Рубежный контроль (реферат+презентация+доклад) не более 15 минут
Подготовка реферата осуществляется до начала ее доклада с перезентацией. Текст реферата необходимо отправить на проверку по эл.почте: kanevskayat@mail.ru
Критерии оценивания: соответствие содержания реферата заявленной теме; обоснование ключевых идей; содержательность, логичность текста; практическая значимость; качество оформления работы; самоанализ работы студента.
Ответ правильный: все понятия точно определены; материал изложен в полном объеме, аргументирован; примеры приведены в соответствии сущности вопроса, может высказывать собственные предположения с опорой на методологические, теоретические, практические данные науки.
Система штрафов: за «недочет» снимается 0,5 балла; «за ошибку»- 1 балл
«недочет» - ответ недостаточно полный и глубокий; отдельные нарушения при аргументации.
«ошибка» - расплывчатость формулировок, нет логики аргументации, выраженное несоответствие примеров сущности вопроса, отсутствие примеров.
Тема 1. История и теория зоопсихологии и сравнительной психологии
Студенты:
1. Денисова Ольга
2. Попов Илья
3. Черноскутов Даниил
Рекомендации: Рассмотрите бытовые (донаучные) знания. Истоки развития знаний о психике животных и человека в античной философии: Демокрит, Платон, Аристотель, Эпикур, учение стоиков.
Рациональные гипотезы в истории зоопсихологии. Психологические теории в философии XVII века: Р. Декарт, Б. Спиноза.
Представления о психике животных в естествознании XVIII-XIX вв. теории инстинктов (Ж. Ламетри, Э. Кондильяк, Ш. Леруа), взгляд на разумные способности животных (Ж. Бюффон), первые экспериментальные исследования (Ф. Кювье), зоопсихологическая теория эволюции (Ж. Б. Ламарка). Теории зоопсихологического антропоморфизма.
Формирование зоопсихологии и сравнительной психологии в XIX-начале XX в. Теория эволюции Г. Спенсера. Экспериментальное изучение поведения и психики животных: экспериментальное научение Э. Л. Торндайка, рефлексологическая теория поведения И. П. Павлова. Бихевиоризм в зоопсихологии (Дж. Б. Уотсон, Б. Скиннер). Исследование когнитивных процессов животных (Э. Толмен, И. С. Бериташвили).
Развитие зоопсихологии и сравнительной психологии в XX веке за рубежом. Исследование интеллекта высших животных (В. Келер). Этология в работах К. Лоренца и Н. Тинбергена. Теории, построенные на анализе форм поведения (объективная биопсихология В. Вагнера, инстинктивно-объектная гипотеза).
Развитие зоопсихологии и сравнительной психологии в XX веке в России. Теоретические основы эволюции психики (В. А. Вагнер, А. Н. Северцов, Л. С. Выготский, Н. Н. Ладыгина-Котс, А. Н. Леонтьев). Сравнительно-психологическое, зоопсихологическое и биологическое направления исследований.
Теоретическое и экспериментальное развитие зоопсихологии в современной отечественной науке.
Стоит обратить внимание на возникновение необходимости в знаниях о животных и соотнести их с реальными достижениям данной научной области.
В историческом становлении зоопсихологии можно четко проследить этапы накопления знаний, их классификации, лабораторного производства знаний, теоретических построений и знаний, полученных в приближенных к естественным условиям.
Обратите внимание на подобные экспериментальные исследования проводимые отечественными и зарубежными исследователями в одно и то же время, различия в понимании сравнительного подхода в России и за рубежом.
Тема. Предмет, задачи и методы зоопсихологии и сравнительной психологии.
