Показатели освоения
компетенции:
(ОК–1): Способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды
Уровень сформированности компетенции
Норма баллов*
Знает
Составление списка источников литературы по проблеме воспитания этнокультуры современного школьника (менее 20)
Этнотерминологический диктант: проверочная работа по знанию определений основных категорий этнопедагогики (примерно 50% верных ответов и интерпретаций терминов)
Умеет, но не знает
Выполнение анализа сказки (по алгоритму Хоменко И.Я.: анализ поверхностный, даны ответы не на все пункты предложенного алгоритма).
Написание минисочинения на тему «Природа и я», отражение в нем традиционных народных правил поведения на природе (отсутствие или слишком малое по объему, не отражающее этнопедагогическую направленность сочинение).
Подбор в этнопедагогическое портфолио материалов:
– игры народов мира (менее 5),
– колыбельные песни (менее 5),
– текст обращения к молодой матери, который убедит её в необходимости петь своему ребёнку колыбельные песни,
– пестушки (менее 5),
– поговорки (менее 10 – из области народной дидактики, менее 10 – из области народного воспитания)
– считалки (менее 10),
– загадки (менее 20),
– обряды, связанные с основными этапами жизни человека (рождение, имя наречение, первый зуб и т.д.),
– конспекты народных праздников: «Сабантуй», «Навруз», «Масленница», «Православное Рождество», «Католическое Рождество», «День Благодарения»
Низкий
уровень
0,5–1
1–1,5
0–2
0–2
1–4
Знает и умеет
Составление списка источников литературы по проблеме воспитания этнокультуры современного школьника (20).
Написание минисочинения на тему «Природа и я», отражение в нем традиционных народных правил поведения на природе (малое по объему, в целом отражающее этнопедагогическую направленность сочинение).
Этнотерминологический диктант: проверочная работа по знанию определений основных категорий этнопедагогики (примерно 75% верных ответов и интерпретаций терминов)
Умеет, имеет навыки и (или) опыт деятельности (владеет)
Выполнение анализа сказки (по алгоритму Хоменко И.Я.: анализ достаточно полный, даны ответы на все пункты предложенного алгоритма).
Подбор в этнопедагогическое портфолио материалов:
– игры народов мира (5),
– колыбельные песни (5),
– текст обращения к молодой матери, который убедит её в необходимости петь своему ребёнку колыбельные песни,
– пестушки (5),
– поговорки (10 – из области народной дидактики, 10 – из области народного воспитания)
– считалки (10),
– загадки (20),
– обряды, связанные с основными этапами жизни человека (рождение, имя наречение, первый зуб и т.д.),
– конспекты народных праздников: «Сабантуй», «Навруз», «Масленница», «Православное Рождество», «Католическое Рождество», «День Благодарения».
Составление раздела Портфолио «Методическая копилка диагностирующих и развивающих этническое самосознание и межкультурное общение методик и техник»
Средний уровень
1,5
2,5–3
2–3
2,5–4
5–8
Знает, умеет, имеет навыки и (или) опыт деятельности (владеет)
Составление списка источников литературы по проблеме воспитания этнокультуры современного школьника (более 20)
Выполнение анализа сказки (по алгоритму Хоменко И.Я.: анализ глубокий, предложения построены грамотно, без ошибок, даны подробные сущностные ответы на все пункты предложенного алгоритма)
Написание минисочинения на тему «Природа и я», отражение в нем традиционных народных правил поведения на природе (глубокое по сути, отражающее этнопедагогическую направленность сочинение).
Этнотерминологический диктант: проверочная работа по знанию определений основных категорий этнопедагогики (более 80% верных ответов и интерпретаций терминов)
Подбор в этнопедагогическое портфолио материалов:
– игры народов мира (более 5),
– колыбельные песни (более 5),
– текст обращения к молодой матери, который убедит её в необходимости петь своему ребёнку колыбельные песни,
– пестушки (более 5),
– поговорки (более 10 – из области народной дидактики, более 10 – из области народного воспитания)
– считалки (более 10),
– загадки (более 20),
– обряды, связанные с основными этапами жизни человека (рождение, имя наречение, первый зуб и т.д.),
– конспекты народных праздников: «Сабантуй», «Навруз», «Масленница», «Православное Рождество», «Католическое Рождество», «День Благодарения».
