Шаг 1. Осознайте, когда внутренний ребенок «уходит в будущее».
Шаг 2. Определите, какой способ он использует:
1. Воображение грядущей катастрофы.
2. Фантазии.
3. Планирование.
4. Объяснения.
5. Ловушки любви.
Шаг 3. Осознайте, где находится внутренний ребенок внутри вашего тела, заметив напряженное или болезненное место.
При воображении грядущей катастрофы
Диалог с внутренним ребенком.
Задайте ему эти вопросы и запишите ответы. Добейтесь уверенности, что эти ответы вы получили именно от ребенка, а не от взрослого, представляющего, что мог бы сказать ребенок.
I. 1. После какого происшествия ты начал представлять себе будущие катастрофы?
2. О каком происшествии ты не знаешь — но мог бы после него начать представлять себе будущие катастрофы?
3. Какая катастрофа в прошлом могла бы защищать тебя в будущем?
4. О какой катастрофе в прошлом ты не знаешь — но она могла бы защищать тебя в будущем?
5. Ты сопротивляешься этому знанию и опыту?
II. 6. Намеренно сопротивляйтесь опыту.
7. Намеренно примите опыт.
8. Намеренно создайте опыт и сопротивление.
9. Осознайте, что вы — наблюдатель и создатель опыта.
При фантазиях
Задайте внутреннему ребенку вопросы и запишите его ответы.
I. 1. Какому событию в прошлом ты сопротивляешься?
2. Какое событие могло случиться в прошлом, о котором ты не знаешь, — но после него ты мог начать фантазировать о будущем?
3. Ты сопротивляешься этому знанию и опыту?
II. 4. Намеренно сопротивляйтесь опыту.
5. Намеренно примите опыт.
6. Намеренно создайте опыт и сопротивление.
7. Осознайте, что вы — наблюдатель и создатель опыта.
При планировании
Задайте внутреннему ребенку вопросы и запишите его ответы.
I.1. Какое событие в прошлом ты переносишь в будущее?
2. Что могло случиться в прошлом, о чем ты не знаешь, но переносишь в будущее?
3. Ты сопротивляешься этому знанию и опыту?
II. 4. Намеренно сопротивляйтесь опыту.
5. Намеренно примите опыт.
6. Намеренно создайте опыт и сопротивление.
7. Осознайте, что вы — наблюдатель и создатель опыта.
При «объяснениях»
Задайте вопросы внутреннему ребенку и запишите его ответы.
I. 1. Что могло случиться в прошлом, что заставило тебя оправдываться?
2. Что могло случиться в прошлом такого, о чем ты не знаешь, но оно заставило тебя продолжать оправдываться?
3. Ты сопротивляешься этому знанию и опыту?
II. 4. Намеренно сопротивляйтесь опыту.
5. Намеренно примите опыт.
6. Намеренно создайте опыт и сопротивление.
7. Осознайте, что вы — наблюдатель и создатель опыта.
При «ловушке любви»
I. 1. Осознайте, где находится внутренний ребенок во время появления «ловушки любви».
2. Чью систему ценностей и чувств (мамы, папы, обоих) принимает внутренний ребенок?
II. 3. Наблюдайте за тем, как система ценностей мамы и папы про является по отношению к конкретному чувству.
4. Посмотрите на чувства, приходящие от мамы и папы.
5. Создайте их чувства и голоса несколько раз.
6. Осознайте, что вы — наблюдатель и создатель опыта.
Резюме
Ключ к освобождению от трансов внутреннего ребенка — пробуждение. Помните:
1. Вы (наблюдатель) пребываете в трансе внутреннего ребенка.
2. Найдите местоположение внутреннего ребенка в своем теле.
3. Осознайте, какой вид транса вы используете.
4. Наблюдайте и создавайте трансы до тех пор, пока вы (наблюдатель) не сможете принять ответственность за темную сторону внутреннего ребенка.
Пробуждение растворяет клей, которым вы склеены с трансом «ухода в будущее». Пробудившись, наблюдатель останавливает свой механизм, создававший одни и те же проблемы снова и снова.
