(ОК–1): Способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды
Знает
сущность ситуации «этнического парадокса современности»; основные понятия, раскрывающие сущность этнопедагогики как междисциплинарной отрасли знаний на стыке этнологических, социальных и психолого-педагогических наук
Найдите ответы на вопросы:
1. Понятие о народной педагогике.
2. Общее и разное в народной и этнопедагогике.
3. Этнопедагогика как составная часть культуры, область знания, учебная дисциплина и сфера практической деятельности.
4. Истоки народной педагогики. Природа и народная педагогика. Какому этикету нас учит сама природа?
5. Религия как источник народной этики.
6. Нравственный идеал как цель народной педагогики.
7. Действенность символов. Люди-символы, события-символы.
8. Универсальные нравственные принципы и системы нравственных ценностей всех религий мира.
9. Гуманизм народной педагогики. Природосообразность народной педагогики. Отрицательные элементы народной педагогики.
10. Основные факторы народной педагогики.
Умеет
с помощью этнопедагогических принципов, форм и средств находить в каждой конкретной образовательной или социокультурной ситуации способ разрешения противоречия между официальной и народной педагогикой; творчески развивать и применять на практике идеи этнопсихологии и этнопедагогики
Навыки и (или) опыт деятельности (владеет)
приемами самостоятельной трансформации, структурирования и психологически грамотного преобразования теоретического этнопедагогического знания в практическую профессиональную деятельность социального педагога
(ОК–8): Способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий
Знает
этнопедагогическую основу народной педагогической культуры разных этносов, народностей и наций; основную литературу по проблемам этнопедагогики
Найдите ответы на вопросы:
11. Содержание этнической, национальной психологии, ее структура.
12. Теории возникновения и эволюции этносов.
13. Этнопедагогические особенности общения и социальной регуляции поведения. Этническая толерантность. Шкала этноцентризма.
14. Этническая идентичность и её формирование в период детства.
15. Этническая картина мира и её связь с национальным менталитетом.
16. Теории приобретения этничности: примордиализм, конструктивизм, инструментализм.
17. Этнопедагогическая характеристика народов России. Этническая характеристика Кировской области (Вятского края).
Умеет
использовать знания этнопедагогического характера в повседневной социально-педагогической деятельности; применять на практике этнопедагогические средства и методы воспитания
Навыки и (или) опыт деятельности (владеет)
приемами выражения толерантности в процессе общения с участниками образовательного процесса при выстраивании социальных взаимодействий
(ОК–15): Готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям
Знает
методологию анализа наследия классиков педагогики с учетом национально-этнического компонента; идеи народности и культуросообразности в педагогической теории; особенности этнопедагогического воспитания в семьях возникших в различных природных условиях и исповедующих разные религии; о влиянии средств (устного народного творчества, традиций и обычаев, обрядов, народных праздников, детских игр, народных художественных промыслов) и факторов народного воспитания (труда, слова, общения, религии) на социализацию личности
Найдите ответы на вопросы:
18. Межэтнические отношения. Национальные стереотипы и предрассудки. Этнические конфликты.
19. Педагогические воззрения разных народов на воспитание и обучение детей.
20. Особенности православной педагогики.
21. Этические основы христианства – источник нравственного воспитания русских, украинцев, белорусов, поляков, армян, греков.
22. Православный христианский этикет.
23. Русский фольклор и его роль в разностороннем воспитании.
24. Воспитательная роль русской обрядности.
25. Основы народной дипломатии и ее роль в сохранении мира.
26. Воспитательные традиции мусульман.
27. Мораль и этика буддизма.
28. Воспитательные традиции иудаистов.
29. Основные средства народной педагогики.
30. Семья как идеал народной педагогики. Особенности воспитания в семьях разных религиозных верований.
31. Мусульманские праздники.
32. Нравственный аспект Великого Поста.
33. Обрядность в народной педагогике. Весенняя обрядность и ее воспитательное значение.
34. Языческое и христианское в Масленице.
Умеет
ориентироваться в особенностях этнического взаимодействия народов проживающих на территории России; использовать народные традиции в образовательном процессе и воспитании как его составной части; формировать этническую идентичность личности ребенка; анализировать традиции воспитания разных народов, выявлять общее и особенное; вести наблюдения в процессе деятельности в различных этнических сообществах
Навыки и (или) опыт деятельности (владеет)
приемами рефлексирования в общении всего комплекса ощущений, приводящих к ксенофобии и национальной нетерпимости
(ОПК–9): Способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития
Знает
об объективных связях обучения, воспитания и развития личности в социокультурном пространстве; специфику современной поликультурной и полиэтнической образовательной среды; требования к педагогу, выполняющему свои профессиональные функции в этих условиях
Найдите ответы на вопросы:
35. Педагогические воззрения разных народов на воспитание и обучение детей.
36. Особенности православной педагогики.
37. Этические основы христианства – источник нравственного воспитания русских, украинцев, белорусов, поляков, армян, греков.
38. Православный христианский этикет.
