В любой педагогической системе одним из ключевых является понятие «воспитательный идеал». Размышляя о народном идеале воспитания, Г.Н. Волков оперирует понятиями «совершенный человек» и «совершенная личность».
Именно формирование совершенной личности Г.Н. Волков считает лейтмотивом народного воспитания. «Народный идеал совершенного человека, – пишет он, – следует рассматривать как суммарное, синтетическое представление целей народного воспитания... В идеале показывается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, дается ему высший образец, к которому он должен стремиться» (Волков Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. С. 230.). Г.Н. Волков отмечает, что представления каждого народа о совершенной личности развивались и конкретизировались под влиянием исторических условий. Своеобразие условий жизни народа находит свое отражение в национальном идеале человеческих совершенств.
Пример.«Настоящий джигит» башкир, татар, народов Кавказа и Средней Азии имеет некоторые отличия от русского «доброго молодца» родом своей деятельности, кодексом приличий и хорошего тона и т.п.
В основных же человеческих качествах идеалы совершенной личности все-таки очень близки друг к другу. Всеми народами ценится ум, здоровье, трудолюбие, любовь к Родине, честность, храбрость, великодушие, доброта, скромность и т.д.
По наблюдениям Г.Н. Волкова, у некоторых народов, в частности, у адыгов, любовь к Родине – одна из решающих черт совершенной личности – «всегда проявлялась вместе с чувством родового и национального достоинства... Высокое чувство национального достоинства предполагало осуждение и отклонение поведения, порочащего нацию, что способствовало воспитанию ответственности перед родным народом за свое доброе имя, а перед другими народами – за доброе имя своего народа (Волков Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. С. 232–233.). “Будь таким, чтоб по тебе судили о твоем народе, будь достойным сыном (дочерью) своего народа”, – такая идея, часто высказываемая в виде благопожеланий, присутствует в педагогике почти всех народов. У каждого народа имеется своя система нравственных совершенств: у чувашей – это «семь благ» или «семь заповедей», у бурятов «девять доблестей» и т.д. «Стремление человека к совершенству, – пишет Г. Н. Волков, – естественно. Само это стремление – внутренний стимул к прогрессу человека и человечества». От национального идеала совершенного человека он переходит к общечеловеческому идеалу воспитания, который «не может быть создан одним народом. В характеристиках совершенного человека народы не противоречат, а дополняют друг друга. Общечеловеческие представления о нравственности, красоте, уме складываются из суммы представлений многих поколений, многих народов; идеал совершенной личности также может быть объективно представлен только как гармоническое единство мыслей разных народов о хорошем человеке». Одним из ключевых в народной педагогике является формирование у детей чувства уважения к другому народу, его традициям и культуре, но прежде этого у учащегося должно быть сформировано национальное самосознание и чувство собственного достоинства. «На основе собственного самосознания, – пишет Г.Н. Волков, – благодаря сравнению с самим собой, умению ставить себя на место других, на собственном личном примере – на своем национальном достоинстве – человек учится понимать, уважать и ценить национальное достоинство другого человека любой национальности, ибо невозможно по-настоящему оценить в другом то, что отсутствует в тебе самом». Методологические подходы к сущности этнопедагогических явлений выстраивались на основе конкретного исторического анализа, в максимальной мере учитывалось то, что традиционная культура воспитания обусловлена своеобразием социокультурного и исторического развития жизни этноса. Этнопедагогические явления рассматривались с учетом связи истории с современностью, как диалектические проявления общего, особенного и частного, в русле системного подхода к анализу явлений воспитания и образования.
«Логическая цепочка» возникновения народного идеала воспитания
Народная педагогика, включающая фольклорную, народную, традиционную педагогику, – это педагогика национального спасения, представляющая собой самую эффективную отрасль педагогических знаний, активно способствующую гармонизации межнациональных отношений.
Структурообразующим компонентом системы воспитания любого народа является национальное; именно это глубинное, национальное, и составляет ядро, сердцевину национального и общенационального патриотизма, поэтому именно национальные особенности составляют основу или своего рода каркас духовного богатства представителя любой национальности.
Этническая культура воспитания, этнокультуравообще – это целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из населения народом. Сохранение национальных особенностей в результате этнического воспитания означает сохранение нации. Национальные особенности – духовная ценность нации, ее лицо, неповторимый облик – сближают людей, заинтересовывают другие национальности. Уважение к этим особенностям, их понимание превращает народы в гармонизированные, солидарно взаимодействующие сообщества. Полиэтничность – богатство человечества, его достоинство, его толерантное взаимодействие в счастливом, едином мире в будущем. Именно национальнорегиональные традиции, помогая выработке и созданию оптимально функционирующих воспитательно-образовательных систем, близких детям по мировосприятию, способствуют осознанию общности народных педагогических культур, всех духовно-нравственных связей. Использование на практике народно-педагогических ценностей в различных звеньях образовательной цепи подтвердило целесообразность этнопедагогического диалога культур, способствующего выявлению общности духовных истоков разных этносов, уникальность и самобытность каждого из них.
