Фронтальная дискуссия по изученным теориям этничности.
Материалы текущего контроля:
Найдите ответы на вопросы:
Проблемные вопросы, рассматриваемые на лекции:
– Сформирована ли на сегодняшний момент методология этнопедагогики и что понимают под ней современные ученые? Какие ученые–педагоги внесли вклад в становление методологии энопедагогики?
– Какие основные направления исследований характерны для современной этнопедагогики?
– Какие уровни методологии выделяются в современной этнопедагогике и какие методологические подходы им соответствуют?
– Чем отличаются теоретические конструкции объяснения сущности и возникновения этнической идентичности человека – примордиализм, инструментализм и конструктивизм – друг от друга? Каковы их принципиальные идеи и положения?
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение дисциплины по теме
Основная литература
1. Набок И.Л. Педагогика межнационального общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Л. Набок. – М.: ИЦ «Академия», 2010. – 304 с.
2. Крысько В.Г. Этническая психология : учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. – 10–е изд., перераб. и доп. – М.: Изд–во Юрайт, 2014. – 359 с. Серия : Бакалавр. Углубленный курс. (Книга доступна для чтения в электронной библиотечной системе biblio-online.ru.)
3. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. – 3–е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с. Глава 2.
4. Латышина Д.И. Этнопедагогика : учебник для академического бакалавриата / Д.И. Латышина, Р.З. Хайркллин. – 2–е изд., перераб. и доп. – М. : Изд–во Юрайт, 2014. – 532 с. – серия : Бакалавр. Академический курс.
5. Арсалиев, Ш. М-Х. Методология современной этнопедагогики. – М.: Гелиос АРВ, 2013. – 320 с.
Дополнительная литература:
Садохин, А.П. Основы этнологии: учебное пособие для вузов / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2003. – 351 с.
Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Оборудование каб. 109 корпус 2 ВятГГУ – Проектор Epson EB-X14G, Ноутбук Lenovo G5030, Усилитель ВВК AV320Т с микрофоном Panasonik, проектор для демонстрации интеллект–карты «Методология этнопедагогики» в программе Xmind.
Распечатанные обобщающие таблицы по методологическим подходам.
Семинар № 5 «Методы изучения этнопедагогики»
Интерактивное занятие
План
1. Обобщение информации о системе методов этнопедагогики и этнопсихологии.
2. Освоение одного из методов – анализа произведения устного народного творчества – сказки.
3. Проверка уровня развития профессиональной этнотолерантности у педагога (прохождение теста: Степанов П.В. Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика / под ред. Л.И.Новиковой. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 84 с.)
Ключевые понятия семинара:методология этнопедагогики, её уровни, система методов этнопедагогики, общелогические, общенаучные, исторические, социологические, психолого-педагогические, «собственные» методы теоретического и эмпирического уровня.
Ход семинара
1. Работа с этнологическим словариком (повторение терминов по теме «Методология этнопедагогики» по интеллект-схеме).
2. Работа с текстами документов: Ознакомление с алгоритмом анализа сказки (И.Я. Хоменко).
3. Работа в группах по анализу сказки по выбору («Сказка о рыбаке и рыбке», «Колобок», «Репка», «Аленький цветочек»). Представление коллективных продуктов анализа.
4. Исследование изделий различных народных мастеров – дымковской игрушки, росписей различных предметов быта (бумажный раздаточный материал), кружев (возможны экскурсия в магазин у Филармонии – «КУДЕСНИК», Областной краеведческий музей, или Школьный краеведческий музей в с. Среднеивкино Верхошижемского р–на).
Самостоятельная аудиторная работа по теме учебной дисциплины:
№ п/п
Вид самостоятельной работы
Форма самостоятельной работы
Форма отчетности
Общая (единое задание для каждого студента группы)
Работа с этнологическим словариком
Проверка записей в этнопедагогчисеком портфолио
Групповая
Работа в группах по анализу сказки по выбору («Сказка о рыбаке и рыбке», «Колобок», «Репка», «Аленький цветочек»).
Использование обсервационного приема (наблюдения в разных условиях жизнедеятельности семьи, народа, изучение результатов труда, образцов народной культуры и др.).
Презентация результатов анализа сказки
Презентация исследования продукта народного творчества
3 3
Индивидуальная
Представление промежуточных итогов работы по проекту «Этномаркеры Кировской области»
Представление и защита результатов проекта
Алгоритм анализа сказки (Хоменко Ирина Алексеевна, Сайт: www.inter-pedagogika.ru)
Педагогический анализ национальной сказки:
1. Как отражается национальная ценностная парадигма:
какие модели решения той или иной проблемы используются?
2. Какая педагогическая идея (мораль) заложена в сказке?
3. Гендерный состав героев (чем обусловлен)?
4. Взаимоотношения старших и младших (родителей/детей, братьев/сестер) – какие стили общения в них отражены?
5. Каким образом усваиваются героями ценностные нормы? (устно, примером других, через собственный опыт и т.д.)
6. Какие черты национального характера проявляются в действиях и установках героев?
7. Какой урок (вывод) может получить ребенок, познакомившийся с этой сказкой?