Прикладное значение зоопсихологии
Студенты:
1. Гужавина Алена
2. Мелкозерова Лидия
Рекомендации:
Предмет, задачи и методы зоопсихологии и сравнительной психологии.При изучении данной темы следует обратить внимание на взаимосвязь зоопсихологии с другими науками, что обеспечивает преемственность и последующего перенесения знаний в другие дисциплины. Взаимосвязь зоопсихологии и сравнительной психологии с психологическими науками и науками о поведении животных: бихевиоризм, этология, физиология ВНД, психофизиология, гештальтпсихология, психология развития генетика поведения.
Особенности зоопсихологических методов исследования поведения животных.
Экспериментальные методы исследования: лабораторный эксперимент (Н. Н. Ладыгина-Котс, В. Келер, С. Л. Новоселова, Н. А. Тушмалова), естественный эксперимент (Н. Тинберген, Г. Л. Скребицкий, Ж.И. Резникова), формирующий эксперимент (К. Прайор, Л.И. Уланова, А и Б. Гарднер).
Метод наблюдения: в природных условиях (Н. Тинберген, Д. Гуддол), в специально созданных условиях (Н.Н. Ладыгина-Котс, Н. А. Тих, В. С. Мухина)
Основные экспериментальные методики в зоопсихологии и сравнительной психологии. Методы «лабиринта», «обходного пути», «проблемной клетки (ящика)», «выбора по образцу», «отсроченных реакций», дифференцировочной дрессировки, тест на сообразительность, задачи орудийного типа, обучение языку.
Предметно-объектные отношения дисциплин зоопсихологии, сравнительной психологии и этологии позволяют раскрыть и основные понятия, такие как психика, психическое отражение, поведение и др.
Изучая методы зоопсихологии и сравнительной психологии стоит обратить внимание, что они могут быть распределены на 2 основных метода зоопсихологии – эксперимент и наблюдение, каждый из которых играл свою роль на разных этапах развития данной научной отрасли. Конкретные методы зоопсихологических экспериментальных исследований отличаются большим разнообразием, хотя все они, как уже говорилось, сводятся к постановке перед животным определенных задач.
Перенос результатов исследований полученных на одном виде животных возможен лишь на биологически близкие виды животных.
Прикладное значение зоопсихологии.Задачи и прикладное значение зоопсихологии в контексте: 1) общей психологии, 2) хозяйственной деятельности, 3) экопсихологии и проблемы взаимодействия человека и животных, 4) охраны природы, 5)психотерапии (анимал-терапия) и развивающей работе с детьми (педагогика).
Рекомендации:
Изучение данной темы создает представление практической полезности зоопсихологии и сравнительной психологии, указывает на перспективы развития направления и стоящие перед зоопсихологией задачи теоретического и практического характера.
Данная тема отведена на самостоятельное изучение в силу доступности материала. Оформляется в виде конспекта; обсуждается на практическом занятии.
Тема. Проблема происхождения психики. Критерии психического.
Студенты:
1. Булатова Екатерина
2. Савиновских Юрий
3. Петрова Ксения
Рекомендации:
Рассмотрите различные точки зрения на происхождение психики: панпсихизм, биопсихизм, анималопсихизм, нейропсихизм, антропопсихизм, фитопсихизм. Эволюционно-системный подход (П. К. Анохин, Б. Ф. Ломов, Е. Н. Сурков).
Анализ психики человека как представителя своего вида. Анализ психики в онтогенезе.
Психика как форма отражения. Физическая, химическая, физиологическая, психическая формы отражения. Условия возникновения психической формы отражения в эволюции.
Необходимость возникновения психики для обеспечения взаимодействия субъекта с объектом. Характер субъект-объектных отношений при психической форме отражения.
Проблема критерия психического (А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов, П. Я. Гальперин, В. К. Вилюнас).
Стоит обратить внимание на существующие подходы к пониманию психического и критериев психического для каждого из них.
Важно понимать особенности психической формы отражения и субъекта отражения в отличие от предыдущих форм отражения. На основе этого уметь определять психику и понимать составляющие этого определения.
При изучении данной темы необходимо понимать отличие понятий «психика» и «психическое отражение».