Обратите внимание на сознание как высшую форму регуляции деятельности.
Осознание как вид восприятия. Критерии сознания животных. Сознание как совокупность знаний об окружающем мире и социальном окружении субъекта. Целенаправленность поведения. Преднамеренность коммуникации и передачи информации. Самоузнавание. Способность оценить знания, намерения и мысленные процессы других индивидов.
Искусственные знаковые средства отражения объективной реальности у человека и возможность их использования у антропоидов.
Рассмотрите зачатки сознания и самосознания, выявленные в ходе разнообразных экспериментальных исследований. Не следует забывать, что сознание появляется только у вида Homo Sapiens.
Следует понимать специфику искусственных знаковых средств от естественных знаковых средств, доступных животным. В процессе освоения искусственных знаковых средств строится орган для их использования – речевые зоны коры больших полушарий., их использование организует содержание отражения (значения и смыслы), индивидуальную и совместную деятельность и овладение опытом.
Тема. Общение животных
Студенты
1. Маслова Екатерина
2. Петухов Юрий
Рекомендации:
Рассмотрите общение как механизм осуществления группового поведения и как деятельность. Развитие общения в филогенезе. Возникновение специфической функциональной потребности в общении и ее роль в происхождении человеческого сознания.
Язык действий. Понятие социального релизера. Демонстративные системы поведения. Ритуализация поведения и смещенная активность. Движения намерения. Позы и их комбинации.
Язык эмоций. Мимические реакции, телодвижения и жестикуляция, звуковая форма передачи информации.
Внутривидовое и межвидовое общение животных. Мимикрия. Симбиоз.
Обратить внимание на разнообразные формы взаимоотношений животных внутри вида и между видами. Уметь выделять различные типы поведения между животными разных видов.
Понимать последовательность возникновения языков общения в эволюции и их эволюционную целесообразность.
Необходимо отличать невербальные действия в выражении языка эмоций и в выражении ритуализованного языка действий.
Тема. Сравнительный анализ языка животных и человека:
Эксперименты по обучению языкам-посредникам животных.
Студенты
1. Закирова Анастасия
2.Чернышева Марина
Рекомендации:
Следует уделить внимание теории происхождения языка человека и, соответственно, общим для животных и человека форм выражения языка.
Формы выражения языка эмоций у человека и животных: мимические реакции, телодвижения и жестикуляция, звуковая форма передачи информации. Основные свойства языка человека.
Коммуникативное поведение приматов. Коммуникация в природе.
Виды языков-посредников. Эксперименты по обучению приматов языкам-посредникам (Л. И.Уланова, А. и Б. Гарднер, A. Паттерсон, С. Сэведж-Рембо, Д. Примэк). Эксперименты по обучению неприматов языкам-посредникам.
Виды языков-посредников. Необходимо ориентироваться в видах языков-посредником. Данные языки разработаны для общения человека с животными, а не наоборот. Следует различать такие языки-посредники как амслен, йеркиш, язык символов.
Тема. Групповое поведение животных
Студенты
1. Макушина Дарья
2. Рычкова Мария
Рекомендации:
Находить сходства и качественные различия в сообществе животных и обществе человека.
Условия возникновения общественных отношений.
Понятие сообщества. Критерии сообщества. Уровни организации сообществ. Анонимные и индивидуальные сообщества. Факторы организации сообществ.
Доминирование (понятие, типы и характеристики животного, влияющие на доминантность). Территориальность (понятие, типы территориальной организации). Функции доминирования и территориальности.
Социальное маневрирование и манипулирование.
Иметь представление о сообществе и отличать сообщество от элементарного скопления животных. Приводить примеры сообществ. Понимать эволюционную целесообразность объединения животных в сообщества, полезность сообщества для каждой отдельной особи в ее составе.
Понимать законы управления взаимоотношениями (территориальность и доминирование), их механизмы.
Уметь приводить примеры социального маневрирования и манипулирования.
Следует обратить на специфическое отличие общественных животных и животных-одиночек, примерами которых могут являться собака и кошка. Общение как механизм осуществления группового поведения.
Групповое поведение животных как предыстория развития социального (культурного) поведения человека.