Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Воображение грядущей катастрофы



Основатель когнитивной терапии Альберт Эллис следующим образом описывает склонность представлять себе грядущие бедствия:

«Тревожные мысли часто начинаются со слов: «А что если…?» А что если моя дочь забеременеет? А что если я потеряю работу? А что если я внезапно заболею и стану инвалидом?».

Такой способ ухода в будущее возникает, когда человек защищается от будущего, воображая себе ужасный исход. Он беспокоится о будущих бедствиях и страдает от этого в настоящий момент. Этот транс образуется, когда с ребенком случается реальная беда и он думает, что теперь так будет происходить всю жизнь. Внутренний ребенок в душе взрослого постоянно воображает катастрофы и считает их настоящими. Поэтому он мучается и страдает прямо сейчас. Таким способом прошлые катастрофы защищают его от будущих.

Фантазии

В этой разновидности ухода в будущее ребенок грезит о грядущем блаженстве. Эти мечты защищают его от боли, которую он испытывает в собственной семье. Например, он мечтает, как за ним «приплывет корабль и увезет его далеко-далеко», или «его талант признают все». Иногда он мечтает о том времени, когда «о нем будут заботиться». Это становится проблемой, когда внутренний ребенок в душе взрослого продолжает грезить о нереальном волшебном будущем. Женщина, с которой я как-то работал, много лет поддерживала отношения с человеком, который мучил и оскорблял ее. Она мечтала, что «когда-нибудь он оценит меня». Темная сторона ее внутреннего ребенка гипнотизировала ее, заставляя верить в чудо, в то время как взрослая женщина была измучена и зла на партнера.

Очень важно заметить, что в любом виде ухода в будущее внутренний ребенок так сильно гипнотизирует взрослого, что последний не способен адекватно воспринимать настоящее.

Откуда берется этот транс? Ребенок в стрессовой ситуации часто лувствует себя растерянным, смущенным, обезумевшим, бессильным, йогда наблюдатель создает фантазию, помогающую отстраниться от этих чувств.

Например, я работал с женщиной, которая в детстве должна была заботиться о своем больном отце. Она чувствовала себя загнанной в ловушку. Собственный механизм выживания заставлял ее мечтать о чудесном парне, который увезет ее прочь от этой невыносимой жизни.

Другой пациент чувствовал себя маленьким ребенком, живущим в (бедности. Он мечтал, что когда-нибудь на него свалятся сказочные деньги. И ему становилось легче.

В обоих случаях фантазии помогали ребенку справиться с ситуацией. Проблема возникает, когда они продолжают действовать автоматически. Когда женщина пришла ко мне, она рассказала о множестве [мужчин, от которых она ждала помощи. Она так и не сделала карьеры, а эти мужчины вовсе не желали помогать ей. Она была несчастна, очень |ильно нуждалась, только что рассталась с очередным мужчиной.

Ребенок в душе мужчины из последнего примера постоянно страдал от недостатка денег. Вместо того, чтобы работать, он мечтал, что Деньги сами придут к нему. Он изучал философию «Нью-Эйдж» и верил, что, постоянно представляя себе деньги, он привлечет их к себе см. главу 14 «Псевдодуховность»). Когда он пришел ко мне, он был же-Ват, разорен, жил в грузовике и продавал вещи, чтобы как-то прожить.

Такова власть транса «ухода в будущее». Темная сторона внутреннего ребенка облегчает боль, но действует без всякой обратной связи с реальностью, считая реальностью свои фантазии. Внутренний ребе-'нок — не плохой и не глупый, но то, что помогает в возрасте 2–6 лет, далеко не всегда помогает в 36.

Вначале фантазии вызваны событиями, произошедшими в дет-Ьве. Проблемы появляются, когда они становятся автономными и начинают жить своей собственной жизнью, без всякой связи с реальностью; и тогда человек живет своими фантазиями о будущем, не замечая настоящего.

Еще один транс ухода в будущее возникает, когда человек начинает беседовать с самим собой, уходя во внутренний диалог (см. главу 7 Внутренний диалог»).

Например, он говорит себе: «У меня никогда не будет того, что мне хочется». Не только настоящее, но и будущее кажется ему ужасным.

Этот транс испытывает не взрослый, а внутренний ребенок. Взрослому доступно множество ресурсов. А внутренний ребенок считает, что никаких ресурсов у него нет. Прошлая боль продолжает мучить его в настоящем, переходя в воображаемое будущее. Застывшее прошлое скрывает и настоящее, и будущее.

К несчастью, внутренний ребенок так замечательно гипнотизирует взрослого, что тот уже и сам не понимает, где он находится: в прошлом, настоящем или будущем. Недавно я лечил терапевта, который, в свою очередь, лечил семейную пару. Он был очень зол на своих пациентов. Он возмущался: «Почему этот человек живет с такой ужасной женщиной?» В процессе терапии он понял, что его внутренний ребенок переносил его собственный прошлый опыт на эту пару. Он видел в них своих родителей. Наблюдая за своим внутренним ребенком, он обнаружил, что переносил свои отношения к родителям на множество ситуаций в своей взрослой жизни. Это случается чаще, чем думают психотерапевты. Я много лет занимался семейной терапией. Когда я наблюдал за работой других семейных терапевтов, я видел, что порой они впадали в детство и чувствовали себя бессильными помочь своим пациентам. Такова власть возрастной регрессии. Даже очень опытные семейные терапевты находятся под властью темной стороны внутреннего ребенка. Если в процессе терапии семейная пара пробуждает этого ребенка — терапевт чувствует себя беспомощным. Точно так же чувствует себя ребенок: он бессилен помочь своей семье. Оттого-то семейные трансы настолько сильны, и часто даже опытные терапевты работают с ко-терапевтом. Есть надежда, что хотя бы один из них сохранит способность оставаться в настоящем.

