Сан.правила устанавливают требования к массе, шрифту и качеству учебных изданий, а также требования к полиграфическим материалам применяемым для изготовления книг.
Употребление больших форматов, утяжеленных переплетов, толстой бумаги, завышение объема учебника делают его неудобным в использовании, увеличивают массу ежедневно переносимого школьного груза.
Масса учебных изданийне должна быть более 300 г для 1—3 (4)-х классов; 400 г для 5—6-х классов; 500 г для 7—9-х классов; 600 г для 10—11-х классов.
Масса изданий для 1—3 (4)-х кл, предназначенных для работы только в школе, не должна превышать 500 г. Качество полиграфических материалов и бумагиопределяет санитарное состояние учебника. Низкое качество переплета, использование шероховатой, рыхлой, непроклеенной бумаги (легко впитывающей влагу) способствует быстрому загрязнению и порче учебника, что затрудняет воспитание гиг-их навыков и м/т оказаться небезопасным в санитарно-эпидемическом отношении.
Учебные издания м/б изготовлены в мягкой обложке или в жестком переплете. Не допускается применять способы скрепления блока издания, приводящие к ухудшению условий чтения: шитье проволокой втачку, клеевое бесшвейное скрепление.
Для изготовления учебников должна применяться бумага, предназначенная только для печати книжных изданий (офсетная, типографская, книжно-журнальная) с показателем белизны 74—88 %. Величина зрительной нагрузкипри чтении зависит от условий видимости и удобочитаемости. Видимость текста определяется качеством бумаги, печати (контрастность наборного знака и фона, насыщенность и прочность краски), а удобочитаемость — характером печатных знаков (размер шрифта — кегль), гарнитурой (рисунок шрифта), цветом печатной краски, форматом полосы набора и расположением текста на странице (длина строки, увеличение интерлиньяжа — пробел между нижними выносными элементами знаков верхней строки и верхними выносными элементами знаков нижней строки, измеряемый в пунктах, размер полей).
Печать школьных учебниковд/б четкой, интенсивно черного цвета и равномерной.
Гиг-ие требования к шрифтовому оформлению учебников зависят от класса, для которого предназначено издание, и учебных дисциплин. Масса учебников из расчета на один учебный день(без массы ранца или портфеля и письменных принадлежностей) не должна превышать допустимых уровней переноса учебных комплектов: учащимся 1—2-го классов до 1,2 кг, 3(4)-го класса — до 2,2 кг, 5—6-го классов — до 2,2 кг, 7—8-го классов — до 3,2 кг, 9—11-го классов — от 3,2 до 3,7 кг
В последние годы значительный объем информации поступает к детям посредством видеодисплейных терминалов, в связи с чем к ним предъявляются определенные требования.
Технические требования к мониторам определяются Российским стандартом ГОСТ-27954-88 на ВДТ и ПЭВМ .
К требованиям по эргономике можно отнести и нормируемые СанПИНом 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к ВДТ и ПЭВМ и организации работы» параметры видеотерминала .
Яркостьнормируется для облегчения приспособления к самосветящимся объектам. При этом имеется в виду яркость светлых элементов, т.е. знака для негативного изображения и фона — для позитивного. Ограничены также (в пределах ± 25 %) и колебания неравномерности яркости. Гигиенисты считают, однако, что если работа с ПЭВМ предполагает одновременно и работу с бумажным носителем (тетрадь, книга), то лучше и на экране монитора иметь темные символы на светлом фоне, чтобы глазам не приходилось все время перестраиваться. При выборе цветовой гаммы предпочтение следует отдавать зелено-голубой части спектра.
Часто фактором, способствующим быстрому зрительному утомлению, становится контрастмежду фоном и символами на экране. Если он мал, это затрудняет различение символов, однако и слишком большая контрастность тоже вредна. Поэтому контраст должен быть в пределах от 3:1 до 1,5:1. При более низких уровнях контрастности регистрируется больше жалоб на усталость глаз и общую усталость.
Размеры знаковна мониторе должны составлять от 16 до 60 угловых минут, а если пользователь смотрит на экран с расстояния 50 см (минимальное расстояние, допустимое с гигиенических позиций) — от 0,46 до 1,75 см.
Отмечено, что чтение, особенно у детей, значительно затрудняется и вызывает большое утомление, если буквы имеют непривычные очертания. У школьников начальных классов при чтении шрифтов сложного рисунка быстрее падает скорость чтения, развитии более выраженного утомления. Для облегчения работы с различными знаками нормируется отношение ширины знака к его высоте (от 0,5 до 1,0; лучше от 0,7 до 0,9).