Глава 6
Отрешенность: вдали от себя и других
Отрешенность — транс, созданный наблюдателем для того, чтобы помочь ребенку отстраниться от неприятной ситуации. В психологии его обычно называют диссоциацией. Человек чувствует себя так, словно его здесь нет. Проблемы возникают, когда наблюдатель засыпает, и внутренний ребенок автоматически оказывается в трансе отрешенности.
Существует несколько способов создания отрешенности.
Бесчувственность
В мучительной ситуации наблюдатель может отделить от ребенка какую-то часть его (или ее) личности. Например, если ребенку не позволяют выражать любовь, — наблюдатель отделяет от ребенка чувство любви. Спустя много лет внутренний ребенок может вводить взрослого в транс отделения от интимности. Если ребенку запрещают злиться — наблюдатель отделяет от ребенка чувство злости. Впоследствии злость все же может прорваться; но когда его спрашивают: «Ты злишься?» — он отвечает: «Кто, я? Что вы! Я никогда не злюсь». Взрослый считает, что он никогда не злится. Только какая-то отдельная его часть может разозлиться — и стоит лишь избавиться от нее, как сразу все наладится.
Исчезновение
В неблагополучной семье ребенок может научиться чувствовать себя так, «словно его здесь нет». Наблюдатель, чтобы защитить ребенка от родителей-алкоголиков, может создать у ребенка чувство, словно он исчез и стал невидимым.
Этот транс может создать серьезные проблемы во взаимоотношениях, особенно в моменты интимности. Человек в буквальном смысле этого слова исчезает, мысленно переносясь в горы, на море, в лес — куда угодно, лишь бы не оставаться здесь. При этом тело продолжает действовать, как обычно, — улыбаться, кивать, участвовать в разговоре. Часто люди не помнят, о чем они говорили в это время, что делали, с чем соглашались.
Отрешенность часто используется в «духовных практиках». Медитация может превратиться в медикамент, помогающий стать глухим, немым и бесчувственным. Разница между истинной медитацией и отрешенностью очень проста. Если вы вольны как злиться, так и не злиться, — тогда вы находитесь в состоянии чистого наблюдения, или медитации. Если вы не способны (либо не позволяете себе) испытывать какие-то чувства, и хотите скрыться от них под маской духовности, — тогда вы используете медитацию как лекарство, а духовная философия просто усиливает вашу отрешенность. Вы находитесь в трансе диссоциации и думаете, что вы медитируете, так как вам хорошо и спокойно. На самом деле, однако, под вашим трансом скрывается рана. Стратегия наблюдателя — создать диссоциативный транс, принявший вид медитации, который в реальности является смесью отупения и амнезии.
У меня был друг-психиатр, считавший себя чрезвычайно духовной личностью, так как он был бесчувственным. Он довел себя до анорексии и называл ее «голоданием». Когда болезнь начала прогрессировать, он начал применять клизмы под видом «очищения».
Отрешенность внутреннего ребенка в душе взрослого может стать такой сильной, что в ход идут любые средства, лишь бы ничего не чувствовать (см. главу 14 «Псевдодуховность»).
Я не есть мое тело
В этой разновидности транса какая-то часть тела может восприниматься как «не моя». Например, в западной культуре люди часто отстраняются от сексуальных ощущений. Мужчины называют свой пенис по имени, словно он живет сам по себе. Актер Робин Вильяме называл свой пенис «Мистер Счастливчик».
Этот транс создает далеко идущие последствия в виде сексуальных расстройств. У женщин они приобретают формы фригидности, у мужчин — импотенции или преждевременной эякуляции. Если мужчина отстраняется от собственного пениса, он может либо вообще не испытывать сексуальных ощущений (это ведет к импотенции), либо сосредоточиться только на пенисе, игнорируя остальное тело (преждевременная эякуляция). Женщина, не способная испытывать оргазм, может быть отстранена от своих гениталий. Часто эти заболевания возникают после сексуальных оскорблений, нанесенных в детстве (см. главы 13 «Сенсорное искажение» и 14 «Псевдодуховность»).
