Первая проблема: сколько брать, как отделять волосы, когда это правильно и разумно. На приведенных рисунках, мы можем заметить, что эту проблему профессионалы решили довольно просто, взяв расстояние от зрачка до зрачка, как ширину, достаточную для захвата в пальцы.
С толщиной пряди чуть посложнее, ее мы выбираем каждый раз по-своему, но используем один и тот же разумный подход. Толщина должна быть такой, чтобы можно было без трудности и усилий ее срезать. Каждый раз, сталкиваясь с разными по физическим свойствам волосами, вы научитесь определять, исходя из своего опыта, как толщину, так и длину необходимой пряди.
o Комбинирование и составление стрижки
Название раздела объясняет самое главное — творческий поиск наиболее удачного решения стрижки-прически.
Если следовать только предложенным образцам в книге, в точности повторяя их, это даст стойкие навыки в работе, но лишит самой инициативы. В ситуациях, когда ваш клиент достаточно твердо настаивает на своем конкретном выборе модели, его желание — закон, и вы должны это осуществить. Но при первой возможности и лояльном отношении клиента дать вам шанс создания творческой модели — не упускайте его, комбинируя детали и элементы стрижек, что даст вам простор для создания своей модели, на свой собственный вкус. Поиск новой формы — сложный процесс, но, замечу, однобокий. Порой одна и та же форма в разной цветовой палитре смотрится по-разному. Создавая свои модели, творческие формы или отдельные ее элементы, всегда обдумывайте цветовое решение, цветовую гамму. Учитывайте цвет глаз, кожи, волос и только на этом строгом анализе решайте свою творческую модель стрижки-прически.
o Таблицы символики и основных знаний
Представленные ниже таблицы знаковой символики и основных знаний парикмахера имеют очень важное значение. В источниках до этой книги еще не было попыток как-то систематизировать главные составные успешной работы парикмахера.
Знаковая символика, предлагаемая мной, столь необходима, что не вызывает спора в понимании важности. Применяя предложенные знаки в схемах и при объяснении технологии стрижки, каждый отметит важное сокращение описательного материала. Знаки все заменяют, все становится ясно, легко претворяется на практике. Графическое начертание знаков при их изучении дает полную информацию о сути требования каждого знака, что дает возможность быстро освоить процесс обозначенной работы.
Таблица основных знаний парикмахера — первая попытка систематизации основных и часто используемых понятий. Таблица при ее кажущейся сложности проста и доступна. Большинство основных знаний вписывается в цифру семь, что и позволило разбить ее на 8 столбцов: первый — объединяет тему, последующие
o Приложение
данной главе представлены дополнительные знания, выходящие за пределы границ простой стрижки. Я сознательно их ввел и, надеюсь, что они будут востребованы читателем. У каждого творческого человека в жизни есть периоды, требующие роста на конкретном этапе. Предлагаемые ниже дополнительные знания позволят подняться на ступеньку выше в своем профессиональном росте.
Пятиточие, деградация, естественный спад, естественный пробор, комбинирование (составление) стрижки это ваша реальная перспектива резкого отличия от рядового парикмахера своим уровнем знаний и умений.
Поиск нового, а особенно знаний, всегда отличает упорного творческого человека.
Пятиточие
Пятиточие — это баланс, равновесие площадей между цветом кожей лица, шеи и массой (площадью) волос. Площадь волосистой части покрова ограничена пятью точками: 1 — на макушке; 2 — на шее; 3 и 5— на висках; 4 — на лобном выступе.
Искусственное перенесение точек приводит к получению новых границ (форм), силуэтов причесок — стрижек.
Деградация
Деградация — это плавная линия перехода длины волос от КЛР до «длинных» волос на ФТЗ. Термины из прошлого, которые еще и сегодня объясняют эту операцию, звучат так: «тушевка», «свести на нет», «шлифовка». Деградация выполняется в модельных, творческих стрижках при решении сложных задач в коррекции внешнего вида отдельного клиента. Познавший и овладевший деградацией парикмахер — это профессионал в парикмахерском искусстве. Деградация задается в сантиметрах на схемах и изображается значком с требованием зоны ее распространения.
Естественный пробор
Естественный пробор — единственная узкая полоска кожи на поверхности головы. Все другие искусственно отделяемые разделы волос до видимой полосы кожи — разделы.
Для правильного определения естественного пробора необходимо:
расческой с крупными зубьями тщательно отчесать волосы ФТЗ от лица к макушке, волосы висков от лица за ушную раковину;
вычесав волосы, положить ладони рук на голову (волосы) и сдвинуть массу волос вперед к лицу;
при наличии у данного человека естественного пробора волосы распадутся на нем, обнажив кожу головы; пробор может находиться: посередине, слева, справа, по диагонали, отсутствовать.