39. Русский фольклор и его роль в разностороннем воспитании.
40. Воспитательная роль русской обрядности.
41. Основы народной дипломатии и ее роль в сохранении мира.
42. Воспитательные традиции мусульман.
43. Мораль и этика буддизма.
44. Воспитательные традиции иудаистов.
45. Основные средства народной педагогики.
46. Семья как идеал народной педагогики. Особенности воспитания в семьях разных религиозных верований.
47. Мусульманские праздники.
48. Нравственный аспект Великого Поста.
49. Обрядность в народной педагогике. Весенняя обрядность и ее воспитательное значение.
50. Языческое и христианское в Масленице.
Умеет
проявлять культуру межнационального общения; использовать методы диалога, обсуждения для разрешения межэтнических и межнациональных конфликтных ситуаций в общении и взаимодействии с различными категориями субъектов с различной этнокультурной и конфессиональной принадлежностями; педагогически обосновывать свои профессиональные действия по регуляции этнокультурных отношений в социуме; использовать в работе с ребенком его этнокультурный потенциал
Навыки и (или) опыт деятельности (владеет)
приемами этнопедагогического взаимодействия в педагогическом и ученическом коллективах, а также и других социальных группах; составляющими поликультурной компетенции (этнической и поликультурной толерантностью, гражданской и культурной идентичностью, соответствующим менталитетом, проявлением уважения к представителям других культур и наций и др.); приемами преобразования социального поведения детей разных возрастных групп и этнической принадлежностей, модификации внутрисемейных отношений с учетом этнической и национальной составляющих
Примерные (типовые) контрольные задания для проведения текущего контроля представлены в Разделе 4 УМК.
Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена. При проведении промежуточной аттестации обучающегося учитываются результаты текущего контроля.
Примерный перечень вопросов и практических заданий к экзамену:
Примерные теоретические вопросы
Компетенции
Теоретические вопросы
ОК-1
51. Понятие о народной педагогике.
52. Общее и разное в народной и этнопедагогике.
53. Этнопедагогика как составная часть культуры, область знания, учебная дисциплина и сфера практической деятельности.
54. Истоки народной педагогики. Природа и народная педагогика. Какому этикету нас учит сама природа?
55. Религия как источник народной этики.
56. Нравственный идеал как цель народной педагогики.
57. Действенность символов. Люди-символы, события-символы.
58. Универсальные нравственные принципы и системы нравственных ценностей всех религий мира.
59. Гуманизм народной педагогики. Природосообразность народной педагогики. Отрицательные элементы народной педагогики.
60. Основные факторы народной педагогики.
ОК-8
61. Содержание этнической, национальной психологии, ее структура.
62. Теории возникновения и эволюции этносов.
63. Этнопедагогические особенности общения и социальной регуляции поведения. Этническая толерантность. Шкала этноцентризма.
64. Этническая идентичность и её формирование в период детства.
65. Этническая картина мира и её связь с национальным менталитетом.
66. Теории приобретения этничности: примордиализм, конструктивизм, инструментализм.
67. Этнопедагогическая характеристика народов России. Этническая характеристика Кировской области (Вятского края).
ОК-15
68. Межэтнические отношения. Национальные стереотипы и предрассудки. Этнические конфликты.
69. Педагогические воззрения разных народов на воспитание и обучение детей.
70. Особенности православной педагогики.
71. Этические основы христианства – источник нравственного воспитания русских, украинцев, белорусов, поляков, армян, греков.
72. Православный христианский этикет.
73. Русский фольклор и его роль в разностороннем воспитании.
74. Воспитательная роль русской обрядности.
75. Основы народной дипломатии и ее роль в сохранении мира.
76. Воспитательные традиции мусульман.
77. Мораль и этика буддизма.
78. Воспитательные традиции иудаистов.
79. Основные средства народной педагогики.
80. Семья как идеал народной педагогики. Особенности воспитания в семьях разных религиозных верований.
81. Мусульманские праздники.
82. Нравственный аспект Великого Поста.
83. Обрядность в народной педагогике. Весенняя обрядность и ее воспитательное значение.
84. Языческое и христианское в Масленице.
ОПК-9
85. Педагогические воззрения разных народов на воспитание и обучение детей.
86. Особенности православной педагогики.
87. Этические основы христианства – источник нравственного воспитания русских, украинцев, белорусов, поляков, армян, греков.
88. Православный христианский этикет.
89. Русский фольклор и его роль в разностороннем воспитании.
90. Воспитательная роль русской обрядности.
91. Основы народной дипломатии и ее роль в сохранении мира.
92. Воспитательные традиции мусульман.
93. Мораль и этика буддизма.
94. Воспитательные традиции иудаистов.
95. Основные средства народной педагогики.
96. Семья как идеал народной педагогики. Особенности воспитания в семьях разных религиозных верований.
97. Мусульманские праздники.
98. Нравственный аспект Великого Поста.
99. Обрядность в народной педагогике. Весенняя обрядность и ее воспитательное значение.
100. Языческое и христианское в Масленице.