Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Определение основных параметров редуктора



Передаточным числом редуктора называется отношение числа зубьев колеса к числу зубьев шестерни

.

Передаточное число редуктора равно произведению передаточных чисел ступеней

u=u1*u2.

Межосевое расстояние а ω (рис. 3) в передачах без смещения исходного контура равно делительному межосевому расстоянию

,

где d1 и d2 — делительные диаметры соответственно шестерни и колеса (рис. 4).

Делительный диаметр

d=z*mt ,

где mt—торцовый модуль.

Диаметр вершин зубьев

da=d+2mn.

Диаметр впадин зубьев

df = d - 2,5mn,

где mnнормальный модуль.

На рис 5 изображен план косозубой исходной рейки, на которой нанесе­ны линии зубьев, составляющие с осью нарезаемого колеса угол β называе­мый углом наклона линии зуба. Направление наклона определяется направ­лением винтовой линии зуба. Если линия зуба поднимается слева направо

(см зуб шестерни на рис 3), то зуб правый. При этом направление взгляда — вдоль оси.

Отношение шага зубьев рn, измеренного в сечении нормальной плоско­стью п-п, к числу π называется нормальным модулем тn. Нормальный мо­дуль является расчетным для исходного производящего контура. Он должен соответствовать стандартному значению. Модули, мм, по ГОСТ 9563-81

 

Ряд1 1,25 1,5 2 2,5 3 4

Ряд2 1,375 1,75 2,25 2,75 3,5 4,5

 


Отношение шага зубьев pt измеренного в сечении торцовой плоско­стью t – t называется торцовым модулем .

 

 

Рис 3 Косозубая зубчатая передача Рис 4 Зубчатое колесо

 

Рис 5 Исходная косозубая рейка

 

 

.

Из рис. 5 следует .

3. Определение точности зубчатых передач

Нормальную работу зубчатых передач обеспечивают нормы точности. ГОСТ 1643-81 устанавливает четыре нормы точности эвольвентных цилинд­рических передач: кинематическую, плавности работы, пятна контакта зубь­ев, бокового зазора. Стандартом предусмотрены 12 степеней точности зубча­тых колес и передач, обозначенных в порядке убывания точности цифрами 1... 12. Наибольшее распространение имеют 6, 7, 8 и 9 степени точности.

Нормы контакта определяются относительными размерами пятна кон­такта в процентах (рис. 6). По длине зуба берется отношение расстояния а между крайними точками пятна за вычетом разрывов с, превосходящих вели­чину модуля, к полной длине зуба.

.

По высоте зуба – отношение средней высоты пятна контакта hm к рабочей высоте зуба hp равной 2mn :

.

 

Степень точности по нормам контакта зубьев определяется по табл. 1

 

 

Рис.6. Пятно контакта

 

3.1 Определение мгновенного пятна контакта

Протереть зубья, нанести на два зуба шестерни тонкий слой краски, повернуть рукой вал и по отпечаткам на зубьях колеса замерить размеры а, с, hm.

Вычислить относительные размеры пятна контакта и по табл. 1 опреде­лить соответствующую степень точности по нормам контакта.

 

 

Таблица 1

Нормы контакта зубьев цилиндрических зубчатых колес (ГОСТ 1643-81)

 

Степень Пятно контакта, %
точности По высоте зуба высотевысоте зуба По длине зуба длине зуба
8 9 45 40 30     60 50 40
         

Назначить нормы кинематической точности и плавности работы по табл.2.

Таблица 2

Допускаемая стандартами область комбинирования норм кинематической, точности плавности работы и контакта зубьев

 

Номер степени точности
Кинематическая точность Плавность работы Контакт зубьев
N N-2 N-1 N N + 1 (N-2) (N- 1) N (N+1)

В технической характеристике редуктора проставить степень точности передачи в следующем порядке: кинематическая точность; плавность работы контакт зубьев; боковой зазор. Например: 7-8-8 ГОСТ 1643-81.

