1. Арсалиев, Ш. М-Х. Методология современной этнопедагогики. – М.: Гелиос АРВ, 2013. – 320 с.
2. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. – 3–е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с. Глава 3–5, 7.
3. Латышина Д.И. Этнопедагогика : учебник для академического бакалавриата / Д.И. Латышина, Р.З. Хайркллин. – 2–е изд., перераб. и доп. – М. : Изд–во Юрайт, 2014. – 532 с. – серия : Бакалавр. Академический курс. Глава 6.
4. Набок И.Л. Педагогика межнационального общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Л. Набок. – М.: ИЦ «Академия», 2010. – 304 с.
5. Хакимов Э.Р. Конструирование практики поликультурного образования на основе полипарадигмального подхода // автореферат дисс. на соиск. уч.ст. д.пед.н., по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. Ижевск, 2012. – 50 с.
Дополнительная литература:
1. Лебедева, Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: учебное пособие. – М.: «Ключ–С», 1999.
2. Платонов Ю.П. Психология национального характера : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.П. Платонов. – М.: ИЦ «Академия», 2007. – 240 с.
3. Этнопсихология: практикум: учебное пособие для студентов вузов / Т.Г. Стефаненко. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 208 с.
4. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.А. Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов / под ред. А.П. Садохина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 352 с.
6. Лукьянчикова М.С. О месте когнитивного компонента в структуре межкультурной компетенции // Россия и Запад: диалог культур. – Вып. 8. – Т. 1. – М., 2000.
7. Новицкая А.В. Формирование межкультурной компетенции в различных видах межкультурных контактов // сб. науч. тр. СевКавГТУ. Сер. Гуманитарные науки. – 2008. – № 6. – ncstu.ru.
8. Иванкина Г.А. Трудности и пути овладения межкультурной компетенцией при обучении иностранным языкам. – edu.ru/science/Ai/journal/Ivankina.pdf.
9. Муратов А.Ю. Использование проектного метода для формирования межкультурной компетенции // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005. – 23 мая. eidos.ru/journal/2005/0523.htm.
10. Синякова М.Г. Педагог в поликультурной образовательной среде: субъектно-средовой подход : монография / М.Г. Синякова. – М.: 2011. – 122 с.
11. Букатов В.М. Традиционная крестьянская культура в жизни современных детей : метод. пособие. – М.: ИСПС РАО, 2005. – 80 с.
12. Лебедева Н.М., Стефаненко Т.Г., Лунева О.В. Межкультурный диалог в школе. Книга 1: Теория и методология. – М, 2004.
13. Лебедева Н.М., Стефаненко Т.Г., Лунева О.В. Межкультурный диалог в школе. Книга 2: Программа тренинга. – М, 2004.
14. Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г. Тренинг этнической толерантности для школьников. Учебное пособие для студентов психологических специальностей. – М.: «Привет», 2004.
16. Тысячная С.В. Формы, методы и средства формирования этнического самосознания старших школьников // Режим доступа: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=2325.
17. Федорова С.Н. Этнокультурное развитие детей. Психолого-педагогическое сопровождение : учебное пособие / С.Н. Федрова. – М. : ФОРУМ, 2011. – 176 с. – (Высшее образование).
18. Лебедева, О. В. Вятский характер [Текст]: пособие для учителя / О. В. Лебедева. – Киров: КГПИ, 1993. – 80 с.
19. Лебедева, О. В. Диалог национальных культур [Текст]: пособие для учителя / О. В. Лебедева. – Киров: КГПИ, 1994. – 115 с.
20. Лебедева, О. В. «Я верю в свой народ…» [Текст]: пособие для учителя / О. В. Лебедева. – Киров: КГПИ, 1993. – 70 с.
Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Оборудование каб. 127 корпус 2 ВятГГУ 12 компьютеров Acer, Проектор мультимедийный Beng MP 622, Ноутбук Samsung, проектор для демонстрации интеллект-карты по проблемам профессиональной деятельности педагога в поликультурном образовании.
Семинар № 13 «Педагог в поликультурном и полиэтническом
Образовательном пространстве. Культура межнационального общения»
План
1. Идея национального образования. Этнодидактический подход к проектированию этнического образования (трехкомпонентное структурирование его содержания: этнического, межэтнического и полиэтнического).
2. Этнодидактические принципы: принцип этнической природосообразности, принцип соответствия содержания образования и способов обучения этнопедагогическим традициям, принцип соответствия содержания образования и способов обучения этнопсихологическим особенностям.
3. Этнодидактические способы обучения.
4. Этнодидактические методы и приемы обучения.
5. Этнодидактические формы и средства обучения.
Ключевые понятия семинара:национальное образование, проектирование этнического образования, этнодидактические способы, методы, приемы, формы и средства обучения, культура межнационального общения, этническая и культурная толерантность, профессиональные компетентности педагога в поликультурной и полиэтнической образовательной среде.
Ход занятия:
1. Создание интеллект-карты по теме «Педагог в поликультурном и полиэтническом образовательном пространстве».
2. Мини-дискуссия «Обсуждение ответов на проблемные вопросы» и дополнение высказываний:
– По моему мнению, педагог в поликультурном обществе должен … .
– По моему мнению, педагог в поликультурном обществе может … .
– По моему мнению, педагог в поликультурном обществе – это … .
– По моему мнению, педагогу поликультурного общества необходимо … .
3. Обсуждение плюсов и минусов деятельности национальной школы.
Самостоятельная аудиторная работа по теме учебной дисциплины:
№
п/п
Вид самостоятельной работы
Форма самостоятельной работы
Форма отчетности
Общая
Мини-дискуссия «Обсуждение ответов на проблемные вопросы» и дополнение высказываний:
– По моему мнению, педагог в поликультурном обществе должен … .
– По моему мнению, педагог в поликультурном обществе может … .
– По моему мнению, педагог в поликультурном обществе – это … .
– По моему мнению, педагогу поликультурного общества необходимо …
Участие в дискуссии
Групповая
Создание интеллект-карты по теме «Педагог в поликультурном и полиэтническом образовательном пространстве».
Создайте модель национальной школы
Презентация карт и моделей группами студентов
Индивидуальная
Прокомментируйте высказывание: "В науке распространение получило мнение о том, что при взаимодействии двух или более культур происходит формирование некоего среднего варианта, который сочетает в себе элементы контактирующих культур; таким образом, процесс усвоения элементов чуждой культуры, есть процесс механический".
Участие в обсуждении
Самостоятельная внеаудиторная работа по теме учебной дисциплины:
№ п/п
Вид самостоятельной работы
Форма самостоятельной работы
Срок сдачи для обучающихся очной формы обучения
Форма отчетности
Индивидуальная
Подготовка к итоговому тестированию и экзамену. Коррекция отчетных материалов в портфолио