Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ДВА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯ МЕДИТАЦИИ



Имеет смысл с самого начала постараться облегчить свою задачу, поскольку медитация сама по себе — занятие не из легких. Чем проще вам будет, тем скорее вы сможете найти истинные проблемы и препятствия в их доподлинном месте, то есть в самом себе. Для состояния просветления неважен путь, которым вы его достигаете. Поэтому имеет смысл выбрать ту форму медитации, которая наименее чужда именно вам. Разумеется, такие техники медитации, как дза-дзен и випассапа[4], представляют собой гениальные и испытанные столетиями восточные системы, но это именно восточные системы. Для западного человека требования этих систем являются слишком высокими, а во многих случаях — излишними (особенно для начинающего). Разумеется, это не означает, что впоследствии нельзя перейти к медитации по этим системам.

Если взять за основу критерии йоги, то медитация в течение какого-то времени вообще будет невозможна, поскольку вы не сможете выполнить все необходимые для нее условия. В этой системе под медитацией понимается состояние, которое достигается далеко не сразу, а лишь после достижения определенного уровня подготовки. В буддизме, напротив, медитацией считается любое осознанное усилие на пути собственного развития. Поэтому в этой книге мы будем в первую очередь придерживаться буддистской точки зрения.

Следует также упомянуть о характерном для всех восточных направлений медитации требовании о свободе мыслей

также является трудновыполнимым. Практически невозможно не думать ии о чем даже в течение минуты. В этом вы можете убедиться на примере первого упражнения по медитации.

Упражнение. Положите перед собой часы с секундной стрелкой и постарайтесь не думать ни о чем в течение одной минуты.

Эта единственная минута покажет вам, насколько длинной является осознанно воспринимаемая минута и насколько трудно, даже невозможно, не иметь ни единой мысли. Как минимум, у вас в голове присутствует мысль о том, что вы не должны думать. И если быть честным, необходимо признать, что ее сопровождает множество других мыслей.

Упражнение: Немного больше шансов преуспеть будет у вас в том случае, если вы повторите это упражнение, но при этом сконцентрируетесь на одной определенной мысли, например о вашем дыхании.

Но и в этом случае, скорее всего, она будет сопровождаться множеством других, отвлекающих мыслей.

Однако все, что мы воспринимаем как помеху (например, те же мысли), сразу же приводит пас в состояние противоречия. Поэтому имеет смысл не воспринимать мысли как нарушителей спокойствия и не стремиться исключить их из процесса медитации, а, напротив, сделать частью этого процесса.

Это приведет пас к управляемой медитации, которая использует для собственного успеха мысленные образы. Это и есть второе направление медитации, которое уделяет большое внимание мыслям, не пытаясь избавиться от них.

УПРАВЛЯЕМАЯ МЕДИТАЦИЯ

Управляемая медитация ни в коей мере не является искусственным изобретением современной эзотерики, а имеет столь же давнюю традицию, как и ее восточные «родственники», направленные в первую очередь на достижение свободы мысли. Уже в тайных культах античности верховные жрецы сопровождали посвященных в путешествиях во внутренний мир и помогали им подготовиться к следующим шагам развития на просторах душевных ландшафтов.

Вероятно, в те времена путешествия во внутренний мир были чем-то столь же естественным, как современные путешествия по миру внешнему. Ни в одну другую эпоху не совершалось так много путешествий во внешнем мире и так мало — во внутреннем, как в наше время. Немногие «внешние» путешествия прошлого нередко представляли собой паломничество, в которых основная роль отводилась не внешним, а внутренним переживаниям. Способность совершать путешествия во внутренние миры образов и символов, несомненно, была одной из причин того, что люди античности не нуждались в услугах психотерапевтов. Они имели непосредственный доступ к живому миру своих мифов и легенд, а в театре сопереживали классическим трагедиям таким образом, который больше не доступен современным людям, даже если они решаются пойти в театр. Благодаря кино и телевидению наше восприятие наводнено образами, в то время как людям античности были доступны лишь немногие, но хорошо знакомые им образы, которые они с легкостью могли соотнести со своей жизнью. Если задуматься о простоте их театра и о том значении, которое он имел, несмотря на это (или благодаря этому), мы — современные люди — столкнемся с загадкой. Античное представление, в котором использовался минимум трюков и спецэффектов, а лица актеров были закрыты масками, ни в коей мере не соответствует нашим современным представлениям о театре. В то время перед ним не стояла задача отвлечь зрителей от повседневных забот или увести их в лучший мир, где каждая история обязательно завершается хэппи-эндом. В от- личис от современности, трагедии ценились гораздо выше комедий и составляли большую часть представлений. Сегодня имеет место противоположная ситуация: комедии царят на сцене, все люди стремятся к развлечениям. А для античных людей театр с его архетипическими образами представлял собой в первую очередь духовную пищу.

