Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Рыночная структура и ее типы. Совершенная конкуренция



Второй подход: Конкуренция - способ взаимодействия фирм на рынке, характеристика рыночной структуры.

Рыночная структура – это условия, в которых протекает рыночная конкуренция. Она характеризуется рядом черт:

- числом и размером фирм;

- типом (характером) предлагаемого продукта;

- степенью контроля над ценами;

- условиями входа в отрасль и выхода из нее;

- доступностью рыночной информации.

 

Несмотря на многообразие рыночных структур, обычно выделяют следующие их типы (модели рынка):

совершенную конкуренцию,

чистую монополию,

монополистическую конкуренцию,

олигополию,

монопсонию и

олигопсонию.

Каждая из названных структур отличается степенью конкурентности рынка, т. е. способностью фирм воздействовать на рынок и прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок. Следует сказать, что совершенная конкуренция и монополия фактически встречаются крайне редко в отличие от монополистической конкуренции и олигополии.

 

Признаками совершенной конкуренции,как показал мировой опыт, можно считать следующие:

1. Рынок свободной конкуренции состоит из большого числа продавцов и покупателей, конкурирующих между собой. Объемы производства, т.е. предложения со стороны отдельных производителей составляют незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма не может оказывать заметного влияния на рыночную цену, а должна «соглашаться с ценой», принимать ее как заданный параметр.

Фирма является ценополучателем, т.е. все фирмы продают свою продукцию по рыночной цене, определяемой рыночным спросом и предложением. Фирма может максимизировать свою прибыль лишь приспособив объем выпуска к условиям товарного рынка, с одной стороны, или к обусловленным технологией собственным затратам - с другой, но оно не может оказать влияние на цену продукции.

Совершенный конкурент может продать любое количество продукции по цене, установленной на рынке. При этом дополнительный доход, полученный от продажи каждой дополнительной единицы продукции, в точности соответствует ее рыночной цене.

2. Каждый продавец предлагает покупателям стандартную или однородную продукцию. Однородность продукции означает, что все ее единицы абсолютно одинаковы в представлении покупателей. Продукты разных предприятий совершенно взаимозаменяемы и их кривая безразличия имеет для каждого покупателя форму прямой. Совершенная взаимозаменяемость однородной продукции разных фирм означает, что перекрестная эластичность спроса на нее по цене для любой пары фирм-производителей стремится к бесконечности.

Это означает, что любое сколь угодно малое повышение цены одним производителем сверх рыночного уровня ведет к сокращению спроса на его продукцию до нуля. Таким образом, разница в ценах может быть единственной причиной предпочтения той или иной фирмы. Неценовая конкуренция отсутствует.

Анонимность продавцов вместе с анонимностью покупателей делают рынок совершенной конкуренции полностью обезличенным.

Совокупность всех предприятий, производящих однородную продукцию, образует отрасль.

3. Нет никаких искусственных ограничений в установлении объемов спроса, предложения или уровня цены. Так, колебания цены могут быть довольно интенсивными – сравните цену фруктов и овощей в конце лета и весной, - но разница в цене это не результат действий отдельных продавцов, а процесс взаимодействия спроса и предложения на рынке.

4. Существует свобода входа на рынок и выхода из него: любая фирма, при желании, может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок.

Свободный вход и выход помогают гарантировать то, что существующие в отрасли фирмы не могут повышать цену посредством соглашения о сокращении выпуска, поскольку любое повышение цены может, как правило, способствовать вхождению новых фирм, которые увеличат объем предложения. Вход в отрасль не требует сколько-нибудь существенных затрат, существует совершенная мобильность покупателей и продавцов внутри рынка. Свобода входа и выхода обеспечивается мобильностью производственных ресурсов, их свободным переливом в отрасли, где их альтернативная ценность выше.

Искусственные барьеры- связанны с предоставлением ограниченному кругу предприятий лицензий или патентов на какой-либо вид деятельности, различного рода государственные ограничения.

Естественные барьеры– связаны

а) с действием положительного эффекта масштаба производства;

б) с более низкими издержками производства у действующих предприятий по сравнению с «новичками»;

в) с дифференциацией продукции и приверженностью определенной торговой марке.

 

5. Полная информированность всех участников рынка. Информация о ценах, технологии и вероятной прибыли является общедоступной и распространяется среди субъектов рынка мгновенно и ничего им не стоит. На данном допущении основан так называемый закон единой цены. Данное допущение является наименее реалистичным, так как на практике информация дефицитна, ее получение и использование требует значительных затрат. В конкретных же условиях наблюдается дисперсия цен, т.е. множественность рыночных цен на однородный товар на каждом рынке.

 

Выделим достоинства совершенной конкуренции:

1) Совершенная конкуренция реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, заставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и продавать ее за цену, соответствующую этим издержкам.

