Определять натуральный цвет и оттенок волос должен уметь любой колорист — мастер по окрашиванию. Это основа его деятельности.
Натуральный пигмент называется меланином. Меланин бывает двух видов: черно-коричневый (эвмеланин) и желто-красный (феомеланин). Наполненные меланином гранулы рассеиваются через кортекс волоса, определяя его цвет. Когда волосы седеют, структура их сохраняется, но меланина продуцируется все меньше и меньше.
Часто бывает, что клиент желает покрасить волосы, когда седина еще не появилась, но цвет волос уже утратил сочность. При анализе волос надо идентифицировать уровень цвета. Уровень — это степень насыщенности, исключая тон.
Колористы и производители красителей для определения насыщенности цвета пользуются системой уровней (рис. 1). В аннотациях к красителям последние классифицируются именно по этой системе.
Для описания насыщенности используется шкала от 1 до 10: уровень 1 — самый темный, 10 — самый светлый. Некоторые производители начинают с 0, другие — расширяют шкалу до 12. Но закономерность всегда одна: номер меньше — тон темнее, больше — светлее. К красителю также прикладывают карточку с наглядным изображением цветов.
Чтобы определить уровень цвета волос, прядь отводят чуть в сторону от головы, чтобы через нее проходил свет. Образец цветов, прилагаемый фирмой к красителю, прикладывают к волосам. Иногда насыщенность цвета разная в разных местах пряди, поэтому имеет смысл приложить карточку к середине пряди, к концу. Не надо проделывать описанную процедуру с волосами, лежащими на голове, — это даст неверное представление об их цвете. Мокрые или загрязненные волосы тоже производят впечатление более темных, чем на самом деле
Рис. 1 Система уровня цвета
черный;
насыщенный темно-коричневый;
темно-коричневый;
средне-коричневый;
светло-коричневый4
темно-русый;
средне-русый;
светло-русый;
очень светлый;
самый светлый
Примечание. Разные фирмы могут давать различные названия уровней цветов. Пользуйтесь прилагаемой к красителю карточкой.
o Уровни 1—3 определяют темные волосы. Люди с темными волосами составляют 75% всего населения. Чаще всего они не хотят менять их цвет. Обычно это правильно, поскольку кожа и глаза у них тоже темные.
o Уровни 4, 5 и 6 — средние. Люди с цветом волос средней насыщенности составляют 15% населения. Кожа и глаза у них тоже средней пигментации. У этих людей гораздо больше возможностей для выбора. Для таких клиентов можно выбирать цвета большей насыщенности, разные оттенки.
o Уровни 7 и 8 — светлые. И здесь наблюдается соответствие пигментации волос, кожи и глаз. Люди со светлым цветом волос составляют 9% населения. У клиентов со светлыми волосами обычно наибольшее количество вариантов для выбора. У них хорошо получаются и отемнение и осветление волос.
o Уровни 9 и 10 — очень светлые. Людей с такими волосами немного. Этот цвет обычно приятен, пока волосы не начинают седеть.
o Термин «тон» используют, чтобы описать теплоту или холодность цвета. Цветовая карта, которой вы пользовались для определения уровня цвета, поможет определить и тон.
o Теплые тона — красный, оранжевый и желтый, хотя при обозначении цветов пользуются другими названиями: каштановый (темно-рыжий), медный, золотой или бронзовый.
o Холодные тона — голубой, зеленый и фиолетовый (темно-лиловый); на карточке они именуются как пепельный, тускло-коричневый, платиновый или дымчатый.
o Интенсивность — это сила тона. Интенсивность классифицируется так: мягкая, средняя и сильная. Разница может быть еле различимой: «ярко-каштановый» или «красный, как стоп-сигнал».
o
o Тон и насыщенность
o Термин цветовой тон, или оттенок, используется для описания того, насколько теплым или холодным является цвет. Красный, оранжевый и желтый являются теплыми тонами, так же, как и медный, золотистый, бронзовый и медовый оттенки. К холодным тонам относятся синий, зеленый и фиолетовый. Красители холодной цветовой гаммы могут иметь такие описательные наименования, как пепельно-серый, серо-коричневый, дымчатый или платиновый оттенки.
o Насыщенность (яркость) относится к интенсивности цветового тона. Интенсивность может быть низкой, средней или высокой. Рыжевато-золотистый, медно-каштановый и ярко-оранжевый — все эти оттенки представляют собой различные уровни интенсивности красных оттенков.
o Искусственные красители для волос создаются из сочетания первичных и вторичных цветов, образующих фоновые цвета, или красочную основу. Фоновый цвет представляет собой тональность, доминирующую в существующем цвете. Фоновый цвет влияет на результаты окрашивания. К примеру, фоновый фиолетовый цвет придаст волосам холодный оттенок и поможет свести к минимуму нежелательную желтизну. Синий фоновый цвет позволит получить самый холодный оттенок и нейтрализует оттенки оранжевого в волосах.
o Красно-оранжевый фоновый цвет позволит добиться ярких, теплых тонов, которые так нравятся клиенткам, которые говорят, что хотели бы стать рыжеволосыми. Золотистая красочная основа придает красивые золотистые оттенки как темно-каштановым, так и светло-русым волосам.
o Определение натурального цветового уровня и тона
Определение натурального цветового уровня составляет первый этап окрашивания волос. Наибольшую помощь при этом способна оказать круговая колориметрическая шкала. Образцы окрашенных прядей волос, предоставляемые изготовителями красителей, также очень полезны при подборе подходящего цвета.