3.2. Определение бокового зазора

Боковой зазор в передаче характеризуется наименьшим гарантирован­ным зазором в зацеплении .Он должен выбираться так, чтобы компен­сировать уменьшение бокового зазора в результате нагрева передачи.

Виды сопряжений зубчатых колес в передаче приведены на рис. 7.

Сопряжение вида D гарантирует минимальную величину бокового зазо­ра, при котором исключается возможность заклинивания стальной передачи от нагрева при разности температур колес и корпуса 25 0С. Видам сопряже­ний D, С, B и А рекомендуются для редукторов допуска на боковой зазор d, c,b, а.

Порядок определения следующий:

Согнуть свинцовую проволоку диаметром 1... 1,5 мм в виде буквы П, смазать техническим вазелином, прокатать между зубьями, измерить микрометром толщину деформированных участков с двух сторон зуба. Сумма их составит боковой зазор.

 

Рис. 7. Виды сопряжений и величины боковых зазоров

По табл. 3 определить вид сопряжения и проставить его в таблице тех­нической характеристики редуктора.

 

 

Таблица 3

Нормы бокового зазора цилиндрических передач по ГОСТ 1643-81.

Межосевое расстояние, мм Вид сопряжения
D С В А
( - ), мкм
Свыше 80 до 125 54-229 87-322 140-420 220-588
Свыше 125 до 180 63-273 100-380 160-485 250-670

Примечание. Показатели - гарантированный боковой зазор

и - наи­больший боковой зазор.

 

4. Определение допускаемого крутящего моментана выходном валу редуктора

Одной из основных характеристик редуктора является допускаемый кру­тящий момент на тихоходном валу. [ТТ]. Он определяется из условия сопро­тивления усталости материала зубьев по контактным напряжениям:

,

где b2, aw даны в миллиметрах, кН - коэффициент нагрузки, равный 1,3;

uT - передаточное число тихоходной ступени; H] - допускаемое контактное напряжение, МПа. Для приближенного расчета можно принять H] — 500 МПа, если оба колеса улучшенные, иH] = 800 МПа, если оба - закален­ные.

 

Приложение

Форма отчета к лабораторной работе 6

Таблица 1 - Измеренные параметры, мм

Наименование Обозначение Результаты измерения
I ступень II ступень
Межосевое расстояние aw, мм    
Число зубьев шестерни z1, z3    
Число зубьев колеса z2, z4    
Ширина венца зуба колеса b2, мм    
Длина зуба колеса l2, мм    
Диаметр вершин зубьев шестерни da1, мм    
Исходный контур по ГОСТ 13755-81
Коэффициент смещения исходного контура для шестерни для колеса   x1 x2    
Номер, тип, серия подшипников: быстроходного вала  
промежуточного вала  
тихоходного вала  
Смазка подшипников Смазка зацепления  
Уровень масла  

 

Таблица 2 - Рассчитываемые параметры

 

Наименование Обозначе­ние, ед. изм. Расчетная формула Результаты расчета
I ступень II ступень
Угол наклона линии зуба        
Направление линии зуба шестерни, колеса — — — —    
Рассчитанный нормальный мо­дуль тn, мм      
Нормальный модуль по ГОСТ 9563-80 тп, мм    
Торцовый мо­дуль тt, мм mt= mn/cosβ    
Делительный диаметр шес­терни d1, мм      
Делительный диаметр колеса d2, мм      
Диаметр вершин зубьев шестерни da1, мм dal=d1+2mn    
Диаметр вершин зубьев колеса da2 ,мм da2= d2+2 mn    
Диаметр впадин зубьев шестерни df1, мм df1= d1 -2,5 mn    
Диаметр впадин зубьев колеса df2, мм df2=d2 -2,5 mn    
Передаточное число первой ступени второй ступени и1 и2 u1 = z2/z1 u2 = z4/z3    
Передаточное число редуктора и    

 

Таблица 3Техническая характеристика редуктора

 

Тип редуктора Ступень z1 z2 mn , мм mt, мм β, 0 а,
  первая            
вторая            

 

 

Таблица 4 - Спецификация основных деталей редуктора

 

Наименование детали Количество Материал Примечание
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.