В тех случаях, когда естественный пробор отсутствует, его при необходимости создают искусственно — пробривают, простригают. Естественный пробор вносит свой неповторимый акцент и в пятиточие; зрительно увеличивает, делит волосяной покров на мини и макси стороны, строго по середине, создает видимость глубины и т.д.
Естественный спад
Естественный спад — это наиболее легкое и свободное расположение чистого и здорового волоса.
Естественный спад отсутствует на волосах более 25 см, он не наблюдается у людей с волнистыми, курчавыми, жесткими волосами, на волосах, подверженных химическим воздействиям. Первые видимые проявления естественного спада можно заметить на длине от 3,5 см русых волос.
Для определения спада необходимо:
расчесать волосы по естественному росту;
попросить клиента тряхнуть головой в разные стороны и по полученному эффекту (как расположатся и какую пластику примут волосы в своем свободном падении) и судят о естественном спаде.
Естественный спад учитывают в начале стрижки для определения длины волос и мысленно предполагают его объем и пластику по завершению работ по формированию законченной прически-стрижки.
o От автора
o Ваше же творчество, поиск новых силуэтов, форм простой стрижки — в самом начале. Отталкиваясь от изложенного в книге, впитывая разнообразные видоизменения стрижки в реальной жизни, вы возьмете свой первый старт в парикмахерском творчестве, личном, индивидуальном, неповторимом, основываясь на художественном вкусе и личном опыте.
o Я надеюсь, что основные силуэты стрижки, приведенные в книге, станут вашей базой, тем, от чего вы оттолкнетесь. Любую стрижку из предложенных можно видоизменять, стричь на разных по цвету и качеству волосах. Но если бы я ввел дополнительно разновидности основных силуэтов, книга бы выросла в объеме, с одной стороны, с другой — излишняя полнота материала усложнила бы восприятие.
o
Позволю привести еще несколько разновидностей простой стрижки. Взгляните на них. Поверьте, это только малая их толика в море разновидностей. Приведу исторический факт. С падением империи Наполеона произошел также крах высокого парикмахерского искусства, когда, казалось, только салонные мастера твориликрасоту. И, как своеобразный протест, по -явился совершенно противоположный стиль в стрижке, в своем вызывающем виде как неприятие высокой моды.
Тогда процветали домашние цирюльники. "Собачий" стиль — рваные, неухоженные, нарочито грубо постриженные, сальные стрижки стали «писком» моды.
Сегодня высокая мода и рядовой гражданин находятся на диаметрально противоположных полюсах. Салоны стали для большинства недосягаемым удовольствием, большинство просто не могут позволить себе шикарную стрижку.
Взгляните на приведенную галерею иных видов стрижки. Если продолжить эту галерею видов, то название книги пришлось бы изменить на «Сложную», что еще больше бы запутало моих читателей.
Окрашивание волос
o Введение в окрашивание
Одной из наиболее творческих и популярных парикмахерских услуг является окрашивание волос. Можно сказать, что это также одна из самых доходных отраслей парикмахерской деятельности. Большинство клиентов хоть раз в жизни захотят покрасить волосы. Кто-то захочет подчеркнуть или полностью поменять цвет волос, кому-то понадобится закрыть появившуюся седину. Клиентки, регулярно окрашивающие волосы, обычно посещают салон ежемесячно или раз в два месяца. Они составляют ту постоянную клиентуру, о которой мечтает каждый мастер.
Окрашивание волос одновременно является наукой и искусством. Квалифицированный мастер по окрашиванию волос должен стать специалистом в осуществлении следующих процедур:
окрашивание натуральных волос;
окрашивание ранее окрашенных волос;
окрашивание волос, которые ранее были осветлены;
осветление и окрашивание волос за один этап.
Услуги по осветлению, окрашиванию, корректировке цвета волос пользуются растущим спросом в косметических салонах. Глубоко изучив теорию и освоив практические аспекты окрашивания, вы получите реальную возможность создать хорошую постоянную клиентуру. Статистика показывает, что клиентки, приходящие в салон делать стрижку, имеют тенденцию посещать одного мастера в среднем в течение двух лет, а клиентки, обращающиеся в салон за услугами по окрашиванию, остаются, верны своему стилисту восемь лет. Главное — уметь продемонстрировать свои профессиональные качества, следовательно, нужно иметь, что демонстрировать.
Одна из наиболее интересных областей косметологии — окрашивание и осветление волос.
Окрашивание волос — это одновременно наука и искусство. В окрашивание входят следующие процессы:
Добавление искусственного пигмента к натуральному цвету.
Добавление искусственного пигмента к уже окрашенным волосам.