Такую пищу современные люди усваивают с трудом и поэтому предпочитают проводить время не в театре, а в приемной психотерапевта. Насколько лучше такой вариант, полностью определяется конкретным методом лечения. Неслучайно же психотерапевты, являющиеся последователями Фрейда и Юига, довольно много позаимствовали у мифологии. Не является случайностью (а, напротив, результатом способности к предвидению) и то, что все большее количество течений гуманистической психотерапии обращаются к внутренним образам. Методика, известная как кататимное переживание образов, опирается исключительно на внутренние образы и является одним из признанных научных направлений.

Открытое пренебрежение к внутреннему миру стало новым недоразумением нашего времени, которое сейчас переживает свой конец благодаря возросшему интересу к эзотерике. Для поколения наших бабушек и дедушек сказки сохраняли свою важность, поскольку в их детстве волшебным повествованиям отводилась центральная роль. То, что следующее поколение практически вычеркнуло сказки из процесса воспитания детей, можно считать серьезной ошибкой. Рхли понаблюдать за детьми, которые глубоко сопереживают сказочным героям, не останется никаких сомнений в том, что они способны преобразовать события, о которых повествует сказка, в живые внутренние образы. Даже современные голливудские экранизации известных сказок, использующие самые изысканные спецэффекты, нередко вызывают разочарование у маленьких зрителей, поскольку на основании рассказа у них уже сложились другие, собственные представления о героях.

С этой точки зрения управляемые медитации очень близки и вполне доступны нашему западному сознанию. Вероятно, многие люди уже совершали в детстве подобные путешествия, которые приносили им ощущение успеха и радости.

МЕХАНИЗМЫ ДЕЙСТВИЯ

Для человека, ориентированного исключительно на рациональное восприятие и находящегося в тесных рамках старого механистического мира, действенность внутренних образов пред- ставлястся чем-то непостижимым или чудесным. Для человека же, знакомого с законами психики, эти чудеса прозрачны и понятны. При управляемой медитации мы стремимся достичь состояния гипнотического транса. Феномен гипноза помогает нам понять, что при этом происходит с нами и, более того, как при этом «функционирует» душа. В действительности процесс функционирования душевной сферы является в значительной степени механистическим и поэтому предсказуемым. Именно это и смущает сторонников механистического мировоззрения.

Если внушить человеку, находящемуся в состоянии глубокого гипноза, что ему в руку положили раскаленные угли, а на самом деле вложить в нее холодную картофелину, на руке появятся ожоги, несмотря на то что картофелина не будет даже теплой. Очевидно, люди функционируют на основании определенных программ, и гипноз помогает проникнуть па этот программный уровень и совершать там различные манипуляции, имеющие ошеломительный эффект. Тот факт, что гипноз помогает осознать программируемость человека, в немалой степени поспособствовал его негативной репутации. В бывших социалистических странах, где высоко ценилось программирование и в первую очередь перепрограммирование людей, гипноз был в большом почете. Однако сколько бы западные люди из индустриального общества не говорили о своей свободной воле и независимости, программируемость человека остается непреложным фактом, что подтверждает любой показательный сеанс гипноза, который производит сильное впечатление именно благодаря своей примитивности. Много лет назад шоу «Страна гипноза» было ликвидировано в результате бурного протеста со стороны самых различных группировок именно потому, что его создатели па примере незначительного и шутливого перепрограммирования показывали, насколько сильна основная программа, изначально заложенная в человека, и насколько сильно все мы склонны к рационализации, к претворению именно этой программы в реальную жизнь наиболее целесообразным для каждого из пас способом. Подобные наблюдения беспощадно открывают нам то, насколько заложенные установки определяют нашу жизнь, и только впоследствии в результате рационализации эти установки предстают перед нами в облике так называемой свободной воли. Кроме того, наблюдения показывают, как невыносимо трудно противостоять запрограммированным установкам и командам. Даже люди с хорошо тренированным умом вынуждены прилагать огромные усилия, чтобы сопротивляться бессмысленным постгиппотическим установкам; именно такие люди склонны к тому, чтобы с помощью своего высокого интеллекта создавать особенно смешные рационализации. При этом необходимо понимать, что с помощью духовных дисциплин человек способен перейти на более высокий уровень, чем уровень запрограммированного автомата.

