В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли и расширению масштабов хозяйственной деятельности фирмы по отношению друг к другу выступают как конкуренты.
Экономическая наука не без оснований исходит из того, что люди в своих хозяйственных делах преследуют свой личный интерес. При этом интересы разных людей неизбежно пересекаются и противоречат друг другу. Таким образом, между ними возникает соперничество, или, иначе говоря, конкуренция. Само это слово пришло к на из латинского языка, и его можно перевести как «состязание».
Экономическая конкуренция – это соревнование экономических агентов на рынке за предпочтения потребителей или «за доллар потребителя» в целях получения наибольшей прибыли. Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, фактором установления рыночного равновесия, но сам ее характер и формы различны на различных рынках и в различных рыночных ситуациях. Как объективная экономическая категория конкуренция выражает отношения борьбы или состязательности участников рынка за достижение своих экономических интересов.
Фирмы должны выбрать позициюв пределах отрасли. Это понятие включает в себя подход фирмы в целом к конкуренции, а не только ее продукцию или то, на кого она рассчитана. Позицию в отрасли определяет конкурентное преимущество. Фирмы обходят своих соперников, если имеют прочное конкурентное преимущество.
Конкуренция делится на два основных вида: более низкие издержки и дифференциация товаров. Низкие издержкиотражают способность фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем конкуренты. Продавая товар по такой же (или примерно такой же) цене, что и конкуренты, фирма в этом случае получает большую прибыль. Так, корейские фирмы, выпускающие сталь и полупроводниковые приборы, одержали победу над зарубежными конкурентами именно таким образом. Они выпускают сравнимые товары с очень низкими издержками, используя низкооплачиваемую, но весьма производительную рабочую силу, современную технологию и оборудование, купленные за рубежом или изготовленные по лицензии.
Дифференциация – это способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания. Так, немецкие станкостроительные фирмы конкурируют, используя стратегию дифференциации, основанную на высоких технических характеристиках продукции, надежности и быстром техническом обслуживании. Дифференциация позволяет фирме диктовать высокие цены, что при равных с конкурентами издержках опять-таки дает большую прибыль.
Конкурентное преимущество любого типа дает более высокую продуктивность, чем у конкурентов. Фирма с низкой себестоимостью продукции производит данную стоимость с меньшими затратами, чем конкуренты; у фирмы с дифференцированной продукцией прибыль с единицы продукции выше, чем у конкурентов. Таким образом, конкурентное преимущество напрямую связано с формированием национального дохода.
Суть конкуренции (по М. Портеру) выражается «пятью силами»:
1) угрозой появления новых конкурентов;
2) угрозой появления товаров или услуг-заменителей;
3) способностью поставщиков комплектующих изделий и т. д. торговаться;
4) способностью покупателей торговаться;
5) соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой.
К тому же ожесточенная конкуренция в отрасли снижает прибыльность, ибо за то, чтобы сохранить конкурентоспособность, приходится платить (расходы на рекламу, организацию сбыта, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки), или же прибыль «утекает» к покупателю за счет снижения цен.
Конкуренция порождает конкурентный рынок. Эволюция конкурентного рынка прослеживается в его переходе от совершенно конкурентного рынка к несовершенно конкурентному. В историческом плане это совпадает с двумя крупными этапами развития конкуренции и форм конкурентной борьбы.
Первый этап – совершенная или свободная конкуренция. Он охватывает период с XVII в. до середины XIX в., т. е. период с начала утверждения капиталистических форм хозяйствования, появления массового товарного производства, основанного на первоначальном накоплении капитала и свободном предпринимательстве.
Второй этап – несовершенная конкуренция. Он начинается с середины XIX в. и продолжается по настоящее время. Порожденный объективными условиями, связанными с дальнейшим развитием самого капиталистического товарного производства, этот этап в наибольшей мере раскрывает суть и механизм конкуренции, а также ее последствия для экономики.
Очевидно ее значительное воздействие на всю экономику, где конкуренция проявляется в следующих важных функциях: стимулирующая, оптимизирующая, регулирующаяю, дифференцирующая.
1. Стимулирующая функция подталкивает товаропроизводителей к использованию достижений НТП, к получению экономической выгоды, что обязательно должно выразиться в максимизации прибыли.
2. Оптимизирующая функция заключается в том, что из множества предлагаемых вариантов хозяйственных решений хозяйствующий субъект может выбрать менее рискованный, наиболее приемлемый для себя вариант решения.
3. Регулирующаяфункция состоит в том, что конкуренция обеспечивает пропорциональность, определенное равновесие между сферами производства. Известно, что капиталы из малорентабельной, невыгодной сферы перемещаются в те отрасли, где лучше условия для получения большей прибыли.
4. Дифференцирующаяфункция ведет к расслоению членов общества по имущественному положению. В ходе конкуренции одни фирмы обогащаются, получая при этом значительные доходы, хорошие заработки, другие – разоряются, что приводит к безработице, нищете.