1) На кораблях ВМФ, находящихся в плавании, для использования забортной воды.
2) В полевых условиях при отсутствии источников пресной воды.
Опреснение морской воды на кораблях ВМФ.
Для пользования забортной соленой водой и, следовательно, автономного водоснабжения на кораблях имеются вакуумные опреснители. Вода в специальных котлах кипит при температуре 40 - 60 °С. При этом происходит опреснение воды. Однако, вследствие низкой температуры кипения в воде остаются бактерии, поэтому затем требуется обеззараживание.
Таким образом, получают дистиллят, который смешивают с морской водой: на 1 тонну дистиллята добавляют 3 литра забортной воды. После этого воду обеззараживают и ее можно пить.
Необходимо отметить, что больше 3 литров морской воды добавлять нельзя, так как в морской воде содержится очень много фтора и железа. Избыток фтора в питьевой воде ведет к флюорозу. Железо же соединяется с сероводородом в кишечнике, образуя сульфид железа, в результате чего моторика кишечника нарушается.
При отсутствии опреснителей и запасов пресной воды (аварийная ситуация)используют морскую воду, обрабатывая ее следующими способами:
1) Химический метод - в воду добавляют соли серебра, которые осаждают ненужные элементы и соли.
2) Физический метод. На открытой палубе натягивается ткань, блестящая с одной стороны и черная с другой (черная сторона к солнцу). Под тканью ставят огромную емкость с морской водой, а рядом чистую емкость. Вода испаряется и дистиллят стекает по ткани в чистую емкость.
4) Биологический - 3-4 кг рыбы дают примерно 1 литр воды. При аварийных ситуациях также можно использовать атмосферную воду (дождевую).
Опреснение воды в полевых условиях.
Проводится обычно при помощи табельных средств - опреснительных установок
1) ПОУ-4 (подвижная опреснительная установка). Она опресняет 300 л/ч методом дистилляции (собирается конденсат без соли). Так как дистиллированную воду пить нельзя (не содержит солей вообще), к ней добавляется исходная соленая вода, хлорируется и используется.
2) ПОС (подвижная опреснительная станция) дает 2000 л/ч. Принцип тот же.
При отсутствии табельных средств пользуются другими методами, описанными выше
ОГЛАВЛЕНИЕ
Обеззараживание пресной воды на кораблях.
Перед обеззараживанием воды иногда необходимо улучшение ее органо-лептических свойств.
Улучшение органолептических свойств воды.
При длительном плавании в результате вибраций, качки и действия других факторов вода становится мутной. Поэтому на корабле имеются средства для осветления воды - специальные фильтры. Для устранения неприятного запаха осуществляют дезодорирование воды..
Обеззараживание воды
Обеззараживание воды на корабле производится методом хлорирования хлорной известью (5 мг на 1 литр воды). На подводных лодках вода обеззараживается перекисью водорода.
Необходимость обеззараживания регламентируется следующим образом:
• Если вода взята непосредственно на военно-морской базе, то она не хлорируется.
• Если же вода привезена водоналивным судном и прошло больше 24 часов, вода хлорируется.
• Если вода забирается в иностранном порте, то она обязательно хлорируется.
• В случае возникновения заболеваний или при ремонте цистерн проводится повторное хлорирование.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Обработка и удаление нечистот и отбросов на
Кораблях.
На корабле накапливаются
1) Сточные воды, которые перед сбросом за борт необходимо обработать.
2) Твердый мусор.
Обработка и удаление твердых отходов.
Для утилизации мусора на корабле имеются специальные емкости -сборники мусора, где он накапливается в течение 3 дней. Затем твердые отходы сжигаются в специальных печах СП-50 (сжигают 50 кг мусора в час).
Кроме печей имеется система "Биоджест". Принцип работы системы состоит в следующем: в специальную емкость поступает мусор, здесь он измельчается, через него пропускается кислород или воздух и добавляется активное вещество (ил). В результате из мусора образуется удобрение.