Составление раздела Портфолио «Методическая копилка диагностирующих и развивающих этническое самосознание и межкультурное общение методик и техник»
Высокий уровень
4–5
3–5
4–5
8,5–10
№
п/п
Показатели освоения
компетенции
(ОК–8): Способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий
Уровень сформированности компетенции
Норма баллов*
Знает
Выполнение комплексного задания «Описание национального характера какого-либо народа»: ответы сформулированы не по всем пунктам плана-характеристики
Умеет, но не знает
Изучение УМК «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики (поверхностное, неглубокое, внешнее знакомство, не зафиксированное в «следах» – конспекте или файле электронного формата)
Исследование национальных стереотипов (интервью реализовано с 1–2 представителями своей культуры (этноса), попытка анализа претензий к приезжающим «гостям из ближнего зарубежья» с точки зрения существующих этнических (национальных) стереотипов и предубеждений отсутствует, список из десяти черт, присущих «типичному представителю» трех этнических общностей: своей собственной, той, которая «больше всего нравится» респонденту, и той, которая ему «больше всего не нравится», представлен, но анализ отсутствует).
Низкий уровень
0–2
0–0,5
0–2
Знает и умеет
Выполнение комплексного задания «Описание национального характера какого-либо народа»: ответы сформулированы по всем пунктам плана-характеристики, но не с высоким качеством
Умеет, имеет навыки и (или) опыт деятельности (владеет)
Изучение УМК «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики: (внешнее знакомство, но зафиксированное в «следах» – конспекте или файле электронного формата).
Исследование национальных стереотипов (интервью реализовано с 3–10 представителями своей культуры (этноса), представлен анализ претензий к приезжающим «гостям из ближнего зарубежья» с точки зрения существующих этнических (национальных) стереотипов и предубеждений, список из десяти черт, присущих «типичному представителю» трех этнических общностей: своей собственной, той, которая «больше всего нравится» респонденту, и той, которая ему «больше всего не нравится», представлен и выполнен некоторый анализ полученной информации).
Средний уровень
2,5–4
1–1,5
2–3
Знает, умеет, имеет навыки и (или) опыт деятельности (владеет)
Полное выполнение комплексного задания «Описание национального характера какого-либо народа» с высоким качеством.
Изучение УМК «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики: (глубокое осмысление, зафиксированное в «следах» – конспекте или файле электронного формата)
Исследование национальных стереотипов (Винтервью участвовало более 10 представителей своей культуры (этноса), представлен анализ претензий к приезжающим «гостям из ближнего зарубежья» с точки зрения существующих этнических (национальных) стереотипов и предубеждений, список из десяти черт, присущих «типичному представителю» трех этнических общностей: своей собственной, той, которая «больше всего нравится» респонденту, и той, которая ему «больше всего не нравится», представлен и выполнен сравнительный анализ полученной информации, имеется составление результатов с приведенными в официальных научных (учебных) источниках информации по проблеме стереотипов или имеется оригинальное представление стереотипов в виде пословиц, поговорок и т.д.).
Высокий уровень
5–6
1–2
3–4
№
п/п
Показатели освоения
компетенции
(ОК–15): Готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям
Уровень сформированности компетенции
Норма баллов*
Знает
Отсутствие эссе «Известные педагоги Вятки в прошлом и настоящем» или выполненное наспех
Умеет, но не знает
Конструирование модели собственной этнической картины мира (половинчато, расплывчатые представления).
Разработка текста–обращения к молодой матери, который убедит её в необходимости петь своему ребёнку колыбельные песни (текст заимствован из имеющихся)
Низкий уровень
0–0,5
0–3
0–1
Знает и умеет
Эссе «Известные педагоги Вятки в прошлом и настоящем» выполнено некачественно
Конструирование модели собственной этнической картины мира (достаточно четкие представления)
Умеет, имеет навыки и (или) опыт деятельности (владеет)
Разработка текста–обращения к молодой матери, который убедит её в необходимости петь своему ребёнку колыбельные песни (текст заимствован из имеющихся, но дополнен некоторыми авторскими элементами)
Средний уровень
3,5–5
1–3
Знает, умеет, имеет навыки и (или) опыт деятельности (владеет)
Качественное эссе «Известные педагоги Вятки в прошлом и настоящем».
Конструирование модели собственной этнической картины мира (полное четкое представление, адекватное идее нормальной этнической толерантности).
