Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Теоретический материал к семинару по теме «Народный идеал в системе нравственных ценностей»



В любой педагогической системе одним из ключевых является понятие «воспитательный идеал». Размышляя о народном идеале воспитания, Г.Н. Волков оперирует понятиями «совершенный человек» и «совершенная личность».

Именно формирование совершенной личности Г.Н. Волков считает лейтмотивом народного воспитания. «Народный идеал совершенного человека, – пишет он, – следует рассматривать как суммарное, синтетическое представление целей народного воспитания... В идеале показывается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, дается ему высший образец, к которому он должен стремиться» (Волков Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. С. 230.). Г.Н. Волков отмечает, что представления каждого народа о совершенной личности развивались и конкретизировались под влиянием исторических условий. Своеобразие условий жизни народа находит свое отражение в национальном идеале человеческих совершенств.

Пример.«Настоящий джигит» башкир, татар, народов Кавказа и Средней Азии имеет некоторые отличия от русского «доброго молодца» родом своей деятельности, кодексом приличий и хорошего тона и т.п.

В основных же человеческих качествах идеалы совершенной личности все-таки очень близки друг к другу. Всеми народами ценится ум, здоровье, трудолюбие, любовь к Родине, честность, храбрость, великодушие, доброта, скромность и т.д.

По наблюдениям Г.Н. Волкова, у некоторых народов, в частности, у адыгов, любовь к Родине – одна из решающих черт совершенной личности – «всегда проявлялась вместе с чувством родового и национального достоинства... Высокое чувство национального достоинства предполагало осуждение и отклонение поведения, порочащего нацию, что способствовало воспитанию ответственности перед родным народом за свое доброе имя, а перед другими народами – за доброе имя своего народа (Волков Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. С. 232–233.). “Будь таким, чтоб по тебе судили о твоем народе, будь достойным сыном (дочерью) своего народа”, – такая идея, часто высказываемая в виде благопожеланий, присутствует в педагогике почти всех народов. У каждого народа имеется своя система нравственных совершенств: у чувашей – это «семь благ» или «семь заповедей», у бурятов «девять доблестей» и т.д. «Стремление человека к совершенству, – пишет Г. Н. Волков, – естественно. Само это стремление – внутренний стимул к прогрессу человека и человечества». От национального идеала совершенного человека он переходит к общечеловеческому идеалу воспитания, который «не может быть создан одним народом. В характеристиках совершенного человека народы не противоречат, а дополняют друг друга. Общечеловеческие представления о нравственности, красоте, уме складываются из суммы представлений многих поколений, многих народов; идеал совершенной личности также может быть объективно представлен только как гармоническое единство мыслей разных народов о хорошем человеке». Одним из ключевых в народной педагогике является формирование у детей чувства уважения к другому народу, его традициям и культуре, но прежде этого у учащегося должно быть сформировано национальное самосознание и чувство собственного достоинства. «На основе собственного самосознания, – пишет Г.Н. Волков, – благодаря сравнению с самим собой, умению ставить себя на место других, на собственном личном примере – на своем национальном достоинстве – человек учится понимать, уважать и ценить национальное достоинство другого человека любой национальности, ибо невозможно по-настоящему оценить в другом то, что отсутствует в тебе самом». Методологические подходы к сущности этнопедагогических явлений выстраивались на основе конкретного исторического анализа, в максимальной мере учитывалось то, что традиционная культура воспитания обусловлена своеобразием социокультурного и исторического развития жизни этноса. Этнопедагогические явления рассматривались с учетом связи истории с современностью, как диалектические проявления общего, особенного и частного, в русле системного подхода к анализу явлений воспитания и образования.


 

 


«Логическая цепочка» возникновения народного идеала воспитания

 

Народная педагогика, включающая фольклорную, народную, традиционную педагогику, – это педагогика национального спасения, представляющая собой самую эффективную отрасль педагогических знаний, активно способствующую гармонизации межнациональных отношений.

Структурообразующим компонентом системы воспитания любого народа является национальное; именно это глубинное, национальное, и составляет ядро, сердцевину национального и общенационального патриотизма, поэтому именно национальные особенности составляют основу или своего рода каркас духовного богатства представителя любой национальности.