Трансформирование традиционных педагогических знаний сквозь призму методико-возрастного видения позволило подвести учащихся к пониманию взаимосвязи национальных духовных культур, умению мыслить аналитически, сопоставляя категории «частного» и «общего», взаимосвязи «национального» и «общечеловеческого». Данный момент, в свою очередь, способствовал воспитанию соответствующих нравственных качеств и представлений воспитанников, позволяющих предвидеть и не допускать межэтническую напряженность, находить выходы из конфликтных состояний, нацеливать себя и окружающих на межэтническую гармонию.
Ни в одной народной педагогике нет самого минимального фонда, ориентирующего людей на межнациональные трения и конфликты. Особенно плодотворной является идея изучения традиционной этнической педагогики коренного населения во взаимосвязях с воспитательными традициями соседних, родственных и других народов в контексте северокавказского, всероссийского и всемирного педагогического процесса. Ее практическая реализация в северокавказском регионе позволила максимально содействовать налаживанию межнациональной гармонии, ибо близкие и понятные людям этнопедагогические идеи собственных этносов во многом демократизируют и гуманизируют политический климат общества.
Уже одно только знание, освоение соответствующего пласта народной педагогической культуры, способствовавшего в традиционных обществах гармоничному усвоению национальных норм и моделей поведения, и сейчас способно в ненавязчивой, запоминающейся форме структурировать и суммировать морально-этические установки личности, существенно скорректировать его ценностные ориентации, привить толерантную ментальность. Работа с материалом различных этнопедагогических традиций не только повышает этническое самосознание детей, она благоприятствует проведению различного рода сопоставлений и сравнений с аналогичными формами других народов, обогащая ассоциативную память, способствуя культурному росту и расширению кругозора, что сказывается на выборе позиции ненасильственного межэтнического взаимодействия: ведь одна из причин шовинизма, принятого на вооружение определенными людьми, заключается в низкой гуманистической культуре. Как правило: люди высокой культуры не враждебны к чужой национальности, к чужому мнению и не агрессивны.
Самостоятельная внеаудиторная работа по теме учебной дисциплины:
№ п/п
Вид самостоятельной работы
Форма самостоятельной работы
Срок сдачи для обучающихся очной формы обучения
Форма
отчетности
Общая (единое задание для каждого студента группы)
– Разработка и реализация плана-проекта «Проектирование работы психолога по диагностике и развитию этнического самосознания и межэтнической компетентности в образовательном учреждении» (задание из шкалы баллов)
Алгоритм реализации плана-проекта «Проектирование работы психолога по диагностике и развитию этнического самосознания и межэтнической компетентности в образовательном учреждении»:
1. В результате наблюдения выделить и описать имеющиеся в образовательной среде конкретного образовательного учреждения культурные группы и их представителей. Описать представленные культуры с точки зрения этнокультурных традиций, социально-экономического и политического положения этих групп в нашем обществе. 2 балла
2. Подобрать методы и методики для оценки этнического самосознания представителей разных культурных групп. 2 балла
3. Оценить степень культурной включенности «инокультурных» учеников – представителей нетитульных культур (на основе наблюдения и опроса учителей) 2 балла.
4. Оценить уровень межкультурной компетентности педагогов, работающих с учениками – представителями других культур (обосновать установленный уровень подтверждающими примерами поступков и реакций учителей). Желательно дать оценку уровня межкультурной компетентности нескольких педагогов. 2 балла
5. Разработать или подобрать мероприятие для решения основных проблем развития этнического самосознания в конкретной школе (классе) и мероприятие для развития межкультурной компетентности педагогов. 2 балла.
Оформить отчет в соответствии с предложенными пунктами.
5-я неделя семестра
Проверка отчета о проекте в этнопедагогическом портфолио студента.
Выступление с сообщением на следующих семинарах
Групповая
Индивидуальная
Подготовка к следующему семинару № 5
Разработка сценария любого мероприятия этнопедагогического характера (праздник, обряд, игра и т.д.) и проведение его в одной из образовательных организаций: детский сад, школа, детский дом, вуз и т.д. (Задание по шкале баллов)
5-я неделя семестра
Проверка записи в тетради или Портфолио с представлением идеи мероприятия на следующих семинарах