Гурджиев использовал следующий образ, чтобы объяснить эту способность: он говорил, что человечество подобно залу, полному спящих людей, которые видят при этом захватывающие сны. Разумеется, каждый из них видит свои сны, которые предстают перед ним в виде живых образов. А в углу зала сидит человек, который проснулся; он один понимает, что окружающие его люди спят и только один из них, в противоположном углу зала, начинает просыпаться. В этом смысле гипнотические состояния могут помочь нам объективно посмотреть на нашу жизненную ситуацию; медитации могут помочь нам избавиться от состояния автомата и выйти на уровень истинной свободы.

Все вышесказанное относится исключительно к феноменам из области подсознательного. Это опыт нашего прошлого — события и переживания, давно нами забытые (например, блюда, которые подавались на празднике в честь нашего пятилетия), но сохранившиеся в нашем подсознании. И все процессы, происходящие в пашем организме — дыхание, пищеварение, деятельность желез — хоть и не осознаются нами, но не относятся к сфере бессознательного. Все эти феномены входят в наше подсознание.

Управляемые медитации при условии достижения необходимого уровня расслабления могут довести нас до уровня подсознания, на котором происходит программирование, и заложить на этом уровне основы для новых направлений нашего развития. Тем не менее эта заманчивая перспектива также имеет свои границы и в конечном счете не дает людям, ориентированным па власть, тех возможностей, о которых они мечтают и которых боятся окружающие. В целом гипноз несет на себе отпечаток власти, который легко заметить у большинства гипнотизеров. Управляемые извне медитации также несут в себе опасность того, что инструктор попытается обрести власть над медитирующими. Медитация под собственным руководством намного безопаснее.

Впрочем, власти, под которую вы можете попасть в ходе управляемой медитации или самого изощренного гипноза, недостаточно для того, чтобы манипулировать вашей судьбой. Уровень судьбы — намного выше и одновременно глубже.

Огромная сила гипнотических приказов и (в более мягкой форме) гипнотических внушений заключается в сужении сознания до определенной, весьма ограниченной области. Большая часть сознания «затемняется», и человек концентрируется на одной мысли. Аналогичным образом действует лупа, которая так фокусирует свет, безопасный сам но себе, что он обретает сокрушительную силу. Наглядным примером является и луч лазера, сила которого основана на концентрации и на оптическом выпрямлении воли. Гипнотические состояния также могут быть усилены за счет аналогичных феноменов. При этом гипнотизер стремится подвести медитирующих к достижению одной цели — концентрации сознания на нескольких основных образах. Определенный тон голоса, освещение, ароматные эссенции и музыка тоже направлены на достижение этой цели. Техники приведения человека в замешательство также позволяют отключить у введенного в ступор интеллект, а затем снова включить его и зафиксировать на нужных гипнотизеру образах. Одним из наиболее действенных средств достижения фокусировки является снижение реакции на внешние раздражители, воспринимаемые через основные органы чувств — зрение и слух. Тогда при достаточной концентрации наших сил они проникают сквозь внешнюю преграду и переходят в новые измерения. Гак же как световой пучок прожигает поверхность, на которую направлен, сконцентрированный пучок мыслей обретает способность преодолеть оболочку сознания и проникнуть в сферу подсознания. Глубокая медитация открывает путь еще дальше — в сферу бессознательного, открывая нам доступ к глубинам собственной души. В принципе, существует возможность проникнуть даже в сферу коллективного бессознательного, то есть в ту сферу знаний, которую индийцы именуют Хрониками Акаши. Для новичков в области управляемой медитации нет смысла стремиться к достижению столь глубинных сфер; однако возможность проникнуть сквозь «операционную оболочку» нашего «мозгового компьютера» дает нам уникальные шансы.