Этническая культура воспитания, этнокультуравообще – это целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из населения народом. Сохранение национальных особенностей в результате этнического воспитания означает сохранение нации. Национальные особенности – духовная ценность нации, ее лицо, неповторимый облик – сближают людей, заинтересовывают другие национальности. Уважение к этим особенностям, их понимание превращает народы в гармонизированные, солидарно взаимодействующие сообщества. Полиэтничность – богатство человечества, его достоинство, его толерантное взаимодействие в счастливом, едином мире в будущем. Именно национальнорегиональные традиции, помогая выработке и созданию оптимально функционирующих воспитательно-образовательных систем, близких детям по мировосприятию, способствуют осознанию общности народных педагогических культур, всех духовно-нравственных связей. Использование на практике народно-педагогических ценностей в различных звеньях образовательной цепи подтвердило целесообразность этнопедагогического диалога культур, способствующего выявлению общности духовных истоков разных этносов, уникальность и самобытность каждого из них.

Трансформирование традиционных педагогических знаний сквозь призму методико-возрастного видения позволило подвести учащихся к пониманию взаимосвязи национальных духовных культур, умению мыслить аналитически, сопоставляя категории «частного» и «общего», взаимосвязи «национального» и «общечеловеческого». Данный момент, в свою очередь, способствовал воспитанию соответствующих нравственных качеств и представлений воспитанников, позволяющих предвидеть и не допускать межэтническую напряженность, находить выходы из конфликтных состояний, нацеливать себя и окружающих на межэтническую гармонию.

Ни в одной народной педагогике нет самого минимального фонда, ориентирующего людей на межнациональные трения и конфликты. Особенно плодотворной является идея изучения традиционной этнической педагогики коренного населения во взаимосвязях с воспитательными традициями соседних, родственных и других народов в контексте северокавказского, всероссийского и всемирного педагогического процесса. Ее практическая реализация в северокавказском регионе позволила максимально содействовать налаживанию межнациональной гармонии, ибо близкие и понятные людям этнопедагогические идеи собственных этносов во многом демократизируют и гуманизируют политический климат общества.

Уже одно только знание, освоение соответствующего пласта народной педагогической культуры, способствовавшего в традиционных обществах гармоничному усвоению национальных норм и моделей поведения, и сейчас способно в ненавязчивой, запоминающейся форме структурировать и суммировать морально-этические установки личности, существенно скорректировать его ценностные ориентации, привить толерантную ментальность. Работа с материалом различных этнопедагогических традиций не только повышает этническое самосознание детей, она благоприятствует проведению различного рода сопоставлений и сравнений с аналогичными формами других народов, обогащая ассоциативную память, способствуя культурному росту и расширению кругозора, что сказывается на выборе позиции ненасильственного межэтнического взаимодействия: ведь одна из причин шовинизма, принятого на вооружение определенными людьми, заключается в низкой гуманистической культуре. Как правило: люди высокой культуры не враждебны к чужой национальности, к чужому мнению и не агрессивны.

         
   
 
   
 
 

 

 


Самостоятельная внеаудиторная работа по теме учебной дисциплины:

 

№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Срок сдачи для обучающихся очной формы обучения Форма отчетности
Общая (единое задание для каждого студента группы) – Разработка и реализация плана-проекта «Проектирование работы психолога по диагностике и развитию этнического самосознания и межэтнической компетентности в образовательном учреждении» (задание из шкалы баллов) Алгоритм реализации плана-проекта «Проектирование работы психолога по диагностике и развитию этнического самосознания и межэтнической компетентности в образовательном учреждении»: 1. В результате наблюдения выделить и описать имеющиеся в образовательной среде конкретного образовательного учреждения культурные группы и их представителей. Описать представленные культуры с точки зрения этнокультурных традиций, социально-экономического и политического положения этих групп в нашем обществе. 2 балла 2. Подобрать методы и методики для оценки этнического самосознания представителей разных культурных групп. 2 балла 3. Оценить степень культурной включенности «инокультурных» учеников – представителей нетитульных культур (на основе наблюдения и опроса учителей) 2 балла. 4. Оценить уровень межкультурной компетентности педагогов, работающих с учениками – представителями других культур (обосновать установленный уровень подтверждающими примерами поступков и реакций учителей). Желательно дать оценку уровня межкультурной компетентности нескольких педагогов. 2 балла 5. Разработать или подобрать мероприятие для решения основных проблем развития этнического самосознания в конкретной школе (классе) и мероприятие для развития межкультурной компетентности педагогов. 2 балла. Оформить отчет в соответствии с предложенными пунктами. 5-я неделя семестра Проверка отчета о проекте в этнопедагогическом портфолио студента.     Выступление с сообщением на следующих семинарах
Групповая      
Индивидуальная Подготовка к следующему семинару № 5 Разработка сценария любого мероприятия этнопедагогического характера (праздник, обряд, игра и т.д.) и проведение его в одной из образовательных организаций: детский сад, школа, детский дом, вуз и т.д. (Задание по шкале баллов) 5-я неделя семестра Проверка записи в тетради или Портфолио с представлением идеи мероприятия на следующих семинарах

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.