1. Раскройте трактовку детства как системно-целостного объекта изучения.
2. Назовите главную социальную функцию детства и раскройте ее сущность.
3. Что такое «субкультура детства»?
4. Назовите современные проблемы детства.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение дисциплины по теме
Основная литература
1. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. – 3–е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с. (Глава 5.)
2. Латышина Д.И. Этнопедагогика : учебник для академического бакалавриата / Д.И. Латышина, Р.З. Хайркллин. – 2–е изд., перераб. и доп. – М. : Изд–во Юрайт, 2014. – 532 с. – серия : Бакалавр. Академический курс. (Книга доступна в электронной библиотеке biblio-online.ru.) Гл. 1. 1.5. Детство как культурно-исторический феномен
3. Социальная педагогика : учебник для бакалавров / под ред. В.И. Загвязинского, О.А. Селивановой. – М. : Изд-во ЮРАЙТ, 2014. – 405 с. – Серия Бакалавр. Раздел 1.2.
4. Хухлаева О.В. Этнопедагогика: учебник и практикум : учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева, А.С. Кривцева. – М.: Изд-во Юрайт, 2014. – 333 с. – серия : Бакалавр. Базовый курс. (Книга доступна для чтения в электронной библиотечной системе biblio-online.ru.)
5. Этнографическая электронная энциклопедия (Образ ребенка. Этапы взросления. Дети в обрядах) : Режим доступаhttp://www.komi.com/Folk/komi/230.htm.
6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации : по сост. на 2014 год : с комментариями юристов. – М. : Эксмо, 2014. – 800 с. – (ГАРАНТ: достоверно.
8. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». – М.: Изд-во «Омега–Л», 2012. – 15 с. – (Законы Российской Федерации).
9. Конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.1989 г.
10. Федорова С.Н. Этнокультурное развитие детей. Психолого-педагогическое сопровождение : учебное пособие / С.Н. Федрова. – М. : ФОРУМ, 2011. – 176 с. – (Высшее образование).
Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Оборудование каб. 109 корпус 2 ВятГГУ – Проектор Epson EB-X14G. Усилитель ВВК AV320Т с микрофоном Panasonik. Ноутбук Lenovo G5030, проектор для презентации студентам содержания темы. кааб. 127: 12 компьютеров Acer, Проектор мультимедийный Beng MP 622, Ноутбук Samsung. Наличие нормативно–правовых документов: Конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.1989 г.; Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации : по сост. на 2014 год : с комментариями юристов. – М. : Эксмо, 2014. – 800 с. – (ГАРАНТ: достоверно); Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». – М.: Изд-во «Омега–Л», 2012. – 15 с. – (Законы Российской Федерации). Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации. [Электронный ресурс] режим доступа – http://mon.gov.ru/work/vosp/dok/6988/, свободный.
Раздел II. Духовные истоки народной педагогики
Тема 2.1. Природа и духовное начало народных воспитательных традиций
Семинар № 7 «Природа и духовное начало народных воспитательных традиций»
План
1. Взаимоотношения человека и природы в разных этносах. Гармония Природы и Человека – важнейший постулат народной педагогики любого этноса
2. Религия как источник народной этики
3. Нравственные и этические ценности и их воспитательная роль
Ключевые понятия семинара:этика и мораль, нравственные и этические ценности, гармония человека и природы, религия, этика христианства, ислама, буддизма, иудаизма.
Ход семинара
1. Обобщение информации об отношениях человека и природы в разных этносах: выведение важнейшего постулата народной педагогики любого этноса. Выступления-презентации студентов по домашним заданиям – представления эссе «Природа и я».
2. Работа с этнологическим словариком – запись основных терминов темы.
3. Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы по религиям
Самостоятельная аудиторная работа по теме учебной дисциплины:
№
п/п
Вид самостоятельной работы
Форма самостоятельной работы
Форма отчетности
Общая (единое задание для каждого студента группы)
Представление эссе «Природа и я» (в любой форме).
Работа с этнологическим словариком – запись основных терминов темы
Выступления-презентации студентов по домашним заданиям – представления эссе «Природа и я».
Проверка записей в портфолио
Групповая
Индивидуальная
Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы по религиям
Представление заполненной таблицы в тетради
Сравнительно-обобщающая таблица по религиям
Название
религии
Когда и где возникла
Ореолы распространения религии в современном мире
Основные идеи и заповеди,
ограничения,
этические правила социального поведения
Основные термины,
объекты поклонения
Христианство
Ислам
Буддизм
Иудаизм
(на выбор)
Язычество,
…
Самостоятельная внеаудиторная работа по теме учебной дисциплины:
№ п/п
Вид самостоятельной работы
Форма самостоятельной работы
Срок сдачи для обучающихся очной формы обучения
Форма отчетности
Общая (единое задание для каждого студента группы)
Ознакомление с концептуальной основой, компонентами, содержательным наполнением, организационными особенностями реализации в 4–5 классе общеобразовательной школы учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики». Подготовка соответствующего конспекта в тетради. Приобретение электронной версии компонентов УМК
7 неделя семестра
Проверка записей в этнопедагогчисеком портфолио
Групповая
Индивидуальная
Подготовка к следующему семинару № 8 «Православная народная педагогика»
Привести примеры и факты влияния народной педагогики на собственное воспитание: назидание бабушки, внушения отца, советы матери, пожелания старших товарищей.
7-я неделя семестра
Участие в обсуждении «Отражении идей народной педагогики в собственном воспитании»