Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ГИГИЕНА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ



Воспитание и обучение детей и подростков осуществляются в системе образовательных учреждений, к которым относятся ДОУ, общеобразовательные учреждения, учебные заведения начального! среднего и высшего профессионального образования, а также учреж­дения дополнительного образования детей.

Система образования России характеризуется следующими основ­ными параметрами: в 113 920 ДОУ и средних (в том числе профессио­нальных) образовательных учреждениях воспитываются около 19 млн детей (табл. 3.1).

 

Система образовании и нашей стране на всех ее уровнях находится в процессе модернизации. В дошкольном образовании наряду с тра­диционными формами существуют модели ДОУ на основе кратко­временного пребывания воспитанников (4 ч в день, 3-5 ч 3-4 раза в неделю и др.), в том числе в школах.

Более существенным моментом является реформирование средней школы, которое осуществляется на протяжении последних 10 лет. Оно характеризуется интенсификацией и рекордным увеличением учебной нагрузки не только в образовательных учреждениях нового вида — гимназиях и лицеях, но и в массовых школах. Постоянный рост учебной нагрузки учащихся в общеобразовательных школах России наблюдался длительное время (табл. 3.2), но особенно резко нагрузка возросла в 1968—1993 гг. (на 54 ч в нед).

 

Анализ учебных нагрузок детей свидетельствует о том, что за каж­дый учебный год школьники должны освоить большой объем знаний, прочесть множество страниц учебников и литературных источников, запомнить значительное число определений и понятий. Так, в 7-м классе подросткам необходимо прочитать 1900 страниц учебников, 1400 страниц литературно-художественных произведений, выучить более 740 определений и около 400 понятий. Для сравнения: в Библии 1346 страниц, а роман JI.H. Толстого «Война и мир» написан на 1278 страницах. Недельная нагрузка в 5-7-х классах составляет от 45 до 56 ч. Только на учебную деятельность с ее статическим компонентом учащиеся расходуют до 68% свободного времени.

В настоящее время объем содержания образования в рос­сийской школе сопоставим с уровнем образования в развитых европейских странах. Однако это достигается за счет перегрузки учащихся. Предлагаемый в школе объем знаний при имеющихся педагогических технологиях недоступен для значительной части школ ьников.Продление сроков обучения в общеобразовательных учреждениях на 1 год даже при сокращенной недельной учебной нагрузке обучаю­щихся позволяет повысить достигнутый уровень образования.

Увеличение срока обучения должно способствовать ценностной мотивации выбора профессии в соответствии со способностями и склонностями и более качественной подготовке к обучению в вузах. Официальные представители многих стран с развитой системой обра­зования полагают, что подготовка к поступлению в высшие учебные заведения должна проводиться до 18-летнего возраста, когда юноши и девушки реально готовы с должной отдачей заниматься в высшем учебном заведении.

В большинстве стран мира в первую очередь с целью социальной защиты молодежи осуществляется 12- и 13-летнее среднее образо­вание. Так, в Великобритании срок обучения составляет 10—13 лет, во Франции, Испании, Польше, Японии, в Литовской, Латвийской и Эстонской республиках, Республике Молдова — 12 лет, в Италии, Швеции, Германии — 13 лет. В целом менее 25% стран мира сохраняют 10—11-летний срок полного среднего образования.

В Российской Федерации принята следующая структура общеоб­разовательного учреждения: «4+5+2», что означает:

I ступень — начальное обш^е образование (4 года);

II ступень — основное общее образование (5 лет);

III ступень — среднее (полное) общее образование (2 года).

Это в целом совпадает со сменой возрастных периодов: детства, отрочества, юности.

I ступень обучения: продолжительность 4 года, возраст обучаю­щихся — с 6,5 лет на 1 сентября. Обучение осуществляется по про­граммам непрерывного образования для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. На начальной ступени школы на первый план выдвигается развивающая функция обучения. Система образования должна стать механизмом развития личности и дейс­твенным фактором развития общества.

II ступень обучения: продолжительность 5 лет. Эта ступень обу­чения в школе остается обязательной для всех детей в возрасте до 15 лет, что обеспечивает достаточный уровень социализации личности. Такой подход облегчает осознанный выбор дальнейшего вида деятельности. Основная школа дает относительно завершенное образование, являющееся базовым для продолжения в средней или высшей профессиональной школе. За этим стоят и экономическиевопросы, так как за счет снижения сроков обучения в соответствую­щих профессиональных учреждениях, где стоимость обучения значи­тельно выше, чем в школе, снижаются общие затраты на обучение.

III ступень обучения: продолжительность 2 года. Эта ступень стро­ится по принципу профильной дифференциации. Старшие классы средних общеобразовательных учреждений будут соответствовать принятому в международной практике понятию «иредуниверсарии».

Современная система образования предусматривает разноуровне­вые программы и индивидуально ориентированное обучение, измене­ние соотношения обязательной (нормативной) части обучения и той части, которую выбирает учащийся. В связи с этим постоянно раз­рабатываются и используются различные варианты учебных планов, программ, учебников; в школах вводятся новые предметы.

Учебные планы, как правило, состоят из трех компонентов:

1) общеобразовательного базового (федерального);

2) регионально-национального;

3) компонента, определяемого учителями, учащимися и их роди­телями. Предусматривается выделение до 15% учебного времени на национально-региональный компонент и до 10% - на школьный компонент.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.