Трансы внутреннего ребенка рождены хаосом; как же он может создать что-либо еще, кроме хаоса? Он смотрит на мир сквозь призму хаоса, пытаясь как-то упорядочить его с помощью транса и создавая еще больший хаос.

Я работал с женщиной, которая очень переживала оттого, что через две недели она должна была окончательно развестись с мужем. Я предложил ей найти внутреннего ребенка в своем теле. Он часто находится там, создавая боль в шее, груди, желудке, копчике, а в крайних случаях — вызывая паралич. В своей прошлой книге «Трансы, в которых живут люди», я писал, что трансы вызывают напряжение в мышцах и затрудняют дыхание.

Итак, я попросил женщину целенаправленно создать ребенка, живущего в ее желудке, и поместить туда страх и внутренние голоса. Я попросил ее продолжать создавать страх и мрачные фантазии. Я спросил ее: «В чем разница между вами (наблюдателем) и внутренним ребенком?» Она ответила: «Я могу наблюдать за внутренним ребенком». Я попросил ее продолжать создавать внутреннего ребенка и страх катастрофы. Создав их целенаправленно, она взяла под контроль испуганного внутреннего ребенка и поняла, что она — его наблюдатель и создатель, после чего смогла прекратить создавать его.

Важнейшая задача наблюдателя — намеренно и осознанно создавать внутреннего ребенка. Наблюдатель не просто наблюдает — он участвует в создании наблюдаемой им реальности. Намеренное создание дает ему возможность выбора. Вы пробуждаете творческий аспект наблюдателя тем, что просите его осознанно и намеренно создать то, что он до сих пор создавал бессознательно. Раньше наблюдатель спал в глубоком трансе. Создав осознанно свой собственный транс, он просыпается и вновь обретает свои творческие способности.

Планирование

«Планирование» появляется, когда ребенок не может сказать родителям, что он чувствует на самом деле. Он представляет себе, как в будущем он расскажет им о своих чувствах, они услышат его и поймут, как они были неправы.

Я знал одного знаменитого писателя, посвятившего роман разоблачению своего отца. Он читал его публично — рассказ о том, какой он хороший, и какой плохой у него папа. Самым удивительным был конец рассказа: папа признал свою ошибку и понял, что сын был прав. В этом месте аудитория разразилась аплодисментами. Почему? Потому что множество людей находится в таком же трансе. Другой вид планирования — мечты ребенка о том, как он когда-нибудь отомстит родителям. Это транс «победы путем поражения». Я часто прошу пациентов закончить предложения:

1. Я сделаю тебе назло тем, что…

2. Я расквитаюсь с тобой тем, что…

3. Я тебе покажу! Я никогда в жизни…

4. Я тебе покажу! Я обязательно…

Эти вопросы делают тайное явным и раскрывают классический мазохистский транс темной стороны внутреннего ребенка.

Объяснения»

Я называю этот транс: «Сыграй еще разок, Сэм!», потому что мой приятель постоянно планировал объяснения, беседы и оправдания в будущем. Когда он обнаружил эту привычку, он заявил: «Снова ставим запись 98.74, пусть сыграет еще разок».

Этот транс возникает в том случае, когда ребенок делает что-то неправильно и знает по прошлому опыту, что его за это накажут. Поэтому темная сторона внутреннего ребенка планирует, как он будет оправдываться. Ребенок повторяет доводы «за» и «против», словно адвокат перед процессом. Внутренний ребенок находится в трансе оправдания, постоянно объясняя свои поступки, чувства, реакции и отвечая на многочисленные «почему?». Прав он или нет — транс воображаемой катастрофы и ужасного наказания продолжается и во взрослом возрасте.

Ловушка любви»

В когнитивной терапии этот вид транса называется «ловушкой любви»:

«Этот извращенный способ мышления основан на применении правил, законов и договоров к превратностям и хитросплетениям человеческих отношений. Беда в том, что два человека редко согласны между собой в том, что такое любовь, — и нет такого суда или арбитра, который мог бы помочь им. Любовь — субъективное представление о том чего вы ожидаете, желаете или надеетесь получить от партнера. Эта ловушка так соблазнительна, что каждый из нас оказывается в ней.

Ловушка любви часто выражается в условном наклонении: «Если бы он любил меня, то…»

Если бы он любил меня, он бы помогал мне достичь оргазма… Если бы наш брак был настоящим, она бы любила ходить со мной в походы… Если бы он любил меня, он бы помогал мне по дому после рабо ты… Если бы они больше ценили мою работу, они бы повысили меня в должности…

Как заманчиво размышлять о том, каким бы стал мир, если бы люди по-настоящему любили или действительно ценили вас! Но другие люди считают иначе, и вы вряд ли сможете заставить их смотреть вашими глазами — только причините себе боль».

Мак-Кей

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.