В отличие от своих предшественников, которые делали предметом исследования объект, т.е. природу, Кант сделал предметом философии познание субъекта. Кант говорил, что совершил «коперниканский переворот» в философии. Главным предметом философии, по Канту, является человек, «ибо он для себя есть своя последняя цель».По Канту, философия есть форма критики, а именно – выяснения границ рассудка, воли и способности суждения. Основные идеи отражены в трех работах этого периода: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».
н считает, что духовные интересы человека выражаются следующими вопросами: 1) Что я могу знать? (метафизика, то есть философия); 2) Что я должен делать? (мораль); 3) На что я могу надеяться? (религия); 4) Что такое человек? (антропология). Эти 4 вопроса представляют собой «скелет» философской системы Канта.
Задача человека – «поднять культуру своей воли до самого чистого, добродетельного образа мысли, когда долг становится также мотивом поступков. Добродетели можно и должно учить». В отличие от предшественников, Кант считал, что не только на уровне разума, но и на уровне чувствительности мы достигаем единства, и на этом уровне возможны научные знания.
Идеи у Канта, в отличие от идей Платона – это представления о целях познания. Эти идеи регулируют процесс познания, побеждают познающего субъекта. По его мнению, познавательная способность задает принципы как себе, так и другим способностям.Познание человека начинается с ощущения, но с помощью ощущений человек познает лишь явления, а сущность вещей остается непознаваемой, т.к. мир бесконечен и всегда находится сущность более глубокого порядка. Поэтому вещи остаются «вещами-в-себе» и в процессе познания не становятся «вещами-для-нас». В этом состоит агностицизм Канта (учение, отрицающее познаваемость мира).
Гегель считал, что ф-я – есть эпоха, схваченная в мыслях. Задача ф-и – изучить мир как целое, во всех его многообразных связях и развитии.Гегель открыл три закона диалектики: 1) Закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий источник, движущую силу развития.2) Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные, раскрывающий механизм развития.3) Закон отрицания отрицания, раскрывающий направление развития (развитие по спирали).
Гегель также развивал учение о единстве логики, диалектики и теории познания, создал систему диалектической логики.Гегель выдвинул тезис: «Все действительное разумно, все разумное – действительно». Этот тезис был связан с его идеей тождества бытия и мышления.
Согласно Фейербаху, философия есть наука действительности в ее подлинности и целостности, но воплощением действительности является природа. «Природа создала не только мастерскую желудка, она воздвигла также храм мозга».Основной вопрос философии – вопрос о соотношении тела и души человека.Материя предшествует духу, бессознательность – сознанию, бесцельность – цели, чувственность – разуму, страсть – воле.
В центре философии Фейербаха – человек, но как родовое понятие, т.е. человек абстрактный. «Человек – единственный универсальный и высший предмет философии».В загадке человека – загадка всех мировых проблем. Поэтому философия должна изучать человека, она должна стать антропологией (наукой о человеке).Фейербах развивал идеи о земном происхождении религии и считал, что религия – это выражение чувственной зависимости человека от земной действительности, религия – это бессознательное самосознание человека.
Человек у Фейербаха выступает как дитя природы, высшее существо, которое не только обладает способностью к познанию, но его интересует и любовь, жизнь, счастье, надежда. Самое надежное доказательство существования – любовь. Для Ф. важна полнота человеческой жизни, а чувственность для него – более фундаментальная основа для бытия, чем мышление. Под чувственностью имеется в виду не только органы чувств, но и познание сердцем. Ф. предлагал создать религию любви, с помощью которой любовь стала бы основополагающей в общественных отношениях.