Основными причинами утомления глаз при работе с ВДТ являются нестабильность изображения и его возможные искажения на экране.
Отражательная способность экранадолжна быть не более 1 %. Для снижения количества бликов и облегчения концентрации внимания корпус монитора должен иметь матовую поверхность одного цвета с коэффициентом отражения 0,4— 0,6 (светло-серый, светло-бежевый тона) без блестящих деталей и с минимальным числом органов управления и надписей на лицевой стороне.
60. Организация летней оздоровительной работы, задачи педиатрической службы и Роспотребнадзора. Оценка эффективности оздоровления.
В каждом регионе создается лагерная комиссия: возможно глава администрации р-на, в состав входит: инспектор отдела народ. образования, председатель спортивного комитета, председатель профсоюза, педиатр, врач по ГДиП.
По завершению ЛОР заслушиваются итоги, дается оценка.
Кадры: воспитатели, преподаватели по физре, работники мед профиля, технические сотрудники.
Формируются из: воспитательной базы, студентов, с помощью департамента образования.
Лагерная комиссия заседает 1 раз в месяц, создается комиссия в феврале, план задания должны составить в октябре.
Создается приказ в нем отражается:
- какое кол-во детей отдыхает
- сколько детей из городской местности, деревни.
- кач-во оздоровления
- сколько травм было, сравнивают
- было ли завезено инф-ое заб-ие.
Летние оздоровительные работы основаны на принципе комплексности; возглавляют ее координационные советы по отдыху и занятости детей.
Состав коордиционного совет:
1. вопросы финансирования (начальник финансирования)
2. вопросы здравоохранения (зам. начальник)
3. глав врач из сан-эпид службы
4. председатель комитета по торговли
5. преподаватели (выпускники пединститута)
6. председатель комитета по физкультуре и спорту.
7. заместитель начальника комитета по УВД (милиция).
Координациооные советы решают: размещение летних оздоровительных учреждений, , оснащение, снабжение продуктами питания, водоснабжение и канализование, обеспечение мер безопасности, проведение мониторинга показателей отдыха, оздоровления и занятости детей находящихся в группе риска –дети приоритетных категорий.
В период подготовки к летней оздоровительной кампании Минест.Здравоохранения и лечебное учреждение участвуют в подборе врачей и сред мед. персонала в учреждения отдыха и оздоровления детей. В апреле-мае организуются 2-3хдневные занятия для повышения квалификации мед. кадров по вопросам медико-соц. обеспечения.
Специалисты РосПотребНадзора проводят гиг.обучение сотрудников оздоровительного учреждения, выдают СанЭпид заключение о соответствии оздоровительного учреждения санит. Нормам и правилам.Наличие заключения дает право на открытие учреждения.
Оценка эффективности оздоровления проводится по данным мед. осмотров в первую половину дня. В начале и в конце оздоровительной смены.
Если есть эффект, то динамика положительная. Для оценки динамики применяется система баллов: «+» - 2 балла, «отсутств.эфф.» - 1 балл, «-« - 0 баллов.
Критерии: уровень ФР, состояние ССС, ДС(по ЖЕЛ), прыжок в длину с места, подтягивание:
Оценка заболеваемости: если не было острых заболеваний или обострений – 2 балла, если было – 0 баллов.
61. Гигиенические требования к летним оздоровительным учреждениям общего типа и организации профилактической оздоровительной работы.
Оздоровительное учреждение комплектуется группами с учетом возраста: 6-9 лет – 25 человек,10-14 лет – 30 детей, бстарше 14лет – организуются свои смены.
Учреждения располагаются с наветренной стороны от источника шума и загрязнений атмосферного воздуха. Выше по течению реки относительно сброса стоков и вблизи лесных массивов. На расстоянии не менее 500м от жилой зоны. Размер участка: 150-200м на 1 ребенка.
Участок разделяют на зоны: жилая, культ-массовая, физкультурно-оздоровительная,медицинская, админ.-хоз., зона техн. назаначения.
Жилая зона: в ней размещают спальные корпуса высотой не более 2 этажей и размещают не более 4 отрядов. В корпусах размещают жилые комнаты: S на 1 чел. – 4.5м.кв.Комната дневного пребывания – 2м.кв. на 1 место.
Сан-гиг. Помещ.:умывальные, туалеты, душевые, комнаты чистки и глажения одежды, комната для хранения вещей. На отряд выделяют комнату педагога до 12м.кв. Стирка личных вещей проводится в прачечной, либо в умывальной (в эмалированных тазах).
