Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Человек как объект философского познания



Современная философская антропология наиболее активно задействована в практику через социал-дарвинистскую, марксистскую, психоаналитическую, экзистенциональную концепции.

Социал-дарвинистская концепция сформировалась на основе эволюционного учения Дарвина о наследственности, борьбе за существование. Наибольший резонанс эти идеи получили благодаря работам Шпенглера, Ницше. В данном случае человек трактуется как биосоциальное существо, которое или характеризуется стремлением к воли, или довольствуется аморфными (нелидерскими) качествами. Идеи социал-дарвинизма используются в форме политической идеологии нацизма и шовинизма.

Марксистская концепция (Маркс, Энгельс, Ленин) фиксирует в человеке активно-деятельностную сущность преобразующего мир существа. Она созвучна эволюционной теории Дарвина в части происхождения человека как биологического вида, но при этом решающую роль в переходе от обезьяны к человеку отводит труду.

Психоаналитическая концепция (Фрейд, Юнг, Адлер) сфокусирована на психике человека, его сознании.Здесь утверждается тезис о том, что психоэмоциональная сфера человечества имеет определенную структуру, связанную с наличием области, отвечающей за инстинкты, архетипы, комплексы, сновидения и контролируемой в виде «Я» (индивидуального сознания) и «Сверх-Я» (норм общественного сознания). Между этими сферами существуют сложные взаимоотношения, которые являются предметом изучения психологии.

Экзистенциональная концепция (Кьеркегор, Ясперс, Хайдеггер, Сартр, Камю) акцентирована на изучении человека в обычных и экстремальных условиях техногенной действительности. Речь идет о существовании индивида с точки зрения таких категорий, как «забота», «страх», «ничто», «пограничная ситуация», «ответственность», «свобода», «брошенность», «гуманизм».

Экзистенциализм оказался сроден мировой литературе, особенно России, Франции. В Беларуси категориальные структуры экзистенциализма просматриваются в произведениях В. Быкова, А. Адамовича, И. Шамякина.

Характерная для экзистенциальной ф-и тенденция рассматривать человеческое бытие как уникальное, несводимое к каким-либо всеобщим схемам и законам, сложилась под влиянием работ таких авторов, как Хайдеггер, Ясперс. Человек для них не является ни теоретическим объектом исследования, ни элементом класса наряду с другими элементами того или иного рода, – он есть то, чем решил быть. Его существование дано как возможность выхождения за пределы себя – к Богу, миру, свободе, самому себе. Сущностью человека является его способность обладать экзистенцией как возможностью самосозидания.

Восходящая к «ф-и жизни» традиция рассматривать человека как «несостоявшееся животное» нашла свое отражение в теории психоанализа. Соотношение биологического, «природного» и культурного начал в человеке наиболее полно раскрывается в известном афоризме Фрейда «Культура есть насилие над природой». Утверждение Фрейда о том, что в основании цивилизации лежит постоянное обуздание человеческих инстинктов, и потому свободное удовлетворение инстинктивных потребностей человека несовместимо с цивилизованным обществом, легло в основу его теории человека. Если марксистская ф-я исходила из рассмотрения человека через призму общественных отношений, то фрейдизм, наоборот, переходит от анализа влечений индивида к трактовке общественных тенденций. Современный философ Г. Маркузе осуществил органичный синтез идей марксизма и фрейдизма. Согласно его идеям именно свободная многомерная личность может изменить социальный порядок, созданный господством человека над природой и человека над человеком, радикально пересмотрев самовосприятие и мироотношение. В отличие от Фрейда, Маркузе считал, что конфликт между цивилизацией и инстинктами не безысходен, а репрессивность принадлежит только специфически исторической организации человеческого существования.

27. Природа и сущность человека, понятие аптропосоциогенеза.

Кант считал, что проблема человека является основным вопросом ф-и. В этом смысле ф-я так или иначе является антропологией, т.е. учением о человеке, о мире человека.

