Методы теоретического метода: идеализация, формализация, аксиоматизация, гипотетико-дедуктивный метод, математическая гипотеза.
Идеализация – мысленное конструирование объектов, кот.в действительности не существуют, но широко используются в научном познании. Напр., абсолютно твердое тело, точка, линия и т.д.Суть идеализации: 1) лишить реальные объекты некоторых присущих им свойств;2) наделить (мысленно) эти объекты определенными нереальными, гипотетическими, практически неосуществимыми свойствами.
С помощью ид-и исключаются свойства и отношения объектов, кот.затемняют сущность изучаемого процесса. Использование идеальных объектов в научных исследованиях значительно упрощает сложные системы, что позволяет применять матем. методы исследования.Ид-я, как и всякий научный метод, имеет свои границы в познании. Относительность ее проявляется в том, что: 1) идеализир. представления могут уточняться, заменяться новыми; 2) каждая ид-я создается для решения опред. задач. Так, из физики Эйнштейна исключены ньютоновские ид-и «абсол. пространство» и «абсол. время».
Формализация – приписывание символам или их системам опред. значений. Формализованные языки отличаются строгостью, четкостью, а их выводы – доказательностью.Формализация позволяет строить знаковые модели объектов, а изучение реальных предметов и процессов заменять исследованием этих моделей. Эффективность формализации определяется тем, насколько правильно выявлено главное в содержании объекта, насколько удачно схвачена его сущность.
Аксиоматический метод широко используется при построении теории математики, математической логики и иных математизированных науках.Суть метода: ряд утверждений принимается без доказательства, а все остальное знание выводится из них по определенным логическим правилам. Принимаемые без доказательства положения называются аксиомами, а выводное знание фиксируется в виде теорем, законов.К аксиом.построенной системе знаний предъявляется ряд требований: непротиворечивости, полноты, независимости.Аксиом.построенная теория истинна, когда истинны как аксиомы, так и правила, по которым получены все остальные утверждения теории. В этом случае теория может верно отображать действительность.
Гипотетико-дедуктивный метод – это метод научн. исследования, опирающийся на выведение следствий из посылок, истинностные значения которых неизвестны. Использование этого метода подразделяется на три этапа: 1) выдвижение некоторой гипотезы; 2) выведение следствий из этой гипотезы; 3) проверка полученных следствий с точки зрения их истинности или ложности.Наиболее трудный этап – выдвижение исходной гипотезы. Ориентиром выдвижения выступает решаемая проблема, а также ход развития научного знания.Если какие-либо следствия из гипотезы оказываются ложными, то исходная гипотеза отбрасывается или подвергается корректировке. Истинность следствия является необходимым, но недостаточным условием истинности соответствующих гипотез.При истинности следствий проверка истинности гипотезы может осуществляться: путем выведения гипотезы из других посылок, истинность которых уже установлена, или путем опровержения всех альтернативных гипотез, или путем опытной проверки на эмпирическом уровне познания.
Математическая гипотеза является видом гипотетико-дедуктивного метода. На первом этапе методом математической гипотезы создается математическое уравнение, представляющее модификацию ранее известных и проверяемых соотношений. Следующие этапы аналогичны этапам гипотетико-дедуктивного метода.
41. Понятие метода. Классификация методов научной деятельности.
Метод – совокупность правил, приемов и операций практич. или теоретич. освоения действительности. Научный метод служит получению и обоснованию объективно-истинного знания. Применяемые в науке методы выполняют двоякую роль. Во-первых, следование им – необх. условие получения достоверного результата. Во-вторых, они выступают как средство соц. контроля в рамках научного сообщества.История развития науки, свидетельствует о том, что новое в познании рождалось не столько благодаря улучшению психологических качеств отдельных личностей, сколько путем изобретения и совершенствования методов работы.Характер метода определяется многими факторами: предметом исследования, степенью общности поставленных задач, накопленным опытом, уровнем развития научного знания и т.д.
Методы образуют основу учения, которое называется методологией. Она стремится упорядочить, систематизировать методы, установить пригодность их применения в различных областях, ответить на вопрос о том, какого рода условия, средства и действия являются необходимыми и достаточными, чтобы реализовать определенные научные цели и, в конечном счете, получить новое объективно-истинное и обоснованное знание. Поэтому методология не ограничивает себя лишь исследованием методов. Она вовлекает в свою сферу множество производных вопросов: что такое знание, каковы критерии его отличия от заблуждения, какие формы развития и т.д.
Филос. содержание метода составляют положения онтологии и теории познания, антропологии, логики, этики, эстетики, аксиологии. Ф-я помогает определить правильное направление исследования, т.е. на уровне филос. методологии формируется мотивация научно-исследовательской деятельности.
Концепции, положения которых справедливы по отношению к целому ряду фундаментальных и частных научных дисциплин, составляют базовое знание методов общенаучного характера.В XIX в. математические методы глубоко проникли в самые различные отрасли современного познания и оказались необходимыми в экономике и многих гуманитарных науках (лингвистика, история, социология, политология и др.).
Познавательные методы разделяют на две группы: 1) общелогические – присущие познанию в целом как на обыденном, так и на теоретическом уровне (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование); 2) приводящие к научному познанию. Последние по отношению к опыту делятся на эмпирические (наблюдение, эксперимент, измерение, описание) и теоретические (идеализация, формализация, мысленный эксперимент, гипотетико-дедуктивный метод, метод математической гипотезы).