Иногда ребенок может воображать, что его (ее) рот отделен от его (ее) тела. Например, ребенку приходится постоянно подыгрывать родителям, говоря им то, что они хотят услышать. Он чувствует, что слова идут не из глубины его души, а словно произносятся кем-то другим. Голова автоматически кивает, улыбается, притворяется — и наблюдатель создает транс, защищая истинные чувства ребенка. Через много лет на работе или в близких отношениях внутренний ребенок будет автоматически «подыгрывать», оставаясь в трансе «на самом деле меня здесь нет».
У меня был пациент — профессор Гарвардского университета. Он жаловался на импотенцию. Во время лечебного сеанса он ощутил, что его голова отделилась от тела и парит наверху. Когда он попытался вернуть голову на место, у него прорвались подавленные сексуальные чувства по отношению к матери. Его сексуальность была настолько связана с матерью, что в мыслях (в голове) у него не было представления о собственном пенисе; все его ощущения оставались лишь в голове. Когда он соединил голову с телом, сексуальные чувства, направленные на мать, внезапно проявились.
Отрешенность создается, чтобы помочь ребенку выжить. Отрешенность означает: быть скорее там, нежели здесь. Она возникает, когда ситуация становится угрожающей. Ребенок справляется с угрозой. Исчезая из ситуации. Если родители — алкоголики, ребенок исчезает, чтобы скрыться от страшного настоящего. В случае инцеста ребенок скрывается, чтобы избежать контакта. В дальнейшей жизни отрешенность превращается в транс, отрезая от близости и интимности.
Как упоминалось раньше, обратная сторона отрешенности — слияние.
Слияние
Слияние — транс, при котором наблюдатель идентифицирует ребенка с одним из членов семьи. Ребенок словно сливается с ним. Иногда слияние происходит, когда ребенку приходится постоянно заботиться о ком-то из членов семьи. Наблюдатель создает две части личности внутреннего ребенка. Одна заботится о беспомощном родителе, а другая сливается с ним и становится им.
Другой пример — сексуальное насилие. В большинстве случаев взрослые, сексуально оскорбляющие детей, сами были оскорблены в детстве. Наблюдатель во время насилия создает образы жертвы и насильника. С этого момента внутренний ребенок состоит из двух частей: жертвы и насильника. Слиться с насильником — наилучший способ выжить в этой ситуации. Позже этот «насильник» будет продолжать защищать ребенка от насилия, заставляя его насиловать других. Именно темная сторона внутреннего ребенка чувствует потребность оскорблять и насиловать тех, кто слабее его. Дитя-насильник действует автоматически, вне контроля взрослого. Такова власть темной стороны внутреннего ребенка.
Недавно мой коллега направил ко мне пациентку, которую он назвал «духовной личностью». Она жаловалась на две проблемы: 1) она ничего не чувствовала; 2) в голове у нее звучали голоса, называвшие ее плохой, гадкой, отвратительной. «Я ненавижу себя», — заявила она.
Сначала она долго рассказывала мне, как она выходит из тела и летает под потолком. Эта летающая часть ее личности была духовной. Я спросил ее: «Вас когда-нибудь оскорбляли — физически или сексуально?» Она ответила: «Да, мой отчим зверски избивал меня и в это время говорил мне гадости». Я спросил: «Когда вы впервые вышли из тела?» Она ответила: «Во время избиения». Я предположил, что выход из тела стал автоматической защитой от боли, а вовсе не «духовностью». Тогда она закричала: «Но это моя единственная надежда!» Я ответил: «Это было вашей единственной надеждой, но сейчас это создает вам массу проблем».
Вот пример транса одухотворенной отрешенности. Маленькая девочка отделилась от своего тела, чтобы не чувствовать боли. Но часть ее личности продолжала страдать и сливалась с голосом отчима-мучителя, повторяя его слова, застывшие в ее голове; она спорила с ними, возражала им — а они по-прежнему звучали, рождая у нее чувство ненависти к себе. Я должен сказать, что она пришла ко мне всего два раза, и я не успел вылечить ее. Насилие — серьезная проблема, и ее вряд ли возможно быстро вылечить. Требуется много терпения и мудрости со стороны терапевта, а также осознанность и готовность к сотрудничеству со стороны пациента.