Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Природа сознания, его когнитивная, ценностная и нормативная сферы (Кальной)



1. Проблема сознания в историко-философской традиции

Проблема сознания сложилась в условиях античности. Первоначально мысль о сознании была облечена в форму размышления о состоянии души. Душа рассматривалась то как воздух, тот как огонь, то как движение мельчайших атомов. По Гераклиту душа (психея) органически связана с огнем всемирного разума (логоса), выступающего в качестве первоосновы мира.

Идея связи психеи с огнем всемирного разума найдет свое развитие в философии Платона, где душа отдельно взятого человека предстает как отраженный свет мировой души.

Вслед за Сократом Платон противопоставляет идеальное материальному. Изменчивому миру вещей ученик Сократа не только противопоставляет неизменный мир идей, как подлинный мир «истинного бытия», но и обосновывает приоритет идеального начала над материальным, души над телом, утверждая господство общего, существующего вне единичного и над единичным.

Исходя из примата идеального над материальным, ставя под сомнение ценность как чувственность мира, так и чувственного уровня его познания, Платон рассматривает сознание как самосознание. Сущность мира идей открывается в акте рефлексивного сосредоточения. Предельная сосредоточенность обеспечивает субъекту рефлексии информационный материал, из которого возникают наши понятия о мире, оформляется его идеальный образ.

В учение о сознании внес свой вклад и Аристотель. В своем трактате «О душе» он анализирует накопленный опыт познания духовной деятельности людей. Эта деятельность основывается на ощущениях и представлениях, знаниях и памяти, желаниях и воле. По Аристотелю, душа и тело связаны друг с другом так же как форма и содержание. Душа выступает организующим началом, определяет содержание человеческой жизни. От уровня развития души зависит образ жизни человека. Последний проявляется в форме растительного, животного или разумного существования и осуществления.

В условиях Средневековья разрабатывается идея спонтанной активности души. Если в античности человек определяется как «двуногое животное с мягкой мочкой, но без перьев»; как общественное, но, все-таки, животное, то Средневековье определяет человека как существо духовное. Августин Аврелий, продолжая линию Платона, учит о самодостоверности человеческого сознания. Эту позицию разделяет и Фома Аквинский, в философии которого все процессы человеческой деятельности проходили по реестру сознания. В этот период язык философии обогащается новым понятием «интенция». Интенция обозначает особую направленность сознания на мир бытия, которая обеспечивается волей. Последняя выступает связующим звеном между Богом и человеком.

На разработку проблемы сознания существенное влияние оказали и мыслители Нового времени. Если античность подарила рефлексию сознания как способности к предельной сосредоточенности и ориентиру на осуществление формулы «Познай самого себя» (изречение Фалеса или Хилона, увековеченное над входом в храм Аполлона в Дельфах), то Новое время не только реабилитировало эту абстракцию сознания, но и дополнило ее новой. Суть второй абстракции заключалась в способности сознания обеспечивать опытное знание. Отныне сознание рассматривается в качестве инструмента освоения мира.

Фрэнсис Бэкон Веруламский обращает внимание не только на операциональность сознания, но и указывает на «ахиллесову пяту» сознания, поднимая проблему его «идолов». Идолы (призраки) отчасти присущи самой природе человеческого рода, отчасти возникли в процессе становления и развития человеческого познания, отчасти являются издержками индивидуальности человека. Призраки сознания создают ложное представление о мире, искажают подлинный лик природы, стоят на пути к истине. Воспринимая конкретную действительность через призму призраков, сознание может возноситься к самым широким, квазиобоснованным обобщениям. Мыслитель не располагает средствами избавления от призраков сознания, но рекомендует держаться ближе к фактам, отдавая предпочтение эмпирическому опыту.

Свое отношение к сознанию выразил и Р. Декарт, о чем свидетельствуют его сочинения: «правила для руководства ума» и «Рассуждения о методе». Отбросив предрассудки и похоронив необоснованные авторитеты, сознание осваивает мир. По Декарту, все должно пройти проверку разумом, все должно быть обосновано, даже то, чему мы привычно доверяем.

В философии французского Просвещения сознание уже рассматривается как функция мозга, как высшая форма отражения мира, как активный фактор жизнедеятельности человека. Но в целом сознание определяется бытием и зависит от бытия.

Родоначальник немецкой классической философии сделал попытку, преодолеть упрощенное понимание сущности сознания. По Канту, сознание и бытие соприкасаются, но не пересекаются. Сознание автономно. И эта суверенность сознания и есть то условие, которое обеспечивает эвристический потенциал сознания, его способность познать и объяснить мир. Сознание самоорганизуется с помощью априорных форм, которые являются неотъемлемыми атрибутами субъекта познания.

Идею активности сознания развивает И. Фихте. У него активность сознания перерастает в способность к творчеству. Свой вклад в обоснование уже не эвристического, а творческого потенциала вносят Ф. Шеллинг и особенно Г. Гегель. По Гегелю, сознание есть состояние духа, который проходит свое становление и развитие в диапазоне от нулевой отметки до абсолютного самовыражения и самосознания.

