосом по мере накопления деструктивных процессов. Их число растет по мере усложнения системы структурно-организованных элементов, где каждый элемент выступает в качестве относительно самостоятельной подсистемы, а целое обречено выступать в роли метасистемы.
Гармония — это состояние оптимальной взаимосвязи и взаимодействия структурно организованных элементов конкретной системы. Похоже, что в истории человечества золотым временем была эпоха родовых отношений, где торжествовала власть авторитета. Смена власти авторитета на авторитет власти косвенное свидетельство формирования метасистемы, где гармония начинает уступать место дисгармонии, где усиливаются энтропийные процессы, где порядок начинает уступать место хаосу.
По отношению к социуму этот процесс имеет ряд этапов:
а) кризис (накопление деструктивных сил, функциональный сбой, пересмотр ценностных ориентиров, пренебрежение к жизни);
б) взрыв (дезорганизационные процессы инверсируют в деструктивные, идет лавинообразный распад старых структур. Дремлющая в подсознании человека агрессивность выливается в противоправные действия. Нормой становятся экстремальные условия);
в) хаос (бал правил алогизм, все сталкивается со всем. Исчезает порог терпения и терпимости. Место рациональности занимает иррациональность. Начинается агония);
г) возрождение (переходный период обратного знака с усилением процессов стабилизации, утверждение новых ценностных ориентиров с индексом «идеала порядка». Свою дорогу проходит и человек от аномии до законопослушного гражданина).
Каждый из этапов имеет свои параметры и свои особенности. Так хаос одного элемента это еще не дисгармония всей системы, а предельное разрушение метасистемы это еще не конец, а начало новой, другой системы со всеми ее атрибутами культуры, экономики, политики, права и морали, искусства и науки, философии и религии. Хаос превращается в строительный материал нового порядка. И за всем этим стоит незримо ритм Вселенной, который древние называли Дао, Брахма, Бытие.
2. Уровни и формы организации бытия в мире
В отличие от бытия мира бытие в мире структурно организованно.
Уровень неживой природы представляют элементарные частицы, о которых античный мыслитель Анаксагор провидчески заметил: «В малом нет наименьшего, но всегда есть меньшее». Кроме элементарных частиц этот уровень включает атомы, молекулы, макротела, планеты, системы планет, галактику, метагалактику. Он несет в себе предпосылку жизни и при определенных условиях она становится реальностью, подтверждая самоорганизацию бытия в мире и обеспечивая условия для организации и проявления биосферы.
Уровень биосферы представлен системами доклеточного состояния. Это нуклеиновые кислоты и белки. Кроме того он включает клетки, одноклеточные организмы, многоклеточные образования, популяции, виды флоры и фауны, биоценозы. Биосфера несет в себе предпосылку социосферы, основу которой составляет человек в многообразии своих отношений с миром.
Уровень социосферы имеет свои собственные структуры, более сложные, чем образования первых двух уровней. Это человек, семья, малые и большие социальные структурно организованные группы, этнические образования (род, племя, народность, нация, народ). Уровень социосферы в многообразии своего проявления и осуществления несет в себе предпосылку ноосферы.
Ноосфера как земная оболочка общественного разума только подтверждает идею эволюции самоорганизующихся систем в направлении единства человека и космоса.
Среди форм организации бытия в мире традиционно выделяют природу, общество, человека, культуру. Каждая из форм имеет свои особенности.
Природа — это царство жесткой необходимости, мир стихии, где все находится во взаимосвязи и взаимодействию Природа не ведает свободы, ибо в ней торжествует закон. Она не имеет истории, ибо развивается в режиме простого воспроизводства. Природа не обладает собственным смыслом.
Человек — это эксцентрическое, а посему и самопроектирующееся существо, которое демонстрирует вечную неудовлетворенность. Эта неудовлетворенность и обеспечила его развитие от состояния двуногого животного до существа с претензией исполнить особое предназначение в мире.
Человек наделен сознанием. Благодаря сознанию, он реализует себя в мире. Мерой человеческого является свобода, то чего нет в природе.
Общество — это особая организация бытия, которую можно рассматривать как процесс длительной эволюции от биологической популяции животных до социальной общности людей. В широком смысле слова под обществом понимается любой вид, способ и форма объединения людей, в которых выражен факт их взаимосвязи и взаимодействия.
Культура — это та форма организации бытия, которая исключительно является прерогативой общественного человека. Смысл культуры заключается в переделывании природы в формы, удовлетворяющие потребности человека. Второе направление культуры предполагает устранение природного, преодоление животного в самом человеке.
Существуют различные типы культур и способы культивирования жизни общества и человека. Но из этого не следует, что есть плохие и есть хорошие культуры. Каждая культура самоценна, ибо представляет собой форму взаимодействия конкретного общественного человека с конкретной природной средой.
Проведенный анализ бытия в мире свидетельствует, что каждый его уровень структурно организован, каждая форма выступает как самоорганизующаяся система, а вместе они косвенно свидетельствуют о бытии мира.
Бытие обладает рядом неотъемлемых свойств, которые в философии получили название атрибутов. Вне этих атрибутов бытие лишается возможности проявляться, подтверждать свой статус субстанции. Атрибутами бытия являются движение, пространство и время.