Рассмотрите особенности психического отражения и поведения у одноклеточных. Образ жизни. Ориентация в пространстве. Пластичность поведения (научение и память).
Особенности поведения и психического отражения у низших многоклеточных животных (кишечнополостные, двухстворчатые и брюхоногие моллюски, черви, иглокожие). Образ жизни. Ориентация в пространстве. Пластичность видотипического поведения. Зачатки сложных форм поведения. Экспериментальные исследования научения и памяти.
Особенности поведения и психического отражения у членистоногих и головоногих моллюсков. Образ жизни. Ориентация в пространстве. Пластичность видотипического поведения. Групповое поведение и коммуникация. Экспериментальные исследования научения и памяти. Особенности поведения и психического отражения у низших позвоночных (рыбы, амфибии, рептилии). Образ жизни. Ориентация в пространстве. Пластичность видотипического поведения. Групповое поведение и коммуникация. Экспериментальные исследования научения и памяти.
Особенности поведения и психического отражения у высших позвоночных (птицы и млекопитающие, за исключением человекообразных обезьян). Образ жизни. Ориентация в пространстве. Пластичность видотипического поведения. Групповое поведение и коммуникация. Ориентировочно-исследовательская деятельность. Латентное научение. Игра. Экспериментальные исследования научения и памяти, элементарного мышления.
Особенности поведения и психического отражения у человекообразных обезьян. Образ жизни. Групповое поведение и коммуникация. Материнское поведение. Ориентировочно-исследовательская деятельность. Игра. Орудийная деятельность. Экспериментальные исследования научения и памяти, интеллекта, «второго психологического плана» (обман, намеренность поведения), самоузнавания.
Тема. Развитие психической деятельности животных в онтогенезе
Студенты:
1. Ельцина Елена
2. Сидорова Татьяна
Рекомендации:
При изучении данной темы необходимо сформировать представление о разнообразии онтогенетического развития. Особый акцент ставится на пренатальный и ранний постнатальный периоды.
Периодизация онтогенеза: революционные периоды – оплодотворение, рождение, половая зрелость, смерть; эволюционные периоды - эмбриогенез, постнатальный, ювенильный, период полового созревания, взрослый период. Необходимо понимать суть революционных и эволюционных периодов как скачкообразного и поступательного развития.
Специфика содержания деятельности в детстве по сравнению со взрослой жизнью. Различные формы заботы о потомстве.
Игровой (ювенильный) период. Основные теории игры (Г. Спенсер, К Гросс, К. Бюлер, Ф. Бойтендайк, К. Э. Фабри, Д. Б. Эльконин). Специфика игровой деятельности. Характеристика игровой деятельности, внешние и внутренние условия для осуществления игровой деятельности. Игровая мотивация, ее специфика. Игра как онтогенетический механизм развития поведения и психического отражения. Игра и общение, игра и ориентировочно-исследовательская деятельность.
Влияние обогащенной и обедненной среды в онтогенезе животных.
Рассмотрите различные подходы к игровой деятельности как попытки понимания цели данного вида поведения. Подход К.Э. Фабри к игровому периоду как проявление сложного комплекса обычных форм поведения.
Обратите внимание на невозможность реализации типов поведения при лишении игровой деятельности.
Сравнительно-психологическая характеристика игры детенышей человекообразных обезьян и ребенка
Тема 4.2. Инстинктивное поведение
Студенты
1. Балашов Сергей
2. Хрущева Дарья
3. Загайнова Юлия
Врожденное и приобретенное в поведении животных: раннее общение, исследование, манипулирование. Понятие инстинкта. Критерии, факторы инстинктивного поведения. Внутренние и внешние факторы инстинктивного действия. Инстинктивное поведение в работах Ч. Дарвина, Л. Моргана, П. В. Симонова, Г. Э. Циглера, В. А. Вагнера. Этологическая концепция инстинктивного поведения (К. Лоренц, Н. Тинберген).
Рекомендации:
Понимать необходимость для запуска инстинктивного поведения как внутреннего, так и внешнего фактора, а также уметь их различать. Выделить примеры визуальных, слуховых сигнальных раздражителей. Стоит обратить внимание на шаблонность передаваемого по наследству поведения, а не самого поведения.