Соединив рефлексию сознания Платона и операциональность сознания Ф. Бэкона и Р. Декарта, немецкий мыслитель подготовил третью абстракцию сознания, обосновав положение о способности сознания не только отражать мир, но и творить новый мир в формах инобытия Абсолютной идеи.

Человеческие категории становления и отчуждения Абсолютной идеи стали для Карла Маркса своеобразным «фонарем Диогена». Через призму становления и отчуждения Маркс увидел еще одну существенную характеристику сознания. К абстракциям «рефлексии», «операциональности», «эвристичности» и «творчества» К. Маркс добавляет «практику» сознания, его способность к проективной деятельности.

Практика выявила социально-историческую природу сознания, высветила целый ансамбль взаимосвязанного и структурно организованного бытия человека. Проблемность ситуации в том, что человек в рамках бытия в мире вступает в систему как материальных, так и нематериальных отношений. Одни складываются и существуют независимо от его сознания. Другие становятся особой, субъективной реальностью бытия, складываясь на основе материальных отношений, но обретают свое специфическое содержание, проходя через призму сознания. Поэтому ни бытие человека в целом, ни отдельные его компоненты не поддаются рациональному воспроизводству на уровне рефлексии, перечеркивают возможность классического отождествления бытия и сознания, а стало быть, и определение сознания через бытие. Не говоря о том, что бытие мира сохраняет свою неопределенность в качестве трансцедентной бытийной реальности. Попытка объяснить одну неопределенность через другую только усиливает загадку сознания, приумножает его тайну.

Сознание приоткрывает свои тайны. И залогом тому являются открытие и обоснование абстракции сознания.

Рефлексия, операциональность, эвристическая и творческая активность, а также практика сознания позволяют сделать вывод о том, что сознание способно отражать и преобразовать мир с учетом потребностей и интересов человека разумного.

Сознание отражает бытие в мире, является атрибутом жизнедеятельности человека. Оно возникло, функционирует и развивается в процессе взаимосвязи и взаимодействия человека с реальностью его бытия на основе его деятельности, на базе общественно-исторической, социокультурной практики.

2. Отражение и его эволюция. Психика и сознание

Отражение — есть способность взаимодействующих тел, систем моделировать противодействие силе действия с последующим сохранением или изменением своей структуры или способа поведения. Другими словами, это всеобщее свойство бытия в мире соответствующим образом реагировать в момент взаимодействия явления (вещей, процессов, людей) друг с другом.

Раздражимость обеспечила переход от вещества неживой природы к примитивному организму биосферы и ориентировала его на поиск оптимального сосуществования со средой, что и обеспечило эволюцию от одноклеточного организма до многоклеточного образования с последующим формированием нервной системы.

Эволюция нервной системы привела к формированию ощущения и возникновению двух подсистем — аффекторной (воспринимающей) и эффекторной (исполнительной). Специализации этих подсистем, с одной стороны, задерживает реакцию на внешний раздражитель, но, с другой стороны, она обеспечивает анализ, сравнительную оценку возможных ответов, выбор реакции и принятие решения на реакцию. Такая специализация нервной системы обусловила относительную независимость организма от среды его обитания.

Образование центральной нервной системы означало новое качество биологического отражения. Оно принимает форму психики.

Длительный путь эволюции отражения завершился формированием головного мозга с его безграничными возможностями. С помощью мозга и на его основе формируется сознание, осуществляется духовная жизнь человека, складывается его осмысленное отношение к миру.

В итоге многочисленных исследований, в том числе и на базе Санкт-Петербургского НИИ им. В. М. Бехтерева, установлено, что мозг дифференцирован локально и функционально. В нем есть блок, отвечающий за обмен веществ и регуляцию организма в целом. Есть блок получения, переработки и хранения информации. Наконец, есть блок, обеспечивающий проектирование и осуществление действия. При всей автономности блоков, мозг действует как единое целое. Функциональность этого целого обеспечивается корой головного мозга, состоящей из клеток-нейронов. Если эти клетки выстроить в ряд, то они образуют цепь длиной около 5! тысяч км. Все это свидетельствует о его значительных возможностях, о которых человек не всегда знает, а если и знает, то далеко не всегда их востребует, предпочитая жизнь на «автомате» или через осуществление принципа «как все».

Если мозг животного формирует психику на уровне инстинкта, рефлекторного акта и элементарной деятельности, то психика человека принципиально отличается и по основаниям и по механизму осуществления.

I. Животное живет в среде, которую находит при своем рождении. Этим объясняется приспособительный характер его психики. Человек живет в среде, которая является продуктом трудовой деятельности его или других людей. Этим объясняется деструктивно-созидательный характер психики человека. Цели и поступки задаются не мозгом, а образом жизни.

II. Элементарная деятельность животных обеспечивается функционированием первой сигнальной системы, а поэтому деятельность животного ограничена ощущениями, восприятиями и простейшими представлениями. Рассудочная деятельность человека обеспечивается и I и II сигнальной системой, единством эмпирического и рационального, своего и чужого опыта.

