Рассмотрите общую характеристику процесса научения. Виды научения. Облигатное обучение (суммарная реакция: сенсибилизация, фасилитация, свойства суммационного рефлекса; привыкание, импринтинг: определение и характерные особенности; подражание).
Факультативное обучение (классические условные рефлексы: понятие временной связи, выработка условного рефлекса, положительное и отрицательное подкрепление, генерализация и специализация рефлекса, торможение условного рефлекса; инструментальные условные рефлексы: эксперименты Ю. М. Конорского и Б. Скиннера, метод проб и ошибок, законы выработки инструментального рефлекса).
Когнитивное обучение (латентное научение, психонервное поведение: понятие психонервного поведения и его характеристики).
Для полноты понимания данной темы необходимо различать облигатное, стимул-зависимое, неассоциативное и факультативное, эффект-зависимое, ассоциативное научение. Уметь определять каждое понятие.
Понимать эволюционную целесообразность облигатного научения и уметь находить отличия от инстинктивного поведения.
Уметь находить отличия между классическим и инструментальным рефлексом.
Понимать специфику когнитивного обучения, различия и сходства в латентном и психонервном научении. Находить критерии отличий психонервного или образного поведения от выработки условных рефлексов.
Тема. Интеллектуальные способности животных и человека
Студенты
1. Нагам Артем
2. Ласнова Дарья
Рекомендации:
Рассмотрите интеллектуальные способности животных и человека: экспериментальные исследования элементов мышления у животных.
Необходимо понимать отличие понятий «мышление», «интеллект», «разум», «элементарная рассудочная деятельность». Критерии интеллекта животных (В. Келер, А. Н. Леонтьев, С. Л. Новоселова и др). Основные функции интеллекта.
Структура деятельности у антропоидов. Отражение промежуточного результата в его отношении к конечной цели деятельности.
Основные направления изучения элементов мышления у животных: решение новых задач в новых ситуациях, решение задач за счет переноса ранее выработанной реакции на новые стимулы или в новые ситуации.
Формы мышления человека и формы, доступные животным.
Способность животных к обобщению и абстракции. Формирование у животных допонятийных и довербальных понятий.
Ориентировочно-исследовательская деятельность: роль в поведении животных, содержание, структура. Методы исследования ориентировочно-исследовательской деятельности.
Манипулятивная активность: роль в поведении животных, содержание, структура. Методы исследования ориентировочно-исследовательской деятельности.
Орудийная деятельность: роль в поведении животных, содержание, структура. Методы исследования ориентировочно-исследовательской деятельности.
Изучение раннего онтогенеза поведения и психики детей и детенышей человекообразных обезьян в работах Н. Н. Ладыгиной-Котс, Х. Келлогов, К. Хейс.
Эксперименты по исследованию способностей к конструированию, рисованию и другим видам продуктивной деятельности.
Рассматривать различные критерии интеллектуального поведения животных: использование орудий труда и способность к конструктивной деятельности, способность к обобщению и абстрагированию, способность решать двухфазные задачи, перенос навыков в новую ситуацию, экстренность решения задачи, способность к самосознанию, предвидение результатов собственной деятельности, способность к обучению языкам-посредникам, наличие культурной преемственности и другие.
Обратите внимание на сравнительный анализ манипулятивной, конструктивной и орудийной деятельности гоминид и детей в исследованиях Н.Н. Ладыгиной-Котс, Г.Г. Филипповой.
Обратите особое внимание на ограничение интеллектуальных способностей животных, в отличие от мышления человека: слабость зрительных образов и их связанность с компонентами окружающей среды, применение в новых условиях филогенетически выработанного способа действий, биологическая обусловленность психической деятельности.