Пищеблок: должен соответствовать всем требования предьявляемым предприятием общественного питания и работать на сырье. Обеденные залы рассчитываются одновременно на обслуживание всех детей.
Физкультурная зона: обязательны волейбольная площадка, теннис, бадминтон, место для прыжков в длину и высоту, футбольное поле, комбинированные игровые площадки. Пляж должен располагаться выше источника загрязнения, на расстоянии 500м от источника. Глубина 0,7-1,3м, скорость течения воды не более 0,5м/с. Четкая граница для купания.
Мед. зона: располагается со стороны основного въезда. В ней размещают мед.пункт: помещение врача, врач-стоматолог, процедурная, комната мед. сестры и туалет; изолятор: количество коек составляет не менее 2% от числа детей.
Оздоровительные работы в период функционирования лагеря:
· проведение сан-противоэпидемических мероприятий
· проведение контроля за соблюдение режима дня, организация физ.воспитания,трудовой деятельности,качеством питания
· лечебно-профилактические работы
· гигиеническое обучение и воспитание
Сан-противоэпид. Работа6 предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отравлений. Для этого контролируется работа пищеблока. Соблюдается численность детей при комплектовании отряда, длительность пересменки (2-5дней), соблюдение численности коек, проведение регулярных банных дней.
Питание:контроль качества продуктов. Условий хранения и реализации продуктов, соблюдение норм калорийности продуктов питания, соблюдение правил личной гигиены. Правильность отбора и хранения суточной пробы; проводят С-витаминизацию – 60-70мг на порцию.
Контроль режима дня: 6-9 лет – сон 11 часов; 10-14 лет – сон 10 ч..
Все виды деятельности связанные с физ.активностью согласуются с врачом.
7-9лет – уборка постелей, несложная работа по уходу за помещениями.
С 12 лет - уборка урожая, уход за посевами.
Старше 14 лет – уборка обеденного зала, спальных комнат. Нельзя на работу связанную с большими физ. Нагрузками, опасную для жизни (мытье окон), мытье туалетов.
Старшие школьники допускаются к дежурству по столовой, но не допускаются к готовке, мытью посуды, разносу горячей пищи.
На личное время – 1.5 часа.
Наибольший оздоровительный эффект им. Физкультурно-оздоровительные мероприятия – 2-3ч в день; они согласуются с врачом и предусматривают: утр. гимнастику – 10-12мин., закаливание (водные и солнечные ванны), занятия физкультурой, экскурсии, походы, спортивные соревнования и праздники. Солнечные ванны назначаются после периода адаптации; проводятся в утренние или вечерние часы на специально отведенных участках, защищенных от ветра местах, через 1-1,5 часа после еды. Купание – темп. воды 20 С.,темп. воздуха 23 С; начинают купаться с 2-3 минут.
Туристические походы: С 7 лет – 1дневные; с 10 лет – 2хдневные; с 14 лет – 3хдневные. Врач подписывает маршрутный лист.
Лечебно-профилактическая работа включает проведение мед. распределения детей на физкультурные группы; в соответствии с чем происходит коррекция режима и нагрузок, контроль за состоянием здоровья детей, ведение мед. документации.
В конце смены мед. работник готовит отчет о работе и эффективности отдыха каждого ребенка и всего коллектива.
62. Гигиенические требования к летним трудовым лагерям, организации режима дня, работы и питания подростков.
Лагеря труда и отдыха формируются в период каникул. Выделяют загородные и с дневным пребыванием. Размещение возможно на базе палаточного лагеря, на базе образовательных учреждений.
На территории предусматриваются: площадки для отдыха и хоз. зона.
На базе школы предусматривают: столовую, комнату отдыха, помещение мед. назначения, помещение для хранения инвентаря с которым работают дети, помещение для уборочного инвентаря.
В лагере с круглосуточным пребыванием: спальня (4,5 м.кв. на человека),постирочные, душевые, комнта для скшки одежды.
Если палатки, то они размещаются на сухом возвышенном месте. Исрользуют 1, 2, 3хслойные палатки.
Режим дня:
· рациональная организация трудовой деятельности
· проведение физ-оздоровительных мероприятий
· организация экскурсий и походов
· сон не менее 8 часов
питание при дневном пребывании – 2хразовое; при ночном пребывании – 4хразовое.
В теплое время года с/х работы проводятся в часы наименьшей инсоляции: до 16 лет – не более 2,5 часов в день; 16-18 лет – не более 3,5 часов в день.