III. Животное реализует только одну функцию сознания — способность отражать среду своего обитания на феноменальном уровне и делает это подчас лучше человека, рождая иллюзии о большей разумности, чем разумность человека. Что касается человека, то его сознание способно отражать мир как на феноменальном так и на сущностном уровне, что позволяет ему иметь не только адекватное представление о мире, но и пересозидать этот мир по мере необходимости, демонстрируя подлинную разумность, отличную от квазиразумности.

IV. В последнее время появились материалы, свидетельствующие о «человечности» животных и «бесчеловечности» человека.

V. Развитый мозг человека, специализация его подсистем, функционирование двух сигнальных систем, единство естественной и искусственной природы задают целесообразный характер деятельности человека. Его поступки, как правило, являются производными ранее подготовленной программы, каждое действие имеет свою логику, эмпирическую ориентированность и методологическую направленность

Сознательно поставленная цель, организация действий на ее осуществление, постоянный контроль и корректировка программы — равно как изменение способа и средств ее обеспечения, — все это свидетельствует о принципиальном отличии психики человека от психики животного. Это психика нового качества.

Отличие психики человека и животного не исключает то общее, что их связывает. Это сенсорность–чувственность; сенситивность–восприимчивость; перцептивность–образное восприятие; воля и память.

Отмеченная общность возможностей животного и человека не принижает достоинство человека, а только подтверждает тезис о генезисе человека, об эволюции отражения от элементарного уровня до сознания под воздействием таких могучих факторов как язык и труд.

Язык не только средство общения людей, трансляции информации, ее хранения и востребования. Это условие осуществления сознанием своих функций на уровне чувств, рассудка и разума; это инструмент самосознания и самопознания; наконец, это и важнейшее средство освоения мира в форме слова и знака, образа и понятия, категории и догмы, музыки и танца, символа и сигнала (жеста); это инструмент творчества, проективной деятельности; наконец, это средство воздействия.

Генезис языка человека следует искать в языке животных, где он выполняет функцию передачи информации. Становление человеческого общества и общественного человека обусловили формирование и развитие современного языка в многообразии форм его проявления.

Связь между языком и сознанием органическая, ибо язык и мысль (продукт мышления) соотносятся как форма и содержание, как материальное и идеальное. Слово (форма выражения языка) связало сознание и мыслимый объект реальности мира, ибо оно участвует как в бытии сознания, так и в бытии отражаемой (познаваемой) реальности. Только благодаря слову сознание и предмет сознания могут обретать статус объекта познания. Только слово, как форма выражения языка выступает средством формирования и приумножения культуры как социального опыта людей.

Другим мощным фактором формирования сознания является труд. Феномен труда располагает многомерным измерением в интервале: труд делает человека и труд разрушает человека. Homo aqens, homo ludens, homo gaber, homo sapiens — это характеристики одной направленности, где труд выступает формой участия затрат энергии; применение силы, навыков; использование интеллекта; является условием самовыражения, самоосуществления, самореализации. В труде и через труд человек познает себя и предмет труда, учится преодолевать сопротивление предмета труда и поднимать планку своих возможностей и способностей.

Труд и язык трансформировали психику животного в психику и сознание человека. Вся история человека и его сознания есть формирование их средствами труда и языка.

Анализ эволюции отражения позволяет сделать вывод о том, что сознание это не чудо, а скорее чудесный результат развития структурно-организованного бытия в мире от форм элементарного взаимодействия до осознанного образа объективного по содержанию и субъективного по восприятию.

Сознание человека — это новое качество отражения, которое имеет свои существенные признаки:

1. Сознание универсально. Будучи высшей формой отражения, оно способно адекватно отразить любые проявления бытия в мире. Даже чувственный уровень обеспечивается и контролируется сознанием. В результате, «орел видит значительно дальше человека, но человеческий глаз замечает больше, чем глаз орла». Именно сознание обеспечивает возможность не только смотреть, но видеть;

2. Сознание является основой творчества. Его универсальность и объективность обеспечивают условия для конструктивного воображения, обеспечивают творческую деятельность;

3. Поскольку сознание опосредовано трудом и языком, то оно позволяет ориентироваться на чужой опыт, а при необходимости подключать весь предшествующий опыт человечества;

4. Сознание социализировано. Его возможности как на уровне отражения, так и на уровне творчества, формируются и изменяются под влиянием развития общества. Человек конца XX века видит не только больше орла, но и больше человека античного мира;

5. Сознание индивидуально, а стало быть, несет на себе печать уникальности конкретного человека. В каждом отдельном случае возникает образ объективный по содержанию, но субъективный по восприятию;

6. О сознании можно сказать, что оно мыслящее. Отталкиваясь от чувственного воображения, сознание поднимается до уровня мышления, в ходе которого осуществляется осознание и творческое созидание новых идей, осмысление проблемных ситуаций, оценка этих ситуаций и их разрешение. Мыслящее сознание обнаруживает себя на уровне рассудка и разума, потому является прерогативой только и только человека.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.