В машем обществе знания о возможностях таких состояний медитации и транса весьма ограничены: в основном мы беспокоимся только о поверхностной стороне наблюдаемых феноменов, а глубины нашей души оставляем без должного внимания. В тех же культурах, которые мы с таким удовольствием и без всякого на то основания называем «примитивными», ситуация абсолютно иная. В них исцеление в состоянии транса или экстатический танец относятся к основным жизненным ритуалам. Здесь люди, введенные в транс, становятся столь малочувствительными, что могут вонзать в свою кожу дротики, не ощущая при этом боли, или танцевать на раскаленном полу, который нельзя даже сравнить с теми горячими углями, по которым в наши дни ходят представители движения «Новая эра». Однако тот факт, что многие представители нашего общества стремятся к аналогичным переживаниям, показывает, насколько сильна в нас потребность в состояниях транса.

Повседневный опыт доказывает, что феномены транса не являются чем-то сверхъестественным, а, напротив, наступают часто и без каких-либо усилий. Интересный разговор или увлекательный фильм могут привести к снижению реакции на внешние раздражители — например, мы полностью перестаем слышать уличный шум. Если мы сосредоточены на выполнении какой-то важной работы, мы «заглушаем» все возможные помехи. Выполняя действия, которыми мы владеем в совершенстве, например, управляя автомобилем, мы так быстро переходим в состояние транса, что нередко достигаем цели нашей поездки, не сохранив ни одного воспоминания о последних пятидесяти километрах пути. Каждый вечер в результате физиологического снижения реакции на раздражители из-за усталости организма мы погружаемся в своего рода состояние транса, который помогает нам переключиться и перейти от дневного сознания к сознанию сна. Иногда нам удается совершенно без усилий перейти даже в состояние лечебного транса, например, когда мы с заложенным носом, не отрываясь, смотрим фильм, который все больше увлекает нас, то есть приводит к сильной фокусировке нашего сознания. Неожиданно нос прочищается, будто сам по себе: это значит, что мы проникли в более глубокие сферы нашей души.

Духовные упражнения почти всегда используют техники снижения реакции на внешние раздражители, с одной стороны, и техники фокусировки сознания — с другой. Неважно, о каком действии идет речь — о молитве с четками, повторении мантр, наблюдении за дыханием или упражнениях на концентрацию. Все то, что при использовании гипноза или техник, направленных на достижение гипнотических состояний, оставляет легкий негативный осадок, есть не что иное, как весьма действенное средство, которое может использоваться в различных системах. То, что имеет полезную силу, может при неправильном использовании принести вред за счет воздействия своей теневой стороны и наоборот. Эта полярность подтверждается и примерами с лупой и лазером: изобретения очень полезны, но при этом могут причинять вред.

Опасность техник, основанных на гипнотических состояниях, становится наиболее острой, когда инструктор начинает включать в упражнения свои собственные интересы. Так многие случаи сценического гипноза наряду с разоблачительным эффектом в отношении функций человеческого сознания направлены так же па рост популярности ведущего шоу за счет его «подопытного», который обычно выглядит довольно смешно. Разумеется, высокая эффективность той или иной методики не делает ее подозрительной, однако для оценки ее возможностей требуется объективное и трезвое сознание. Попытка снизить опасность управляемых медитаций за счет стремления к менее глубоким состояниям расслабления неизбежно приведет к снижению эффективности. Эта дилемма присутствует во всех традициях медитации. Возникающие в качестве, так сказать, побочного продукта медитации сиддхи, или сверхчувственные способности[5], могут использоваться для самой медитации лишь в ограниченном объеме, а в остальном игнорироваться; в худшем случае человек начинает злоупотреблять ими в целях хвастовства или получения власти. Успокаивает лишь тот факт, что различные системы управляемой медитации до определенной степени сами себя защищают и не допускают открытого злоупотребления ими. Например, одержимому властью гипнотизеру было бы особенно интересно подчинить своему влиянию сильных и влиятельных людей. Однако именно таких людей практически невозможно привести в состояние глубокого гипноза. По принципу сродства сильные люди притягивают себе подобных. Однако дяя достижения глубокого транса необходимо доверие, а оно отсутствует в подобных отношениях. Например, гипнотизера практически невозможно загипнотизировать.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.