1. Составление списка источников литературы по проблеме воспитания этнокультуры современного школьника.
2. Этнотерминологический диктант: проверочная работа по знанию определений основных категорий этнопедагогики.
3. Выполнение анализа сказки (по алгоритму Хоменко И.Я.:
– Как отражается национальная ценностная парадигма: какие модели решения той или иной проблемы используются?
–. Какая педагогическая идея (мораль) заложена в сказке?
– Тендерный состав героев (чем обусловлен).
– Взаимоотношения старших и младших (родителей/детей, братьев/сестер). Какие стили общения в них отражены?
– Каким образом усваиваются героями ценностные нормы (устно, на примере других, через собственный опыт и т.д.)?
– Какие черты национального характера проявляются в действиях и установках героев?
– Какой урок (вывод) может получить ребенок, прочитавший эту сказку?).
4. Написание минисочинения на тему «Природа и я», отражение в нем традиционных народных правил поведения на природе.
5. Подбор в этнопедагогическое портфолио материалов:
– игры народов мира (не менее 5),
– колыбельные песни (не менее 5),
– текст обращения к молодой матери, который убедит её в необходимости петь своему ребёнку колыбельные песни,
– пестушки (не менее 5),
– поговорки (не менее 10 – из области народной дидактики, менее 10 – из области народного воспитания)
– считалки (не менее 10),
– загадки (не менее 20),
– обряды, связанные с основными этапами жизни человека (рождение, имя наречение, первый зуб и т.д.),
– конспекты народных праздников: «Сабантуй», «Навруз», «Масленница», «Православное Рождество», «Католическое Рождество», «День Благодарения».
6. Составление раздела Портфолио «Методическая копилка диагностирующих и развивающих этническое самосознание и межкультурное общение методик и техник».
7. Дайте определения, пояснения, комментарии к приведенным ниже словам. Проиллюстрируйте конкретными примерами из жизни и этнопедагогического портфолио:
А. Педагогика народная: Фольклорная, обыденная, обычная, неформальная, нешкольная, житейская, традиционная, естественная, природосообразная, жизнесообразная. Педагогическая мудрость, мудрость воспитания, народная педагогическая культура, традиционная педагогическая культура, традиционная культура воспитания, народное воспитание, традиционное воспитание.
Б. Этнопедагогика: Этнопедагогическая аксиология (выявление воспитательной ценности средств народной педагогики): пестушки, скороговорки, тайные языки, колыбельные песни, заклички, пословицы, поговорки, загадки, запуги, сказки, заговоры, стихи, приметы, предания, легенды, былины, эпос, игра, игрушки.
В. Этнопедагогическая эпистемия (выявление педагогических идей в произведениях народной педагогики): ум, разум, мысль, знание, признание, смысл, нрав, красота, добро, труд, здоровье, учение, приучение, наставление, воспитание, перевоспитание, самовоспитание, взаимное воспитание, привычка, навык.
ОК-8
8. Выполнение комплексного задания «Описание национального характера какого-либо народа».
9. Изучение УМК «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики.
10. Разработайте план экспериментального исследования «Исследование национальных стереотипов» с включением этапов по изучению авто- и гетеростереотипов и определения уровня этнической толерантности (по шкале этноцентризма).
11. Дайте определения, пояснения, комментарии к приведенным ниже словам. Проиллюстрируйте конкретными примерами из жизни и этнопедагогического портфолио:Цель воспитания (народные идеалы совершенного человека): Маленький да удаленький, добрый молодец, умница и красавец, настоящий человек, настоящий мужчина, настоящий горец, настоящий джигит, «честно живущий человек», «три добра», «семь заповедей-благословений», «девять доблестей мужчины».
ОК-15
12. Написание эссе «Известные педагоги Вятки в прошлом и настоящем».
13. Конструирование модели собственной этнической картины мира (полное четкое представление, адекватное идее нормальной этнической толерантности).
14. Разработка текста–обращения к молодой матери, который убедит её в необходимости петь своему ребёнку колыбельные песни.
15. Дайте определения, пояснения, комментарии к приведенным ниже словам. Проиллюстрируйте конкретными примерами из жизни и этнопедагогического портфолио:А. Методы и приемы воздействия на чувства, сознание и поведение (приемы морального возвышения и подавления): увещевание, уговор, разъяснение, предостережение, предупреждение, приказ, просьба, поручение, поверье, наставление, назидание, пожелание, совет, завет, намек, одобрение, благодарность, осуждение, упрек, укор, угроза, устрашение, зарок, запрет, повиновение, обвинение, благодарение, прощение, раскаяние, покаяние, благопожелание, благословение, заповедь, исповедь, проповедь, клятва, проклятье, завещание. Б. Факторы народного воспитания: природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия, пример-идеал (личность-символ, событие-символ, идея-символ, знаковые предметы и явления, реликвии, талисманы, святыни).
ОПК-9
16. Подготовка сообщения по теме «Мигрантская педагогика: программы, методы, трудности».
17. Создание интеллект–картыс помощью программы ХМind по теме «Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации».
18. Разработка и реализация плана-проекта «Проектирование работы психолога по диагностике и развитию этнического самосознания и межэтнической компетентности в образовательной организации»;
19. Написание статьи для публикации в сборнике студ. работ по проблемам применения этнопедагогического знания в современном образовательном пространстве;
20. Выполнение проекта «Этнические маркеры Кирова и Кировской области»
Формирование экзаменационных билетов (заданий) осуществляется из возможности набора студентом во время промежуточной аттестации от 0 до 20 баллов.