Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Внешнее строение ряда представителей класса ракообразных



Щитень. Обратить внимание на панцирь, отделы, тела, фурку и расположение конечностей.

Дафния. На живой дафнии изучить характер движения. На тотальном препарате изучить строение антенн, пищеварительной и кровеносной систем.

Циклоп, калянус. Отметить фурку и фуркальные щетинки, антенны и отсутствие брюшных конечностей.

Морские желуди, Морские уточки. Обратить внимание на форму «раковины».

Рак-отшельник. При рассмотрении рака-отшельника обратить внимание на слаборазвитый брюшной отдел туловища. Связать с образом жизни.

Краб. Отметить редукцию брюшного отдела в ряду: речной рак - рак-отшельник – краб.

Бокоплав. Рассмотреть внешнее строение рачка (вид сбоку).

Эуфаузиида. Рассмотреть внешнее строение рачка (вид сбоку).

Морской таракан. Изучить внешнее строение, отделы тел, их границы, конечности. Органы дыхания.

Рак-богомол. Изучить внешнее строение, отдела тела.

Креветка. Рассмотреть внешнее строение рака (вид сбоку), отделы тела, их границы, конечности.

Лангуст. Рассмотреть внешнее строение (со спинной стороны), отделы тела.

Омар. Рассмотреть внешнее строение (со спинной стороны), отделы тела.

 

Хелицеровые (Chelicerata)

Разделение тела на два отдела, полная редукция антенн, две пары ротовых конечностей (хелицеры и педипальпы), отсутствие сложных глаз. Мечехвосты: сходство педипальп с ходильными ногами, присутствие развитых конечностей на опистосоме. Жабры. Скорпионы: богатство расчленения опистосомы (несовпадение границ мезосомы и переднебрюшия, метасомы и заднебрюшия), рудименты брюшных конечностей (легкие). Пауки: слияние сегментов опистосомы, паутинные бородавки - рудименты брюшных конечностей. Клещи: гнатосома как объединение ротовых конечностей (не тагма), слияние просомы, опистосомы и всех сегментов.

Перестройка жабр и целомодуктов для функционирования в воздушной среде (легочные мешки, коксальные железы) и вытеснение их новообразованиями (трахеи, мальпигиевы сосуды).

 

Объекты

1. Мечехвост. Тотальный и макропрепараты.

2. Паук. Тотальный и макропрепараты.

3. Скорпион. Тотальный и макропрепараты.

4. Клещи. Тотальный и микропрепараты.

 

Задание

1. Работа с влажными препаратами конечностей и систем (мечехвост);

2. Изучение на тотальных препаратах внешнего строения скорпиона;

3. Изготовление продольного срединного среза через тело паука и изучение внутреннего строения;

4. Работа с готовыми препаратами клещей.

Мечехвост. Рассмотреть внешнее строение: вид сверху (со спинной стороны), вид с брюшной стороны; строение конечностей. Обратить внимание на расчленение тела и панциря, наличие конечностей на просоме и опистосоме, количество и структуру органов зрения. Рассмотреть фиксированные конечности мечехвоста. Изучить степень их специализации.

Скорпион. Изучить внесший вид скорпиона со спинной, брюшной сторон и сбоку. Отметить границу между двумя отделами тела. Рассмотреть глаза, их расположение, строение головогруди, строение хелицер и педипальп, переднебрюшие скорпиона с вентральной (брюшной) стороны со всеми придатками и дыхальцами. При изучении внешнего строения скорпиона (вид сбоку) обратить внимание на характер метамерии.

Паук. При изученн внешнего строения отметить отделы тела и рассмотреть глаза (под бинокуляром), хелицеры, основные членики педипальп и ходильных ног. Обратить внимание на характер метамерии тела и степень изоляции просомы от опистосомы.

Взяв в левую руку паука, лезвием бритвы разрезать (продольно) тело паука по срединной линии. На одной из сторон изучить взаимное расположение внутренних органов, обратив особое внимание на строение органов пищеварения.

Клещи. На микропрепаратах (под микроскопом) изучить строение клеща, обратив внимание на степень расчленения тела, и нимфу. Обратить внимание на количество сегментов тела и конечностей у нимфы.

 

Лабораторная работа №11
Трахейнодышащие (Tracheata)

Размеры, форма и отделы тела многоножек и насекомых. Головная капсула. Одна пара антенн. Гомономно метамерный туловищный отдел тела многоножек и разделение его на грудь и брюшной отделы у насекомых. Многообразие типов строения ротового аппарата у многоножек и насекомых.

Насекомые. Грудь, ее сегментация, компоненты груди (пердне-, средне- и заднегрудь, три пары ходильных ног; строение (тазик, вертлуг, бедро, голень и лапка) и расположение. Крылья, их число, строение, расположение, функции; локомоторная роль грудного отдела.

Абдомен, его сегментация и компоненты, придатки и видоизмененные конечности. Отсутствие дефинитивных конечностей.

Постэмбриональное развитие насекомых: с полным и неполным метаморфозом.

 

Объекты

1. Кивсяк или сколопендра. Тотальный препарат.

2. Черный таракан (или майский хрущ). Тотальный препарат.

3. Вскрытый черный таракан (или майский хрущ).

4. Готовые препараты насекомых (расчленение тела; типы конечностей, ротовых аппаратов, усиков, жилкования, жизненных циклов).

5. Таксономическая коллекция насекомых.

 

Задание

1. Кивсяк или Сколопендра. Изучить внешнее строение тела и его расчленение. Ознакомиться с общим видом головы (при рассмотрении ее снизу) и расположением головных конечностей. Рассмотреть туловищную ногу многоножек, обозначив составные ее элементы.

2. Черный таракан (или майский хрущ). Изучить расчленение тела, придатки головы, груди и брюшного отдела. Рассмотреть конечности и их составные элементы.

3. На препарате вскрытого таракана (майского хруща) рассмотреть кровеносный сосуд и окружавшую его мускулатуру, часть трахейной системы, главным образом, на различных участках кишечника, поддающуюся обнаружению после удаления спинной части покровов. Изучить внешний вид кишечника, его отделов и мальпигиевы сосуды. Рассмотреть половую систему (самца или самки) насекомого. Изучить строение нервной системы, удалив органы пищеварительной и половой систем.

4. По микропрепаратам (расчленение тела; типы конечностей, ротовых аппаратов, усиков, жилкования, жизненных циклов), ознакомиться с несколькими типами грудных ног, ротовых аппаратов, антенн насекомых, ведущих водный, воздушный или почвенный образ жизни. Рассмотреть форму и жилкование крыльев насекомых из разных отрядов и семейств. Ознакомиться с типом постэмбрионального развития с неполным метаморфозом, при которое личинка во многой сходна со взрослой стадией. Обратить внимание на отсутствие крыльев у личинки. Рассмотреть жизненный цикл насекомого с полным метаморфозом.

5. Из коллекции отобрать насекомых с хорошо выраженными половым диморфизмом, полиморфизмом и обладающих покровительственной окраской и формой тела. Пользуясь определителем "распределить" насекомых коллекции по таксонам:

 

Класс насекомые  
Подклассы
Первичнобескрылые(скрыточелюстные) Крылатые (открытсчелюстные)
    Древнекрылые Новокрылые
    Поденки, Стрекозы  
Отряды Новокрылых (важнейшие):
с неполным метаморфозом с полным метаморфозом
Таракановые, Богомоловые, Прямокрылые, Вши, Термиты, Клопы, Уховертки, Палочники, Равнокрылые Жуки, Перепончатокрылые, Блохи, Бабочки, Двукрылые, Ручейники, Сетчатокрылые

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.