Графически это означает, что кривая средних издержек только касается кривой спроса. Если бы издержки на производство единицы продукции были выше цены (AC > P), то любая продукция была бы экономически убыточной, и фирмы вынуждены были бы покинуть данную отрасль. Если бы средние издержки были ниже кривой спроса, и, соответственно, цены (AC < P), это означало бы, что кривая средних издержек пересекает кривую спроса и образуется некий объем производства, приносящий сверхприбыль. Приток новых фирм свел бы эту прибыль на «нет». Таким образом, кривые только касаются друг друга, что и создает ситуацию длительного равновесия.

2) Совершенная конкуренция помогает распределить ограниченные ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения потребностей. Это обеспечивается при условии, когда P=MC. Данное положение означает, что фирмы будут производить максимально возможное количество продукции до тех пор, пока предельные издержки ресурса не будут равны цене, за которую его удалось купить. При этом достигается не только высокая эффективность распределения ресурсов, но и максимальная производственная эффективность.

3) Способствует развитию научно-технического прогресса.

4) Выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.

 

К недостаткам совершенной конкуренции относят:

1) Совершенная конкуренция не предусматривает производство общественных благ, которые, хотя и приносят удовлетворение потребителям, однако не могут быть четко разделены, оценены и проданы каждому потребителю в отдельности (поштучно). Это относится к таким общественным благам, как противопожарная безопасность, национальная оборона и т.д.

2) Совершенная конкуренция, предполагающая огромное число фирм, не способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для ускорения научно–технического прогресса. Это касается фундаментальных исследований (которые, как правило, бывают убыточными), наукоемких и капиталоемких отраслей.

3) Совершенная конкуренция ведет к унификации и стандартизации продукции. Она не учитывает широты потребительского выбора, что противоречит разнообразию вкусов. Потребители все больше учитывают не только полезность вещи, но и ее дизайн, возможность приспособить ее к индивидуальности человека. Все это возможно лишь в условиях дифференциации продуктов и услуг, что связано с повышением издержек (производства).

4) Придает бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы, инфляции и банкротства;

5) Ведет к дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения;

 

Совершенная конкуренция является идеальным способом достижения рыночного равновесия, так как ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночные цены. Соблюдаются общие правила рыночного поведения.

Если представить эту ситуацию графически (рисунок), то нетрудно убедиться, что кривая спроса, как правило, будет иметь наклон, близкий к горизонтальному. Кривая предложения также стремится к горизонтальному наклону. Она уравновешивается кривой спроса, его объемом за счет отсутствия ценового диктата и свободного выхода из отрасли, позволяющего быстро менять объемы предложения в ответ на изменение цены.

 

Механизм рыночной саморегуляции в условиях совершенной конкуренции основывается на свободе экономического выбора для производителя-продавца и свободе потребительского поведения покупателя. Причем последнее не является пассивным элементом данного механизма. Чем сильнее конкуренция среди продавцов, тем больше предложение товаров с их стороны превышает спрос покупателей.

Цены неизбежно колеблются. В этих условиях в конкурентную борьбу вступают покупатели. Без их участия невозможно изменение цен и реализация тенденции к ее равновесному уровню. Поэтому реальные рыночные цены постоянно отклоняются даже от цены равновесия.

Не случайно многие экономические школы считают совершенную конкуренцию скорее абстрактным понятием, выражающим суть рыночного механизма, а не реальный процесс его проявления. В действительности совершенная конкуренция в чистом виде – явление редкое не только в XX в., но и в предыдущие столетия.

Однако существует ряд отраслевых рынков, которые в большей степени имеют именно эту структуру.

Например, близок к условиям совершенной конкуренции мировой рынок мороженой рыбы. На долю одной американской фирмы, занимающейся выловом рыбы, приходится 0,0000107% мирового улова рыбы. Это значит, что увеличение объема добычи рыбы одной фирмой даже в 2 раза привело бы к снижению мировой цены на рыбу всего на 0,00254%, т.е. практически не повлияло бы на ее уровень.

На установление рыночного равновесия в условиях совершенной конкуренции оказывают влияние государство, а также спекулятивный бизнес. Вмешательство государства в рыночное равновесие происходит тогда, когда оно идет на фиксирование цены товара на некотором неравновесном уровне (дефицит или избыток искусственно поддерживается). К методам государственного вмешательства относятся также налоги, которые зачастую взимаются с целью ограничения производства и потребления определенного вида товаров. Спекулятивный бизнес представляют торговцы и перекупщики – это отдельные лица или фирмы, покупающие товар по более дешевой цене и перепродающие его по более дорогой с целью получения дохода.

Ограниченность или недостатки совершенной конкуренции преодолеваются в условиях других различных типов рыночных структур. Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной. Крайним случаем является чистая монополия, когда в отрасли господствует только одна фирма, и где границы фирмы и отрасли совпадают. Когда в отрасли существует ограниченное число фирм (3-4, в пределах десятка), возникает ситуация олигополии.

Противоположная ситуация складывается тогда, когда фирм много (несколько десятков), но каждая из них обладает хотя бы небольшой частичкой монопольной власти. Такую ситуацию называют монополистической конкуренцией.

 

Размер фирмы

Мелкие Крупные




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.