Для определения натурального цветового уровня рекомендуется следующая процедура, состоящая из четырех этапов:
Выделить прядь волос на затылке размером 1,25см и приподнять ее под углом к поверхности головы так, чтобы через волосы проходил свет.
Используя образцы окрашенных прядей, предоставляемых изготовителем красителей, выбрать образец, который, по вашему мнению, наиболее соответствует натуральному цвету волос клиентки, и приложить образец к натуральной пряди. Помните, что вы пытаетесь определить глубину (то есть насколько волосы темные или светлые). Не следует прижимать волосы к голове, в таком положении они будут казаться темнее, чем на самом деле.
Переместить образец от поверхности головы к кончикам натуральной пряди.
Определить цветовой уровень натуральных волос.
На заметку!
Освещение является важнейшим фактором при анализе цвета волос. Волосы следует рассматривать при естественном освещении, даже если для этого понадобится выйти с клиенткой на улицу. Искусственное освещение искажает восприятие цветов, особенно это относится к флуоресцентным лампам.
o Выбор краски
Обслуживание человека, желающего покрасить волосы, должно начинаться с оценки естественного цвета волос. Только после этого можно выбирать краситель.
Удостоверьтесь, что волосы клиента сухие и чистые.
Посмотрите волосы на свет. Чтобы определить уровень, приподнимите их и отведите от головы.
Определите уровень желаемого цвета. Подумайте, как скорректировать натуральный цвет, чтобы получить то, что хочет клиент.
Узнайте свойства красителя, которым собираетесь пользоваться, по аннотации.
Определите состояние волос, особенно пористость. Может быть, перед окраской необходимо применить кондиционер?
Тщательно проверьте, нет ли препятствий к окраске. Оксидантами нельзя пользоваться при воспалительной реакции, ссадинах, раздражении, сыпи.
Выясните, не требуется ли предварительная обработка волос.
Обратите внимание на:
наличие предыдущих химических обработок (окрашивание, перманентная завивка, применение релаксатора);
различную степень пористости в разных частях волос из-за воздействия солнца и химических средств;
различия в толщине волос спереди, на макушке, сзади.
В некоторых случаях следует отсрочить окрашивание. В результате проверки может обнаружиться необходимость в повторной обработке кондиционером, удалении старой краски.
На какой срок ваша клиентка хочет изменить цвет? Хочет ли она окрасить волосы в цвет, близкий к естественному, или он должен существенно отличаться от имеющегося? Основываясь на тщательном анализе, выберите подходящее средство и правильный метод окраски.
При обсуждении деталей обработки волос старайтесь всегда говорить только правду. Гораздо лучше предложить целый диапазон цветов, чем обещать точно определенный. В некоторых случаях можно получить правильный тон и уровень окраски за один сеанс, в других же требуется не менее двух красителей и двух сеансов.
Следует учесть и образ жизни клиентки. Очень сложная процедура окраски волос может быть неприемлемой для занятых людей. Очень светлая окраска не подходит, например, для любительниц плавания в бассейне, так как под воздействием примесей в воде волосы могут приобрести зеленоватый оттенок. Темно-лиловый (баклажановый) оттенок не годится для тех, кто работает при неярком освещении офиса. Все эти факторы должны быть учтены. Работа в офисе диктует более сдержанные тона, чем, скажем, работа свободного фотографа. Занятому человеку больше подходит цвет, не требующий особого ухода, такой, чтобы разница между окрашенными и отрастающими волосами была не очень существенной. Требования к цвету волос различны также у любителей позагорать и у тех, кто избегает солнца. Люди, занимающиеся тяжелым физическим трудом, вынуждены довольно часто мыть голову, а это приводит к потускнению окраски. Влияют на нее и лекарства. Если в них входит сера, они усиливают теплоту тона светлых волос. От больших доз витаминов и неорганических веществ волосы темнеют. Поэтому надо всегда спрашивать клиентов о том, принимают ли они какие-либо лекарственные средства.
Средства ухода за волосами, которыми клиенты пользуются дома, влияют на состояние их волос. Например, шампунь от перхоти или для лечения псориаза изменяет цвет волос; некоторые муссо - или желеобразные кондиционеры и спреи оседают на них, создавая неоднородную пористость, а значит, неровную окраску.
Обучение клиентов правильному уходу за волосами — наиболее профессиональный подход к проблеме красоты волос.