В ф-и древнего Китая человек рассматривается как микрокосм, который соединен с Космосом тысячью незримых связей, и они постоянно влияют друг на друга. Отсюда – неизменное чувство ответственности за свои действия на высшем «космическом» уровне.В древнеиндийской ф-и человек рассматривается как часть космоса, производная от бытия. Человеч. жизнь рассматривается как определенная форма бесконечной цепи перерождений. Карма детерминирует будущее рождение, которое является результатом всех деяний предшествующих жизней.

Античная Греция – родоначальница рационального гуманизма, т.е. системы взглядов, признающей ценность человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей.Фалес провозгласил: «Познай себя», а Сократ сделал человека предметом своей философии. Лозунг «Познай себя» он объяснил так: «Познай, кто ты есть, и будь им».

В средние века проблема человека приобретает самоценность. Христианство стало почвой европейской персоналистической традиции. Согласно Августину, человек есть разумная душа, которая пользуется земным телом. Человек есть личность, связанная с Богом, подобие Бога, а значит, может обладать волей и направлять ее либо во спасение (к добру), либо к отчаянию (злу).

В эпоху Возрождения в качестве высшей ценности рассматривается человеч. личность и ее свобода. В Новое время Декарт заявил, что человек – это «мыслящая вещь». Именно мышление определяет сущность и существование человека: «Мыслю, следовательно, существую». С этого времени начинается механистический подход к человеку, рассмотрение его как вещи, машины, механизма. Также мыслители Нового времени утверждали, что человек обладает самосознанием и является существом моральным. А духовность предполагает не только моральность, но и его эстетические возможности, и религиозность.

По мнению основоположника классич.немецкой ф-и Канта, человек – это существо, предназначенное для общества.В марксистской ф-и человек рассматривается как совокупность всех обществ.отношений, как целостное единство биологич., психич. и социального уровней (биосоциальное существо).Ницше: «Человек – существо промежуточное между животным и сверхчеловеком. Сверхчеловек – человек, способный себя превзойти. Человек – путь, канатная дорога над пропастью, ведущая от животного к сверхчеловеку».

З. Фрейд рассматривал три основных уровня в структуре личности:1) бессознательное – «Оно»– самый нижний и самый мощный пласт, находящийся за пределами сознания, где хранятся прошлый опыт, биологич. импульсные влечения и страсти, неосознанные эмоции;2) на этом фундаменте возвышается этаж предсознательного, это то, с чем человек постоянно имеет дело, – это его «Я»;3) последний этаж – «Сверх-Я» – это сознательное, находящееся над «Я», выработанное историей человечества и существующее в системе науки, морали, искусства и культуры. Это идеалы общества, социальные нормы, религиозные запреты, с которыми человек должен считаться.

Антропосоциогенез современная ф-я рассматривает с различных позиций:

1 – концепция «недостающего звена» исходит из эволюционной теории: «Человек появился как множество людей одновременно на всей территории Старого Света. Об этом свидетельствуют каменные орудия, групповая организация, речь и использование огня. Но переход к такому человеку не фиксируется через некие внешние изменения, поэтому предполагают, что суть перехода от обезьяны к человеку состоит в уходе у самость»;

2 – версия инопланетного вторжения человека. Бехтерева отмечает, что требования, которые предъявляются человеческому мозгу в земных условиях, во много раз ниже, чем его возможности;

3 – теория трудового происхождения человека. Именно труд, который начинается с изготовления орудий труда, и создал человека. В ходе труда рука становится всё более гибкой и свободной. Одновременно развивается мозг, достигается всё более тесное сплочение людей, и возникает потребность что-то сказать друг другу. Но проблема, почему человек стал трудиться, еще не решена;

4 – Кассирер исходит из того, что человек – это символическое существо. Человек живет в мире символов. Этот мир утончается, усложняется по мере развития человека;

5 – Главным основанием эволюции человека является его собственное тело (Мэмфорд). Тело, движимое умом. И благодаря этому человек стал самосовершенствующимся животным.

6 – Креационистская концепция (религиозная).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.