Разработка текста–обращения к молодой матери, который убедит её в необходимости петь своему ребёнку колыбельные песни (текст авторский)
Высокий уровень
1,5–2
5–6
3–5
№
п/п
Показатели освоения
компетенции
(ОПК–9): Способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития
Уровень сформированности компетенции
Норма баллов*
Знает
Подготовка сообщения по теме «Мигрантская педагогика: программы, методы, трудности» (отсутствие текста или некачественный конспект докторской диссертации М.В. Дюжаковой)
Умеет, но не знает
Создание интеллект–картыс помощью программы ХМind по теме «Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации» (карта лишь приблизительно отражает содержание документа, проста по структуре, малоинформативна)
Разработка сценария любого мероприятия этнопедагогического характера (праздник, обряд, игра и т.д.) и проведение его в одной из образовательных организаций: детский сад, школа, детский дом, вуз и т.д. (только представление разработки, мероприятие не реализовано)
Задание на выбор (одно из трех):
Разработка и реализация плана-проекта «Проектирование работы психолога по диагностике и развитию этнического самосознания и межэтнической компетентности в образовательной организации» (только разработка и элементы реализации);
– написание статьи для публикации в сборнике студ. работ по проблемам применения этнопедагогического знания в современном образовательном пространстве (содержание статьи в основном реферативного характера);
– Выполнение проекта «Этнические маркеры Кирова и Кировской области»(проявление элементов этнопедагогики в искусстве, быту и др.) (отсутствие системы в проекте, малое количество маркеров)
Низкий
уровень
0–1
0–1
0–4
0–4
Знает и умеет
Создание интеллект–картыс помощью программы ХМind по теме «Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации» (карта достаточно хорошо отражает содержание документа, но проста по структуре, не достаточно информативна)
Умеет, имеет навыки и (или) опыт деятельности (владеет)
Подготовка сообщения по теме «Мигрантская педагогика: программы, методы, трудности» (представлен конспект докторской диссертации М.В. Дюжаковой, но без достаточной осмысленности и СЛС)
Разработка сценария любого мероприятия этнопедагогического характера (праздник, обряд, игра и т.д.) и проведение его в одной из образовательных организаций: детский сад, школа, детский дом, вуз и т.д. (представление разработки, мероприятие реализовано в образовательной практике).
Задание на выбор (одно из трех):
Разработка и реализация плана-проекта «Проектирование работы психолога по диагностике и развитию этнического самосознания и межэтнической компетентности в образовательной организации» (разработка и полная реализация в образовательной практике);
– написание статьи для публикации в сборнике студ. работ по проблемам применения этнопедагогического знания в современном образовательном пространстве (содержание статьи реферативного характера, но с добавлением экспериментальных авторских данных);
– Выполнение проекта «Этнические маркеры Кирова и Кировской области»(проявление элементов этнопедагогики в искусстве, быту и др.) (выполнение проекта эмоциональное и оригинальное, но малое количество маркеров)
Средний
уровень
1–3
1–2
5–8
4–7
Знает, умеет, имеет навыки и (или) опыт деятельности (владеет)
Создание интеллект–картыс помощью программы ХМind по теме «Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации» (карта полно отражает содержание документа, отличается сложной структурой, включает дополнительные конкретизирующие файлы)
Подготовка сообщения по теме «Мигрантская педагогика: программы, методы, трудности» (качественный конспект докторской диссертации М.В. Дюжаковой с использованием СЛС)
Разработка сценария любого мероприятия этнопедагогического характера (праздник, обряд, игра и т.д.) и проведение его в одной из образовательных организаций: детский сад, школа, детский дом, вуз и т.д. (представление качественной разработки, мероприятие реализовано в образовательной практике и выполнен анализ дела).
Задание на выбор (одно из трех):
Разработка и реализация плана-проекта «Проектирование работы психолога по диагностике и развитию этнического самосознания и межэтнической компетентности в образовательной организации» (разработка и полная реализация в образовательной практике с анализом результатов);
– написание статьи для публикации в сборнике студ. работ по проблемам применения этнопедагогического знания в современном образовательном пространстве (содержание авторское, с добавлением экспериментальных авторских данных);
– Выполнение проекта «Этнические маркеры Кирова и Кировской области»(проявление элементов этнопедагогики в искусстве, быту и др.) (системное выполнение проекта эмоциональное и оригинальное, отражающее достаточное количество этномаркеров)
Высокий
уровень
3–4
3–4
8–10
8–10
* Преподаватель определяет количество баллов по каждому уровню освоения студентом компетенции при разработке УМК и доводит до сведения студентов на первом практическом занятии.
Шкала баллов оценки каждого результата (компетенции) является единой для оценки уровня освоения всех компетенций.
Результаты промежуточной аттестации проставляются преподавателем в приложение к экзаменационной (зачетной) ведомости на основе шкалы баллов оценки каждого результата учебной дисциплины (компетенции).
Далее преподаватель переводит сумму баллов в оценку.