Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Форма текущего контроля. Фронтальная дискуссия по анализу народной сказки.



Фронтальная дискуссия по анализу народной сказки.

Участие в мини-конференции по ответам на теоретические вопросы (см. ниже).

 

Материалы текущего контроля:

Найдите ответы на вопросы:

– Назовите фамилию основоположника этнопедагогики.

– Чем отличаются такие подходы к изучению этнопедагогики как эмик и этик?

– В чем сущность культурологического и аксиологического подходов к изучению этнопедагогики?

– Назовите источники этнопсихологии и этнопедагогики.

– Раскройте связь этнопсихологии и этнопедагогики с другими гуманитарными науками.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение дисциплины по теме

Основная литература

1. Арсалиев, Ш. М-Х. Методология современной этнопедагогики. – М.: Гелиос АРВ, 2013. – 320 с.

2. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. – 3–е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с.

3. Крысько В. Этническая психология : Режим доступа : http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/krusko/index.php. - Глава 1, п.1.3.

4. Кукушин В.С. Этнопедагогика. учебное пособие / В.С. Кукушин. – 2 изд., испр. и доп. – М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭКС, 2013. – 432 с.

5. Латышина Д.И. Этнопедагогика : учебник для академического бакалавриата / Д.И. Латышина, Р.З. Хайркллин. – 2–е изд., перераб. и доп. – М. : Изд–во Юрайт, 2014. – 532 с. – серия : Бакалавр. Академический курс. (Книга доступна в электронной библиотеке biblio-online.ru.) Гл. 1.

Дополнительная литература

1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.

2. Нездемковская Г.В. Этнопедагогика: учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект; Альма Матер, 2011.

3. Огородникова С.В. Школьный музей нового типа – средство гражданского образования в сельском социуме : метод пособие / С.В. Огородникова, Т.А. Конышева, Т.И. Комарова; под ред. В.С. Данюшенкова. – Киров : Изд–во ВятГГУ, 2009. – 83 с.

 

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Оборудование каб. 109 корпус 2 ВятГГУ – Проектор Epson EB-X14G, Ноутбук Lenovo G5030, Усилитель ВВК AV320Т с микрофоном Panasonik, проектор для помощи студентам в презентации результатов использования методов исследования в этнопедагогике.

 

Тема 1.4. Психологические основы этнопедагогики

 

Лекция № 4 «Психологические основы этнопедагогики»

 

Цель: Ознакомить студентов с этнопсихологическими предпосылками этнопедагогики – позитивной этнической идентичностью, этнической толерантностью на групповом и личностном уровнях, сущностью умения организовать оптимальное взаимодействие в этноконтактных группах, а также принципами методически выверенной реализации этнокультурного просвещения.

 

План

1. Основные характеристики этнопсихологии. Измерение культуры и классификация культур.

2. Этнические различия и этническая идентичность. Национальный менталитет. Национальные стереотипы и предрассудки. Этническая и межкультурная адаптация. Этнические конфликты.

3. Этническая картина мира.

 

Ключевые понятия: этнопсихология, этническая идентичность, этнической этническая толерантность, этноконтактные группы, культура, этническая культура и культура этноса, национальный менталитет, национальные стереотипы и предрассудки, этническая и межкультурная адаптация, энические конфликты.

 

Самостоятельная аудиторная работа по теме учебной дисциплины:

 

№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Форма отчетности
Общая (единое задание для каждого студента группы) Конспектирование материала лекции по вопросу «Характеристики этнопсихологии как науки» при опоре на интеллект-карту (каждому студенту сокращенная карта выдается на бумажном носителе, где студент имеет возможность сделать пометки замечания) Проверка записей на схеме
     
Индивидуальная Работа с раздаточным материалом по теме «Измерение культуры и классификация культур». Изучив материал о типологии культур, студентам предлагается вывести совокупность характеристик для русской культуры   Представление и защита «портрета» русской культуры

 

Интеллект-карта по теме «Психологические основы этнопедагогики»

 

 

Культура – сложное понятие, относящееся как к материальным, социальным явлениям, так и к индивидуальному поведению, репродукции, организованной деятельности (религия, искусство и наука). Культура амодальна: мы можем видеть лишь проявления культуры в продуктах деятельности, ритуалах, традициях и изучать ее, выявляя различия в поведении представителей разных культур. Культура системна: многочисленные элементы культуры имеют иерархическую взаимозависимость и находятся в тесной и неразрывной взаимосвязи, ни один элемент не может быть адекватно понят вне связи с остальными, равно как и не может существовать в отрыве от всей системы в целом. Носителем и транслятором культуры является личность человека.

