Мех овчины имеет самую древнюю и удивительную историю. Начиная от первобытного человека, приручения животных, обработки шкур животных для одежды и спального ложа, развития скорняжного ремесла и по сегодняшний день.
С незапамятных времен мех овчины ценился как непревзойденный универсальный материал, обладающий массой положительных характеристик. Библейские герои заворачивали своих детей в овечьи шкуры, чтобы сохранить тепло и сухость. Жители Древнего Египта первые разработали особую технологию обработки овчины, они знали толк в роскоши и отличались изысканным вкусом. А жители Древнего Рима, пристрастные к красивой и комфортной жизни, заимствовали у них метод обработки овчины.
Домашняя овца – животное на редкость пугливое, послушное и кроткое. Может быть, именно овца была одной из первых прирученных зверей. В мифах и легендах многих народов часто упоминают о стадах и отарах овец, которые повсюду сопутствовали людям, прибывая источниками молока, мяса, шерсти и овечьих шкур. Шкура овцы служила людям для пошива одежды и обуви.
Издавна, баранов, овец и ягнят приносили в жертву разным божествам. Тогда люди еще не знали о едином Боге, а поклонялись многим божествам. Бытовало мнение, что есть небесные и подземные боги. Небесным богам в жертву приносили белую овцу, а богам подземелий доставалась черная овца. В древнегреческих легендах сказано, что ложе Зевса было устлано шкурой белой овцы.
Во всех книгах Ветхого Завета, овцы упоминаются намного чаще других домашних животных. Образ овечки, также наличествует и во множестве новозаветных притчах Иисуса Христа. Более полезного и удобного для человечества домашнего животного просто не отыскать. Эти замечательные животные продолжают доставлять людям пользу по сегодняшний день.
Примерно 3 тысячи лет назад северные народы начали использовать шкуры овец для изготовления одежды. Если до этого периода, шкуры практически не выделывались и носились, как накидки с прорезями для головы, то с этого момента началась эра использования практичной и удобной одежды. Овчина – уникальный материал, который благодаря своим природным качествам – эластичности, мягкости, низкой теплопроводности, стал незаменимым сырьем для изготовления жилетов, накидок, головных уборов и обуви.
В старину шкуры выделывали «на скорую руку», без использования дубильных веществ. Шкуры просаливали, просушивали, а нужную мягкость одежда и обувь приобретала в процессе носки. Легкие кожаные башмаки из сыромятной овчины без подошвы носили жители гор, в местах с достаточно сухим летом.
На Кавказе, в Абхазии и Грузии, Азербайджане и Армении издревле шили из овечьей шкуры мягкие кожаные сапоги. Это были «элитные» сапоги для обеспеченных особ, приближенных к князьям. Для этих сапожек кожа особо выделывалась, шерсть с нее удалялась. Такие мужские сапожки, практически в неизменном виде, сегодня можно увидеть в музеях и у артистов современных фольклорных ансамблей народов Кавказа и Закавказья.
В Армении и Грузии крестьяне шили жилеты и накидки из цельной овчины, с прорезью для головы и без рукавов. Носилась такая одежда мехом наружу — особый жировой состав шерсти овчины делал ее непромокаемой. Там же популярны особые головные уборы из овчины, высокие и с длинной шерстью.
Суровые климатические условия проживания в нашей стране делают предметом первой необходимости меховую одежду и обувь. С незапамятных времен на Руси носили одежду, изготовленную из шубных и меховых овчин. Полушубки, тулупы, душегрейки благодаря практичности, теплозащитным свойствам были распространены повсеместно. Поэтому скорняжным ремеслом по пошиву полушубков занималась значительная часть населения. К началу XX века в швейной отрасли было занято 18 млн. человек. В дальнейшем интенсивное развитие легкой промышленности привело к строительству крупных фабрик. Промысел превратился в рабочую специальность меховщиков.
Сложилось неверное представление, что изделия из овчины – это сугубо плебейская одежда, которая предназначалась лишь «народишку темному, малограмотному и бедному». Со стороны знати изделия из овчины подвергались презрению и осмеянию, на фоне роскошных меховых палантинов и шубок до пола из дорогих собольих мехов.
До революции особы царской крови охотно носили русские полушубки и шубы из овчины. Великий князь Владимир Александрович в 1868 г. с удовольствием принял дар из рук алтайских купцов – овчинный полушубок. А в 1870 году сибирская овчина получила высокую оценку комиссии по устройству Всероссийской выставки и Общества поощрения русской промышленности и торговли.
Мех овчины всегда был самым доступным видов меха для каждого крестьянина, потому как овцы водились в каждом дворе и не были диковинкой. В русских деревнях шили длинные дубленые шубы и куртки мехом внутрь – то есть дубленки. Дубленка – старинный предмет крестьянского гардероба, представляющий собой шубу с запахом, которую носят овчинным мехом внутрь. Свое название дубленка получила из-за особого вида выделки — усиленное дубление придает коже сверхпрочность и один из признаков качества неизменно — стоящий торчком воротник.
Начиная с 20-х и заканчивая 50-и годами XX века в СССР овечьи шкурки, с одной стороны – стриженные, а с другой – дубленные, применялись при производстве военного обмундирования и форменной одежды. Одежду из овчины носили чуть ли не круглый год. В зависимости от погодных условий овчина способна проводить или сохранять тепло, а также отталкивать или удерживать влагу. В одежде из овчины на протяжении двух мировых войн ходили военные, летчики и моряки.
В общеевропейскую моду дубленки вошли после Второй мировой войны. Дубленки носили участники легендарной группы «The Beatles» и лидер известного коллектива «The Doors», а вслед за ними – практически все поколение хиппи 70-х годов XX столетия. На волне моды хиппи стали популярны афганские вышитые дубленки, отороченные мехом монгольской ламы. К 80-м дубленки стали привычной, комфортной и недорогой одеждой. В 1994 году, в связи с возвращением моды 70-х, дизайнеры вновь обратили внимание на овчину. Хитом стала золотая дубленка с белым мехом, в которой Джанет Джексон снялась в клипе Scream.