Добавление искусственного пигмента к предварительно осветленным волосам.
Размывание натурального пигмента и одновременное добавление искусственного.
Осветление, или обесцвечивание, волос означает размывание натурального или искусственного цвета. Оно включает в себя следующие процессы:
Обесцвечивание натурального пигмента для придания волосам другого цвета.
Обесцвечивание натурального или искусственного пигмента до получения нужного цвета.
Обесцвечивание натурального или искусственного пигмента для корректирующего окрашивания.
Обесцвечивание (высветление) волос в отдельных частях головы.
o
o
o Физиология волос и окрашивание
o Не существует двух одинаковых людей, как не существует и двух голов с одинаковыми волосами. Даже у одного и того же человека волосы на протяжении жизни могут меняться. Внутри стержня волоса содержится вещество, влияющее на его цвет. У всех оно разное. Вот почему одна и та же краска при одних и тех же методах окрашивания дает разные результаты.
o Волос представляет собой удивительно упругую нить, результат воздействия на которую определяется ее структурой. Некоторые краски вызывают в ней очень сильные изменения, другие — лишь небольшие. При значительных изменениях волосы обычно ослабляются. Знание того, как действуют на волосы те или иные средства, позволит вам сделать выбор красителя.
o Текстура (толщина) влияет на цвет волос, так как натуральный пигмент по-разному распределяется в волосах разной толщины. Тонкие волосы кажутся более темными. Гранулы пигмента в них расположены ближе друг к другу, и при нанесении одинаковой краски получается более темный тон, чем на толстых волосах. По той же причине тонкие волосы меньше сопротивляются осветлению. В данном случае мягкий осветлитель дает хорошие результаты.
o Волосы средней толщины дают при окрашивании реакцию средней интенсивности. Заметьте, что толщина волос может быть разной в разных частях головы. Волосы спереди обычно тоньше, чем сзади. В толстых волосах пигмент больше «рассредоточен», чем в тонких, что облегчает окрашивание. Осветлению же толстые волосы сопротивляются, поэтому для них требуется более сильный осветлитель.
o Облегчает окрашивание пористость волос, то есть способность поглощать влагу. Пористый волос воспринимает жидкость (например, краску для волос) с большей готовностью, чем непористый. Неравномерная пористость может создать проблемы при желании равномерно окрасить волосы.
o Чем длиннее волосы, тем больше они подвергаются внешним воздействиям: их приходится чаще мыть, сушить, укладывать. Возможны визуальные изменения, изнашивается кутикула, волосы теряют гибкость, форму, блеск. Изменяется и цвет: волосы выгорают до того, что одна и та же прядь может различаться по цвету в конце и начале.
o Более старые длинные волосы обычно бывают сверхпористыми. На краску они реагируют иначе, чем более молодые и короткие.
o Реакцию волос можно определить только тестированием. Общее правило: сверхпористый волос выглядит более тусклым и имеет более холодный цвет, чем здоровый. Иногда встречаются волосы с настолько гладкой и компактной кутикулой, что для правильного окрашивания приходится создавать необходимую пористость. Такие волосы считаются сопротивляющимися краске. О предварительном смягчении седых или сопротивляющихся окрашиванию волос будет рассказано ниже.
o Густота волос в разных частях головы также может быть разной. Участки с более густыми волосами требуют больше краски и более тщательного ее нанесения; чтобы краска сработала эффективно, она должна быть нанесена на каждый волос.
o Один из факторов, влияющих на выбор краски, — длина волос. Волосы обычно растут в среднем на 1,2см в месяц. Если волосы вашей клиентки длиной 30см, значит, им 2 года.
o Чем длиннее волосы, тем более разным воздействиям они подвергались. У таких волос пористость разная в разных местах стержня. Чем волосы старше, тем они светлее и грубее. Может потребоваться предварительная обработка для уравнивания пористости и создания условий для равномерного окрашивания. Многие специалисты, учитывая особенности длинных волос, предпочитают пользоваться методом «кисть — чашка» (окрашивание с помощью кисточки, а не флакона-аппликатора), чтобы обеспечить равномерное распределение краски.
o Чем глаже волосы, тем больше света они отражают, и чем кудрявее, тем больше рефракция, или отталкивание, света; цвет волос может не выглядеть столь четким, как у прямых волос. Тщательный выбор краски и метода ее нанесения поможет получить хорошие результаты при любой текстуре. Для кудрявых волос следует брать более интенсивный краситель, чем тот, который, казалось бы, нужен. Более интенсивный цвет дают полимерные красители, кроме того, они придают волосам блеск. Следуя естественному стилю, что-то подчеркивая, а, что-то затушевывая стрижкой, вы сделаете внешность клиентки весьма привлекательной.