Типологии культур

Простота – сложность

Индивидуализм – коллективизм

Открытость–закрытость

Избегание неопределенности

Дистанция власти

Маскулинность–фемининность

Этническая идентификация (её также многие ученые включают в состав национального самосознания) – постепенное перенесение индивидом на себя (интериоризация) качеств этнической общности, в которой индивид формируется как личность. Этническая идентичность – результат процесса этнической идентиифкации, представление человека о себе как о члене определенной этнической группы наряду с эмоциональным и ценностным значением. По мнению Г.У Солдатовой, этническая идентичность, с одной стороны, уже, так как представляет собой когнитивно-мотивационное ядро этнического самосознания, с другой – шире, поскольку содержит в себе слой бессознательного.

Этническая идентичность — это осознание, восприятие, эмоциональное оценивание, переживание своей принадлежности к этнической общности. Смысл данного понятия наилучшим образом отражает именно термин переживание, переживание индивидом отношений Я и этнической среды – своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других общностей, самоопределения в социальном пространстве относительно многих этносов (см. рис.). Приступая к исследованию этнической идентичности, нужно учитывать множество нюансов.

Так, необходимо разводить понятия этнической идентичности и этничностисоциологической категории, относящейся к определению этнической принадлежности по ряду объективных признаков: этнической принадлежности родителей, месту рождения, языку, культуре. Если этничность – аскриптивная (приписываемая обществом) характеристика, то этническая идентичность достигается индивидом в процессе конструирования социальной реальности на основе этничности, но не сводится к ней. В реальной жизни субъективная идентичность и социально предписанная этничность далеко не всегда совпадают.

Этничность – особое константное, хотя и различное по интенсивности переживание групповой идентичности и солидарности, формирующееся первоначально на основе биогенетического и биосоциального единства и проявляющееся в форме сравнения «нас» с «не–нами» в ходе группового взаимодействия в этносоциальном пространстве (Г.У Солдатова).

Национальный менталитет – относительно целостная, качественно определенная совокупность мыслей, знаний, верований, убеждений личности (общности), создающая картину мира и определяющая характер, направленность поведения, деятельности.

Этнические конфликты – высшая, наиболее острая форма развития этнических противоречий.

Этническая адаптация – процесс приспособления, освоения, как правило активного, личностью или группой новых для неё социально-этнических условий или этнической среды.

Понятие о современной этнической картине мира (ЭКМ)

Этническая культура мира – важная составляющая национального менталитета, включающая в себя различные этнокультурные концепты и концептуальные структуры (Сироткина Т.А.). Сердцевиной этнокультуры является ментальность – «совокупность типичных проявлений в категориях родного языка понимания человеком (членом данного культурно–языкового сообщества) внешнего и внутреннего мира, специфическое проявление в процессах познания интеллектуальных, духовных и волевых качеств национального характера» (Алефиренко Н.Ф., 2002)

Этническая картина мира как конструируемый и структурированный социальный феномен, в основе которого лежат представления о социальной реальности, связывающие субъекта с его этнической общностью (Дерига Д.С., 2008).

ЭКМ – целостный конструируемый мир, включающий в себя структурированную и систематизированную под этническим углом зрения совокупность образов-представлений этноса и его членов о социальной реальности и имеющий интерсубъективный характер.

Основой конструирования ЭКМ выступает этничность, которая наполнена интерсубъективными смыслами. Этничность представляется характеристикой групповой идентичности, имеющей естественный характер, который проявляется во взаимодействии этнофоров, и отличающей одну этническую группу от другой. Одновременно с этим, этничность может рассматриваться как самостоятельный феномен, наполненный смыслами. Именно в этом аспекте этничность может выступать в качестве основы конструирования интерсубъективного мира носителей этничности и фундамента ЭКМ.

Способы репрезентации ЭКМ: язык, традиции, обычаи, ритуалы, фольклор, искусство, система этнокультурных символов и др. Репрезентации представляются как связь между интерсубъективным миром и реальным. Отмечается, что все вышеперечисленные элементы – вполне конкретные структуры, вырастающие из социокультурного пространства социальной системы и определяющие его содержание. ЭКМ репрезентируется, «является» реальному миру посредством перечисленных структур. Корни вышеуказанных структур лежат в конструируемом ментальном мире.

Это та "призма", через которую представитель этноса смотрит на мир и создает его образ.


 

 

 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.